Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 14

Вопрос 4: Дидактические инновации в высшем образовании

Вопрос 2: Классификация дидактических инноваций

Вопрос 1: Сущность дидактических инноваций

 

Педагогическая инноватика - это сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики об­разования.

Инновация - (от лат. «innovation» - нововведение, изменение, об­новление) - деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое.

Инновации появляются в результате попыток решения традицион­ной проблемы новым способом. Длительный процесс накопления и ос­мысления фактов и явлений рождает новое качество, несущее новатор­ский смысл. Современные инновации имеют преемственность с исто­рическим опытом.

Инновационный процесс - это целенаправленный процесс разви­тия, освоения, разработки различных новшеств, который направлен на кардинальное, качественное улучшение системы, в которую вносится новое.

К инновационным процессам относят все, что связано с передовым опытом, различные организационные изменения в сфере образования, науки, их внедрение в жизненную практику. Это касается введения но­вого в цели образования, содержания образования, разработки новых методов, форм и технологий, организации управления образователь­ными учреждениями.

Можно рассматривать как инновационный сам целостный педагоги­ческий процесс, поскольку его целью является передача ученикам но­вых для них знаний и формирование новых свойств личности.

Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, научный прогресс в экономике, культурные изменения, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необхо­димости кардинальной модернизации системы образования. Одним из путей в этом направлении являются дидактические инновации — то есть управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирова­ния содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организа­ции и управления, созданию новых педагогических технологий.

Образовательные инновации вносят изменения в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в сти­ли педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика.

Дидактические инновации служат гарантиями реализации консти­туционных прав граждан в образовательной области, приводят саму систему образования в соответствие с современными личностными, общественными и государственными потребностями, создают предпо­сылки ее развития и сохранения традиций, улучшают подготовку уча­щихся к жизни и труду на благо общества.

Внедрение дидактических инноваций проходит этапы: обоснование путей решения образовательных задач; массовое испытание предло­женной методики; ограниченная или массовая её реализация; освоение и внедрение в практику. Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению вы­явленной в теории и практике проблемы. Чтобы освоить новое необхо­димо некоторое время, необходимое научное обеспечение, подготовка квалифицированных педагогических кадров, адаптация педагогическо­го коллектива к работе в новых условиях.

Характер инноваций во многом зависит от опыта и квалификации педагогов, от уровня обученности и воспитанности учащихся, от кон­кретных жизненных условий. Сами по себе инновации нужны тогда,

когда традиционные способы решения образовательных проблем не дают положительных результатов даже при самой высокой квалифика­ции учителей.

Педагогические инновации должны соответствовать критериям:

- оптимальность, полностью учитывающую уровень затраты сил и средств со стороны педагогов и учеников, необходимых для дос­тижения планируемых результатов;

- высокая результативность, выражающаяся в устойчивости по­ложительных результатов в деятельности педагогов;

- возможность креативного использования инноваций в массовом опыте;

- прогрессивность предлагаемых нововведений;

- теоретическая и методическая обоснованность;

- оптимальность;

- результативность;

- возможность применения в массовом опыте.

Инновационными называют учебные заведения, в которых внедря­ются всесторонне обоснованные нововведения. В процессе обучения можно выделяют организационную область применения нововведений, способствующих активизации деятельности учащихся, структурирова­нию деятельность учащихся и педагогов.

 

 

Типы нововведений могут группироваться по разным основаниям.

Классификация инноваций, основанная на соотнесении нового к су­ществующему педагогическому процессу, в которой выделяют следую­щие типы нововведений:

- новое в целях и содержании образования;

- новое в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогиче­ского процесса;

- новое в формах и способах организации обучения и воспитания;

- новое в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Другая классификация основана на применении признака масштаб­ности. Здесь выделяют:

- локальные и единичные, не связанные между собой инновации;

- комплексные, взаимосвязанные между собой инновации;

- системные, охватывающие всю систему образовательного учре­ждения инновации.

Существует системная классификация инноваций.

1.Технологические инновации - в сфере образования такие нововве­дения касаются технических средств и оборудования, используемого в обучении. Много новых возможностей дало ведение информационной среды и программного обеспечения. Компьютерные технологии - это принципиально новые средства обучения, позволяющие реализовывать множество вариантов проблемного и развивающего обучения, строить обучение в диалоговом режиме и максимально индивидуализировать обучение.

