КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Укрепление отбортовкой
Наибольший допустимый диаметр некрепленого отверстия в днищах.
Неукрепленным в днище считается отверстие не имеющее усиления в виде отбортованного воротника, приварных штуцеров и накладок. Наибольший допустимый диаметр неукрепленного отверстия рассчитывается по формулам в зависимости от коэффициента : при при при . Коэффициент определяется по формуле: .
Если диаметр в днище превышает наибольший допустимый диаметр, то следует или укрепить отверстие или увеличить толщину стенки отверстия. При укреплении отбортованным воротником (рис.5.9), укрепляющее сечение определяется как
Рис.5.9 Конструктивная схема днища с отбортовкой
Значение минимальной расчётной толщины стенки воротника определяется при и по обычным формулам: Если отверстие имеет частичное укрепление в виде штуцера или накладки следует вычислить эквивалентный диаметр ; - сумма укрепляющих сечений. По величине эквивалентного диаметра определяют значение коэффициента .
5.13. Расчёт на прочность сварных тройников.
Тройники, устанавливаемые на трубопроводы, изготавливаются литьём, сваркой и механической обработкой из поковок. В энергетике широко применяются тройники, сваренные из труб. Напряжения, возникающие в тройниках, обычно превышают напряжения в неослабленной трубе вследствие удаления части металла для образования отверстия и из-за наличия резкого изменения сечения. Расчёт сварных тройников на прочность решается с учетом экспериментальных данных. Коэффициент прочности при расчете сварных тройников определяется по уравнению (рис.5.10) где - высота штуцера; - толщина стенки штуцера. Рис.5.10 Конструктивная схема тройника
5.14. Расчёт разъёмных соединений
При расчёте разъёмных соединений сосудов рассчитываются усилия начальной затяжки шпилек, усилия в шпильках и на прокладке в условиях эксплуатации, крутящий момент в гайках, а также напряжения в шпильках, которые должны быть меньше предельно допустимых. Усилия начальной затяжки Рнз шпилек выбираются как наименьшее из трех условий: Рнз ³ Робж; Рнз ³ Рпр.г + (1 - x)×Рг; Рнз ³ Рпр.раб + (1 - x)×Рраб - Qт, где Робж - усилие, необходимое для сжатия прокладки, H; эта величина определяется по уравнению Робж = p × Dпс× в × q0; Dпс - средний диаметр прокладки (рис. 5.11), м; в - ширина прижимаемой части прокладки, м; q0 - удельное давление на прокладку при обжатии, Па; Рпр.г , Рпр.раб - усилие на прокладку, обеспечивающее герметичность при давлении гидроиспытаний и рабочем давлении, Н, Рпр.г = p × Dпн × в × m × рг, Рпр.раб = p × Dпн × в × m × р; Dпн - наружный диаметр прокладки, м; m - прокладочный коэффициент; рг, р - расчётное рабочее давление и давление гидроиспытаний, Па, рг = 1.25 × р; Рг, Рраб - гидравлическое усилие от давления гидроиспытаний и рабочего давления, Н, х - коэффициент нагрузки, который определяется по формуле , где lп, lк, lш, lв - коэффициенты податливости прокладки, корпуса, шпильки, шайбы соответственно, м/Н. Для клиновых, самоуплотняющихся прокладок Рпр = 0, Коэффициент податливости прокладки, если она находится между фланцами, рассчитывается по формуле , где hп - высота прокладки, м; Еп - модуль упругости материала прокладки, Па; Fп = p × Dпс× в - площадь прилегания прокладки к фланцам, м2. Для клиновых и беспрокладочных соединений lп = 0. При выборе материала прокладки можно использовать предельные параметры. Коэффициент податливости корпуса lк рассчитывается только тогда, когда между прокладкой и фланцем корпуса устанавливается промтело (например, антикоррозионная рубашка). Коэффициент податливости шпильки (болта) lш учитывает податливость стержня шпильки (болта) и резьбового соединения и определяется по уравнению , где L - свободная длина болта (шпильки) между