Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения зрения

Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др.

Зрительный анализатор является ведущим: примерно 87 % информации поступает в мозг через зрительные рецепторы. Он имеет три отдела:

1. Периферический — глаз: наружная (мышцы, вращающие глазное яблоко, и переднюю прозрачную часть — роговицу), средняя (содержит кровеносные сосуды, радужку и зрачок) и внутренняя оболочка (сетчатка — воспринимающий, рецепторный, аппарат).

2. Проводниковый — зрительный нерв, зрительные и подкорковые образования.

3. Центральный — клетки в зрительных зонах коры головного мозга.

Нарушения зрения могут быть выражены по-разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний, затрагивающих разные отделы зрительного анализатора. С учетом того, в какой мере нарушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих. По времени наступления дефекта: слепорожденные (до рождения и в первые три года жизни); ослепшие (сохранность в определенной степени зрительных образов в памяти); поздноослепшие.

Острота зрения проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв или знаков. Чтение с расстояния 5 м. Разница между рядами в 0,1. 10-ая строка: 1,0 — норма; 1-ая строка — 0,1; 5-ая — 0, 5.

Тотальная слепота и частичная. В первом случае зрительные ощущения могут полностью отсутствовать, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощущению и цветоразличению (тотальная слепота). Мы видим объекты, потому что они отражают свет. Во втором случае могут сохраняться светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности. При такой слепоте максимальная острота — 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией (обычные и телескопические очки, лупы, контактные линзы, проекторы;, сужение поля зрения до 30 градусов. Повышенная освещенность 500-700 люкс: общая в классе не менее 1000 и местная на рабочем месте 400-500.

Слабовидящие лица обладают остротой зрения на лучшевидящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2). Нарушенное зрение, как и при норме, является ведущим анализатором.

Врожденные аномалии зрительного анализатора вызываются: генетическими факторами, например врожденная катаракта (помутнение хрусталика), может быть также вызвана нарушением обмена веществ, авитаминозом; поражением в эмбрионе (токсоплазмоз, краснуха в первые месяцы беременности); родовой травмой (внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния).

Приобретенные аномалии встречаются реже, в основном причинами их являются травмы и осложнения после инфекционных заболеваний (например, гриппа, менингита, менингоэнцефалита).

Заболевания органа зрения подразделяют на прогрессирующие и стационарные нарушения. К первым относят глаукому (заболевание, связанное с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза), атрофию зрительного нерва, пигментную дистрофию сетчатки, ведущую к сужению поля зрения (могут проявляться в любом возрасте, нередко связаны с мозговыми опухолями в области мозжечка).

Близорукость, которая встречается гораздо чаще, чем дальнозоркость во многих случаях вызвана нарушением санитарно-гигиенического режима.

К стационарным нарушениям относят следующие: микрофтальм — уменьшение размера глаза; анофтальм — безглазие; колобомы — дефекты тканей век или оболочки глазного яблока; астигматизм — нарушение преломляющей способности глаза (рефракция).

Среди нарушений зрения есть и такие, как амблиопия — ослабление зрения при отсутствии органических поражений систем глаза (бездействие при косоглазии; истерическая амблиопия); дальтонизм — особенность зрения, заключающаяся в неспособности различать некоторые цвета, в частности, красный и зеленый.

Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т. д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия. На формирование качеств восприятия влияет уровень общего психического развития. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия. Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, в определенных мыслительных операцях и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением зрения должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого ребенка надо учить аналитическому и целостному восприятию мира.

На развитие высших психических функций слепота, по сути, не отражается. Однако определенная дисгармония во взаимодействии чувств и интеллекта нередко наблюдается. Отмечается достаточно обширный запас словесно-логических, абстрактных знаний, не наполненных адекватным конкретно-предметным содержанием. Возможные недостатки характера: раздражительность, негативизм, агрессивность, замкнутость.

Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо комплексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств. Компенсаторные процессы при глубоких нарушениях зрения под влиянием социальных факторов и активной личностной позиции самого незрячего достигают такого высокого уровня, который обеспечивает неограниченное развитие творческих сил и способностей человека.

Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц* с глубокими нарушениями зрения.

В СССР за 50 лет было подготовлено 26 докторов наук и 106 кандидатов из числа инвалидов по зрению, среди них и слепоглухие: Ольга Скороходова кандидат наук, старший научный сотрудник института дефектологии АПН СССР; профессор философии Анатолий Ракитов, заведующий кафедрой в Университете дружбы народов (Москва), работал советником президента Б. Н. Ельцина. Это люди, дающие нам пример жизненной стойкости.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Нарушения слуха | Нарушения интеллекта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.