2.Методические инновации - это инновации в области образова­тельных методик, самый распространенный тип новшеств в образова­нии, который охватывает процесс преподавания всех дисциплин от до­школьного воспитания до высшего образования и переквалификации кадров. Они напрямую связаны с организационными нововведениями. Используются в ситуациях, когда обозначенная цель ясна, однако ме­тоды и средства ее реализации требуют дополнительных разработок.

3.Организационные инновации касающиеся освоения новых форм и методов организации труда. Например, вопросы комплектования клас­сов, способов работы с классным коллективом, создание классов ком­пенсирующего обучения

4.Управленческие инновации, касающиеся структуры, способов управления образованием, ориентированные на ускорение, облегчение или улучшение решения поставленных задач. Это совершенствование управления системой образования на федеральном и местном уровнях.

Экономические инновации охватывают изменения в финансовой и бухгалтерской областях, в планировании оплаты труда педагогов. Их влияние сказывается на работе всей системы образования, которая пре­доставляет населению платные образовательные услуги.

6. Социальные инновации - это активизация человеческого фактора, разработка системы совершенствования кадровой политики, профес­сиональной подготовки и повышение квалификации. Сюда относятся совершенствование социально-бытовых условий жизни учителей, ус­ловий безопасности и гигиены труда, организация отдыха и свободного времени.

7. Юридические инновации - создание и изменение существующих законов и нормативно-правовых документов, определяющих и регули­рующих деятельность образовательных учреждений.

8. Теоретические инновации - это вновь созданные концепции, под­ходы, направления, классификации, принципы в образовании, получен­ные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.

 

 

Вопрос 3: Дидактические инновации в ССУЗ и школах

 

Под инновациями в обучении понимаются новые мето­дики преподавания, новые способы организации учебных занятий, новшества в организации содержания образования, интеграционные программы, новые методы оценивания образовательного результата.

К наиболее известным инновациям в области средне-специального образова­ния относятся:

Организация учебных занятий (в том числе с использованием класс­но-урочной системы)

- методики коллективных учебных, активно использующие ситуа­ции взаимообучения;

- применение игровых обучающих методик, проектных технологий;

- использование систем сетевого взаимодействия;

- применение индивидуальных образовательных программ;

Способы передачи содержания образования

- опорные сигналы;

- организация межпредметных занятий с активным использовани­ем межпредметных связей;

- конструирование образовательного процесса по областям чело­веческой деятельности или историческим эпохам;

- компьютеризация образовательного процесса;

- технологии на основе принципа полного усвоения;

- метод погружения;

- выделение национального и культурного аспектов образования;

- программное обучение и проблемное обучение;

- организация исследовательской деятельности обучаемых;

- привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми;

- создание компьютерной базы данных о передовом опыте;

- совершенствование форм материального и морального поощре­ния, стимулирования педагогов.

Способы оценки результатов обучения:

- увеличение балльной шкалы;

- балльно-рейтинговая оценка;

- создание портфолио педагога;

- разработка критериев оценки деятельности педагогов с исполь­зованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов.

Под инновациями в воспитании обучаемых понимают изменения, основанные на использовании новых воспитательных средств, методов и технологий. Инновации в воспитании способствуют социализации учащихся и позволяют нивелировать асоциальные явления.

Под инновациями в управлении понимают новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образователь­ными учреждениями, оригинальные схемы организации управленче­ской и хозяйственной деятельности школы: маркетинговые исследова­ния в практике школ, создание систем автоматизации управления, организация предметных кафедр внутри ССУЗ, создание попечительских и управляющих советов, создание сетевого взаимодей­ствия.

Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образова­ния понимают новые методики и технологии преподавания и организа­ции занятий, новые программы переподготовки педагогических кадров, ориентированные на повышение требований к качеству образования, дистанционное обучение педагогических кадров, создание интегриро­ванных межпредметных курсов по обучению менеджеров образования, экспертов.

Современные инновации в области средне - специального образования основа­ны на активном, эмоциональном общении учеников друг с другом и с учителем. Сегодня должны активно формироваться умения:

- быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса;

- совместной выработки правил, самостоятельного обсуждения, об­мену мнениями, сжатого, самостоятельного подведения итогов;

- адекватного восприятия возможных ошибок в фактах, логике рассуждений (терпимость);

- творческого, конструктивного отношения к ходу обсуждения.