торцами гайки и головки, прилегающих к фланцам, м; dш - диаметр стержня шпильки, м; z - число шпилек; Fш - площадь поперечного сечения стержня шпильки (болта), м2, ; Еш - модуль упругости материала шпильки, Па. Коэффициент податливости шайбы рассчитывается по уравнению , где hв - высота шайбы, м; если шайбы установлены с двух сторон, то высота шайбы в расчете берется удвоенной (рис.5.11); Eв - модуль упругости материала шайбы, Па; Fв = p×Dвс×вв - площадь поперечного сечения шайбы, м2; Dвс, вв - средний диаметр и ширина шайбы, м. Усилие в шпильках (болтах), вызванное температурным перепадом в деталях, соединениях и различием коэффициентов линейного расширения материалов при различных температурах: , где DL2 - температурное удлинение материалов фланца, шайб, прокладки и корпуса, если его необходимо учитывать, м, DL2 = Shв×aв×tв + SLф×aф×tф + hп×aп×tп; DL1 - температурное удлинение материалов шпильки (болта), м, DL1= L ×aш ×tш; aв, aф, aп, aш - коэффициенты линейного расширения материалов шайб, фланца, прокладки, шпильки, 1/°С; tф, tв, tп, tш – температура фланцев, шайб, прокладок и шпилек; можно принимать: tф = tп = tст; tв=0.5×(tок + tст); tш = tок; где tок - температура окружающей среды, 0С. Усилия в шпильках (болтах) и на прокладку, Н, в условиях эксплуатации определяются по формулам: Pш=Pнз + х×Pраб + Qт; Pп =Pнз - (1 - х)×Pраб + Qт. (6) На клиновую прокладку действуют осевое и радиальное усилия. По формуле (6) определяется осевое усилие. Радиальная сила R для клиновой прокладки, H, рассчитывается по уравнению R = Pп / tg(a), где a - угол прилегания клиновой прокладки, град. Для клинового уплотнения и беспрокладочного соединения с гибким герметизирующим элементом принимается . Если же между крышкой и опорным буртом корпуса устанавливается прокладка, то коэффициент податливости прокладки где - расчетная высота прокладки, мм; - модуль продольной упругости материала прокладки, кг/мм2; - площадь поперечного сечения прокладки, мм2; Dпс - средний диаметр прокладки, мм; в - ширина прокладки, мм; Коэффициент податливости бурта корпуса с антикоррозионной рубашкой вычисляют по формуле: где - высота элемента рубашки (рис.5.6), мм; - площадь поперечного сечения элемента выступа рубашки, мм2; - модуль продольной упругости материала рубашки, кг/мм2. Если бурт выполнен на корпусе, не имеющем рубашки, . Коэффициент податливости шпильки учитывает податливость стержня шпильки резьбового соединения (шпилька - корпус и шпилька - гайка). Величина определяется где - свободная длина шпильки (между нижним торцом гайки и верхний торцом корпуса, мм; - диаметр стержня шпильки, мм; - число шпилек; - площадь поперечного сечения стержня шпильки, мм2; - модуль упругости материала шпильки, кг/мм2; Коэффициент податливости втулки (шайбы) вычисляется по формуле: где - высота втулки (шайбы), мм, ; - модуль упругости материала втулки (шайбы), кг/мм2; н/м2 - площадь поперечного сечения втулки (шайбы), мм2; Усилия в шпильках, вызванные температурными перепадами в деталях соединения или различием коэффициентов линейного расширения материалов деталей соединения, определяют по формуле: , кг. Пример разбивки соединения по участкам показан на рис.5.6. Для данного примера где - коэффициент линейного расширения материала, длины участков и средние температуры на участке. Усилия, необходимые для обжатия прокладки находятся как , кг. где - удельное давление на прокладке при обжатии, кг/мм2; Значения выбираются из табл. 5.3 и 5.4. Усилия на прокладку (кроме клиновой самоуплотняющейся), обеспечивающее герметичность при рабочем давлении и гидроиспытании , , кг. где - наружный диаметр прокладки, мм; - расчетное рабочее давление и давление гидроиспытаний, кг/мм2; Для клиновых самоуплотняющихся прокладок .
