Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекція 2 Обект, предмет та завдання експериментальної психології




Классификация форм научного исследования

Лекція 1 Основи наукового пізнання

Лекційні заняття

Познание – это получение новой информации о мире, о человеке.

Существует 4-е основных способа познания мира:

1. обыденное познание

2. религиозное познание

3. художественное познание

4. научное познание.

Обыденное познание – познание мира на собственном опыте (приметы, пословицы, поговорки). Так возникли стереотипы и предрассудки. Люди формулируют обыденные знания после одного, максимум нескольких случаев, и не проверяют, не опровергают их потом. Обыденное знание возможно только о настоящем времени и о видимом мире.

Религиозное познание – познание мира с помощью откровения свыше, т.е. молитвы, медитация, вхождение в транс. Так были созданы все мировые религии, получены мистические знания. Знания не проверяются, опровергнуть нельзя.

Художественное познание – познание мира с помощью исскуства (художественная литература, живопись) – очень субъективный вид знания. Выражает только авторский взгляд на мир.

Научное познание – получение знаний с помощью научных исследований. Существует специальная методология поиска научных знаний, специальные люди которые этим занимаются. Все знания должны быть получены в большой серии однотипных опытов. Научные законы выводятся из фактов в результате теоретического обобщения.

К. Поппер – предложил критерий научности знания по которому можно отличить научное – научное знание можно можно опровергнуть, если какое-то знание в принципе не опровержимо, то оно не научно.

1. По методам

a. Теоретические – анализ литературы, мысленные исследования

b. Эмпирические - используются методы позволяющие взаимодействовать с реальными испытуемыми (тесты, наблюдения, беседа)

2. По практическому применению результатов

a. Фундаментальные – направлены на получение знаний о мире независимо от их практического применения (изучение природы, интелекта)

b. Прикладные – направлены на решение практических задач (разработка методов повышения успеваемости младших школьников)

3. По целям

a. Поисковые исследования – цель – получение новых фактов в ситуации, когда заранее не известно, вообще в этой области есть какие-то факты или нет (Колумб открыл Америку)

b. Уточняющие исследования – цель – уточнение ранее полученных фактов

c. Воспроизводящее исследование – цель – подтвердить ранее полученные факты

d. Критическое исследование – цель – опровергнуть ранее полученные знания

Преднаучные методы

В психологии используются как научные, так и преднаучные методы.

1. Метод "упрямства". Экспериментатор упрямо верит во что-либо и не расположен к объективному анализу и сравнению.

2. Интуитивный метод. Считается, что истина постигается с помощью интуиции.

3. Метод авторитета. Любые утверждения специалиста в какой-либо области принимаются слепо, без критики, и считаются безупречной истиной.

4. Метод рассуждения. При получении новых знаний экспериментатор выстраивает цепь рассуждений, используя при этом известные логические правила.

5. Эмпирический метод. Опыт, полученный непосредственно из факта, считается единственным критерием истины. Доверяют только информации, полученной через сенсорный опыт. Этот метод может являться источником ошибок, потому что то, над чем мы экспериментируем, представляет собой только небольшую выборку множества потенциальных ситуаций. Однако из этих пяти методов данный метод является наиболее приемлемым.

Классификация научных методов

1. Экспериментальный метод подразумевает манипуляцию несколькими переменными, позволяет установить отношения причинности.

2. Описательные методы:

1) методы наблюдения спонтанного поведения в естественных или лабораторных условиях;

2) к орреляционный метод (изучает отношение между различными переменными, когда нет манипулирования переменными, он не направлен на установление определенных причинных связей;

3) г енетические методы (изучают развитие субъектов). Генетические методы в свою очередь подразделяются на:

- лонгитюдные (анализируют развитие поведения в различном возрасте одних и тех же субъектов);

- метод поперечных срезов (например, сравнивают группы подростков различного возраста).

3. Исторические методы:

a) исследование событий настоящих и прошлых;

b) исследование отдельного случая (клинические случаи).

Экспериментальная психология – это наука изучающая основные принципы организации и проведения экспериментальных исследований в психологии

Предметом является теория и практика психологического эксперимента.

Выделяют 4-е подхода к определению экспериментальной психологии:

1. Устаревший, он ведет свое начало от В. Вундта – под экспериментальной психологией понимают всю совокупность научных знаний полученных экспериментальным путем (слишком широкое определение). В настоящее время практически все знания в общей, социальной, возрастной психологиях и других получены экспериментальным путем.

2. Широкий подход – экспериментальная психология понимается как наука о методах психологического исследования вообще. Она сливается с методологией.

3. Узкий подход – экспериментальная психология совокупность конкретных экспериментальных методик.

4. Классический подход – экспериментальная психология – наука о психологическом эксперименте, теория и практика его проведения.

Экспериментальная психология возникла в конце 19в. Основатели: Ф. Гальтон и В. Вундт.

Гальтон разработал экспериментальные методы для изучения способности человека, потом их массово применяет.

Вундт – занимался разработкой интроспективного эксперимента. Именно он разделил психологию на 2-е части – психологию народов и экспериментальную психологию.

Цель экспериментальной психологии – получение новых знаний о психике и поведении человека экспериментальным путем.

В настоящее время экспериментальный метод считается ведущим в психологии. Все новые знания получают с помощью эксперимента.

Задачи экспериментальной психологии

1. Изучение принципов организации научного знания

2. Разработка общих требований к эксперименту, валидности эксперимента

3. Изучение экспериментальных и не экспериментальных методов исследования

4. Изучение причин артефактов и разработка методов борьбы с ними. (Артефакт – ложные знания (ошибочные))

5. Составление планов экспериментального исследования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.