В настоящее время создана сеть инновационных школ, обучение в которых направлено на обновление, творчество, и саморазвитие учени­ков. К таким школам могут быть отнесены: авангардные, пилотные, лаборатории, опытно-экспериментальные, ис­пользующие в своей деятельности новые модели образовательной дея­тельности.

Дидактические инновации активно реализуют развивающий потен­циал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой дея­тельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уров­ня, ставят учителя в позицию равноправного партнера по учебному процессу, предполагают личную включенность всех участников обуче­ния, высокую личностную и профессиональную готовность учителя к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся.

 

Сегодня происходит интенсивное развитие международного образо­вательного пространства. Многие страны стремятся к созданию гло­бальной мировой стратегии образования человека, которое будет неза­висимо от места его проживания, образовательного уровня. Современ­ное образование сегодня должно стать международным. Вузовское об­разование приобретает сегодня черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции Человека, с позиции разных культур, разных социально-экономических формаций. В современном мире создается поликультурная среда, которая предпо­лагает свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащение его личности.

Проявляется активное стремление к интеграции разных типов вузов в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегио­нального и государственного значения. Во многих развитых странах происходит объединение университетов с промышленными предпри­ятиями. Таким образом, формируется прочная база для научных иссле­дований и подготовки квалифицированных специалистов для органи­зации современного производства.

Основными принципами развития отечественных вузов являются:

- взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки квалифи­цированного специалиста;

- преемственность между всеми уровнями образования, высокая корпоративность выпускников университета;

- гражданственность воспитания студентов;

- интеллигентность и высокая духовность жизни вуза, независимо от политического строя и экономических условий в стране.

Реформирование системы высшего образования России сопровожда­ется активным поиском оптимального соответствия между сложивши­мися традициями в отечественной высшей школе и новейшими тенден­циями, связанными с вхождением в мировое образовательное простран­ство.

Инновационные тенденции в системе вузовского образовании России:

- развитие многоуровневой системы образования, что служит мо­бильности в темпах обучения, формирует способность у выпу­скника осваивать на базе полученного высшего образования но­вые специальности.

- обогащение современного вуза новейшими информационными технологиями, массовое включение в систему Интернет, интен­сивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

- появление университетских комплексов;

- перевод высшей ССУЗ России на самофинансирование;

- обновление стандартов высшего профессионального образова­ния с учетом требований мировых требований.

Локальные нововведения осуществляются только в рамках одного факультета или направления подготовки. Более масштабные инновации охватывают структуру управления, формы и методы организации учеб­ной и научно-исследовательской деятельности студентов, образова­тельные технологии, область международного сотрудничества. Когда весь вуз работает над реализацией идеи перспективного развития, то введение разнообразных инноваций охватывает все звенья и элементы системы.

 

Вопросы для контроля:

 

1. Дайте определение понятию инновация.

2. Что такое дидактическая инновация?

3. Какие этапы проходит внедрение инноваций в педагогическую прак­тику?

4. Какие классификации дидактических инноваций Вы знаете?

5. Охарактеризуйте системную классификацию дидактических инно­ваций.

6. Назовите и охарактеризуйте направления инновационной деятельно­сти в детском дошкольном учреждении.

7. Дайте характеристику дидактическим инновациям в образовании обучаемых.

8. Назовите и охарактеризуйте инновационные тенденции в универси­тетском образовании.

9. Что собой представляют инновационные процессы в образовании, и каковы их особенности?

10.Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогиче­ских инноваций в образовательном процессе.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.—192с.

2. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной ССУЗ / Н.К.Капустин. - М., Академия, 2001. - 234с.

3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В.Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176с.

4. Педагогика: краткий курс лекций / М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2013. - 198 с.

5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

6. Слободчиков, В. Инновации в образовании: основания и смысл //Исследовательская работа обучаемых. - 2004.-№2- С. 53-59.

7. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности образова­тельных учреждений: сценарный подход // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №5.

 

Основная литература:

 

1. Недвецкая М.Н. Щербакова Т.Н. Педагогика краткий курс. учебное пособие - М.: УЦ "Перспектива"-2013

2Подласый И.П. Педагогика: успешный экзамен. Учебное пособие. М: Дата-Сквер 2010

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Дидактические инновации | Современное состояние фармацевтической науки и практики в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.