Таблица 5.3
Таблица 5.4
Гидростатические усилия от рабочего давления и давления гидроиспытаний определяются как , , кг. Усилия начальной затяжки шпилек должно быть выбрано из условий: ; ; Во время действия рабочего давления и температурных перепадов для сохранения герметичности должно быть соблюдено условие ; Если это условие не соблюдается, то следует выполнить конструктивные изменения соединения или изменить температурные режимы работы. В крайнем случае, допускается увеличение начальной затяжки в соответствии с приведенным условием. Таким образом, в соответствии с условием начальной затяжки можно найти: 1) усилие на шпильках и на прокладках при затяжке: ; 2) усилие на шпильках при гидроиспытании 3) усилие на шпильках в рабочих условиях Усилия, действующие на прокладку при гидроиспытании и в рабочих условиях, можно определить в зависимости от типа прокладки: а) для клиновой прокладки б) для прочих видов прокладок Кроме осевых усилий для клиновых прокладок определяются , При затяжке гаек ключом возникает крутящий момент, Нм, величина которого может быть определена по уравнению , где x - коэффициент, учитывающий состояние поверхности резьбы; для чистообработанной резьбы со смазкой x = 0,1; для чистообработанной резьбы без смазки или грубообработанной со смазкой x = 0,13; для грубообработанной резьбы без смазки x = 0,18; dр - наружный диаметр резьбы шпильки, м. Напряжения, возникающие в шпильках при эксплуатации, подразделяются на три типа: растяжения, кручения и среза резьбы. Напряжения растяжения, Па, определяется по формуле . Напряжение кручения в шпильке, Па, , где Wк - момент сопротивления сечения стержня шпильки кручению, м3, Напряжение среза резьбы шпильки, Па, рассчитывается по уравнению , где d1 - внутренний диаметр резьбы, м; h - высота рабочей части резьбы (резьбового соединения), м. Исходя из энергетической теории прочности, расчет шпилек разъемного соединения должен удовлетворять следующим условиям: где sц - радиальное напряжение в шпильке, Па, можно принять sц = 0; [ s ] ш - допустимое напряжение металла шпильки, Па. Для материала прокладки также должны соблюдаться условия: , где [ s ] п - допустимое напряжение материала прокладки, Па. 5.15. Расчёт на прочность деталей насоса.
В энергоустановках турбомашины находят широкое применение. Например, питательные, конденсатные, дренажные насосы, в водо-водяных и водографитовых реакторах канального типа применяются циркуляционные насосы, для которых необходимо выполнять прочностные расчеты. К основным рассчитываемым узлам и деталям насоса относятся: вал, подшипниковые узлы, уплотнения и узлы корпуса. При прочностных расчетах насосов определяются: критические скорости вращения вала, при которых появляется повышенная вибрация; критерии жесткости вала, дисбалансировочные нагрузки; удельное давление на подшипниковую опору и др. 1. При работе турбомашин всегда наблюдается некоторая вибрация, вызванная колебанием вращающихся элементов машины. При определенных скоростях вращения появляется повышенная вибрация, при которой частота собственных колебаний совпадает с частотой вынужденных колебаний вала. Этот резонанс можно выразить графически (рис.5.12).
Рис.5.12. Частотная характеристика турбомашины
Для циркуляционных насосов атомных реакторов отношение критического числа оборотов вала к номинальному рабочему должно удовлетворять условию Первую критическую скорость вращения консольного вала при коэффициенте определяют по формуле , об/мин.
где - наружный и внутренний диаметры консольного участка вала, примыкающего к подшипниковой опоре, мм; - длина консольного участка вала, мм; - приведенный к концу консоли вес консольного участка вала; определяется как ; - вес сосредоточенного груза на конце консоли (вес рабочего колеса и его крепления), кг; - вес консольного участка вала (без рабочего колеса), кг; - коэффициент приведения; - коэффициент приведения жесткости междуопорного пролета к жесткой консоли; - наружный и внутренний диаметры вала в средней части междуопорного пролета, мм; - расстояние между опорами; - коэффициент, учитывающий изменение модуля упругости на консольном участке вала; Е - модуль упругости материала вала на консольном участке при расчетной температуре;
Рис.5.13. Конструктивная характеристика вала турбомашины
- коэффициент, учитывающий непостоянство диаметра консоли; - коэффициент, учитывающий непостоянство диаметра межопорного пролета вала; u - коэффициент, характеризующий влияние массы междуопорного пролета на критическую скорость вала; определяется в зависимости от величины и по графику (рис.5.14), где - вес междуопорного пролета, кг; t - температура вала, 0С. Рис.5.14. Зависимость коэффициента влияния массы междуопорного пролета на критическую скорость
Для неконсольного вала и консольного при любой величине коэффициента u , об/мин. где - вес участка вала с насаженными деталями, кг.; - прогиб (рис.5.15), определяемый путем численного интегрирования дифференциального уравнения , где М - изгибающий момент в стыке, кг/мм.; - момент инерции вала, мм4. Рис.5.15. Конструктивная схема определения координат оси вала
2. Для подшипниковых опор насосов определяют удельное давление q, скорость скольжения υ и характеристику q υ. Для насосов с масляными опорными подшипниками скольжения , кг/мм2 где R - величина радиальной нагрузки, кг; dn - диаметр шейки подшипника, мм; - рабочая длина подшипника, мм. Удельное давление на пяте упорного подшипника скольжения с масляным охлаждением определяется по формуле: , кг/мм2
где А - величина осевой нагрузки; F - контактирующая площадь вкладышей пяты, мм2. Скорость скольжения находится как , мм/сек; где n - число оборотов ротора насоса в минуту, об/мин. Допускаемые значения q, υ и q υ зависят от материалов трущихся пар, параметров системы смазки и охлаждения, конструкции пяты и т.д. Для подшипников скольжения с трущейся парой является бабит (Б-83 ГОСТ 1320-55) по закаленной стали с принудительной смазкой и охлаждением турбинным маслом. , , Для конструкции пяты с самоустанавливающимися подрессорными вкладышами с трущейся парой бабит по закаленной стали с принудительной смазкой и охлаждением турбинным маслом , , Работоспособность и грузоподъёмность нижнего подшипника определяют из специального гидравлического расчета и проверяют стендовыми испытаниями опытных образцов. Испытания обычно проводят на всем диапазоне рабочих скоростей вращения вала насоса и в режиме многократных пусков и остановок.
5.16. Расчёт перемещений, усилий и напряжений в элементах корпуса
При проведении поверочного расчета приходится определять не только напряжения и усилия, действующие на элементы оборудования, но и величины перемещений и деформаций этих элементов. Поверочный расчет производится после выбора всех основных размеров рассчитываемых элементов, с учетом всех расчетных нагрузок для всех расчетных случаев. При составлении расчетной схемы узлы конструкции заменяют набором простых элементов (цилиндрических, конических и т.д.). При этом элементы подбирают таким образом, чтобы они по геометрии максимально приближались к натурной конструкции. Например, на рис.5.16 представлена разбивка на элементы фланцевого соединения корпуса сосуда. Перемещения и усилия, возникающие при действии совокупности нагрузок, вычисляются методом наложения. Деформации же могут быть определены по напряжениям с помощью линейной зависимости между деформациями и напряжениями (по закону Гука). Взаимодействие элементов заменяют изгибающим моментом, перерезывающей и продольными силами, приложенными по среднему радиусу стыков. В таких расчетных схемах силы трения по контактным поверхностям рассчитываемых деталей не учитываются. Усилия определяются из решения системы уравнений совместности перемещений ; где W - радиальное перемещение для сосудов, мм; v - угол поворота элемента, рад,; i, j - номер элемента конструкции и сторона элемента (a, b, c); n – точка, для которой записывают перемещения. Знаки перемещений в уравнениях принимают с учетом общей системы координат, принятой в расчетной схеме. Рис.5.16. Конструктивная схема разбивки узла на элементы
В нормах (Л 1) приведены формулы для расчета перемещений, усилий и напряжений в элементах, выполненных в виде тонкостенных оболочек вращения постоянной толщины: цилиндрической короткой, полубесконечной и бесконечной оболочек; сферической без отверстия и с отверстием в вершине; полуэллиптической оболочки без отверстия. При этом рассмотрены осесимметричные нагрузки: внутреннее равномерное и гидростатическое давление, неравномерное вдоль меридиана и по толщине температурные нагрузки и краевые нагрузки. В таблице 5 приведены расчетные формулы для самых распространенных случаев. Эти формулы могут быть применены как к отдельным элементам, так и для сосудов (или других конструкций) составленных из разных элементов (цилиндрических, сферических, эллиптических и т.д.). При действии на элемент нескольких видов усилий (внутреннее давление, температурное и краевые) перемещение элемента определяется путем сложения значений перемещений, вычисленных для каждой из действующих на элемент нагрузок. Например, для элемента 1 (рис.5.16) можно записать, что Система сил, действующих на элемент, может приводиться к одной силе и к одному моменту. Например, система сил , , и (рис.5.16) приведена к силе и моменту М. где - продольная сила, приложенная к фланцу от шпилек, кг/мм; - сила, приложенная к фланцу от прокладки, кг/мм; , - усилия на шпильках и прокладке, кг. - сила, приложенная от крышки, кг/мм; Н – перерезывающие усилия в стыке элементов, кг/мм. Для рассматриваемого примера (рис.5.16) можно записать следующую систему уравнений совместимости деформаций:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |