КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 14
Вопрос 4: Дидактические инновации в высшем образовании Вопрос 2: Классификация дидактических инноваций Вопрос 1: Сущность дидактических инноваций
Педагогическая инноватика - это сфера научного знания, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Инновация - (от лат. «innovation» - нововведение, изменение, обновление) - деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое. Инновации появляются в результате попыток решения традиционной проблемы новым способом. Длительный процесс накопления и осмысления фактов и явлений рождает новое качество, несущее новаторский смысл. Современные инновации имеют преемственность с историческим опытом. Инновационный процесс - это целенаправленный процесс развития, освоения, разработки различных новшеств, который направлен на кардинальное, качественное улучшение системы, в которую вносится новое. К инновационным процессам относят все, что связано с передовым опытом, различные организационные изменения в сфере образования, науки, их внедрение в жизненную практику. Это касается введения нового в цели образования, содержания образования, разработки новых методов, форм и технологий, организации управления образовательными учреждениями. Можно рассматривать как инновационный сам целостный педагогический процесс, поскольку его целью является передача ученикам новых для них знаний и формирование новых свойств личности. Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, научный прогресс в экономике, культурные изменения, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости кардинальной модернизации системы образования. Одним из путей в этом направлении являются дидактические инновации — то есть управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий. Образовательные инновации вносят изменения в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика. Дидактические инновации служат гарантиями реализации конституционных прав граждан в образовательной области, приводят саму систему образования в соответствие с современными личностными, общественными и государственными потребностями, создают предпосылки ее развития и сохранения традиций, улучшают подготовку учащихся к жизни и труду на благо общества. Внедрение дидактических инноваций проходит этапы: обоснование путей решения образовательных задач; массовое испытание предложенной методики; ограниченная или массовая её реализация; освоение и внедрение в практику. Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению выявленной в теории и практике проблемы. Чтобы освоить новое необходимо некоторое время, необходимое научное обеспечение, подготовка квалифицированных педагогических кадров, адаптация педагогического коллектива к работе в новых условиях. Характер инноваций во многом зависит от опыта и квалификации педагогов, от уровня обученности и воспитанности учащихся, от конкретных жизненных условий. Сами по себе инновации нужны тогда, когда традиционные способы решения образовательных проблем не дают положительных результатов даже при самой высокой квалификации учителей. Педагогические инновации должны соответствовать критериям: - оптимальность, полностью учитывающую уровень затраты сил и средств со стороны педагогов и учеников, необходимых для достижения планируемых результатов; - высокая результативность, выражающаяся в устойчивости положительных результатов в деятельности педагогов; - возможность креативного использования инноваций в массовом опыте; - прогрессивность предлагаемых нововведений; - теоретическая и методическая обоснованность; - оптимальность; - результативность; - возможность применения в массовом опыте. Инновационными называют учебные заведения, в которых внедряются всесторонне обоснованные нововведения. В процессе обучения можно выделяют организационную область применения нововведений, способствующих активизации деятельности учащихся, структурированию деятельность учащихся и педагогов.
Типы нововведений могут группироваться по разным основаниям. Классификация инноваций, основанная на соотнесении нового к существующему педагогическому процессу, в которой выделяют следующие типы нововведений: - новое в целях и содержании образования; - новое в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса; - новое в формах и способах организации обучения и воспитания; - новое в деятельности администрации, педагогов и учащихся. Другая классификация основана на применении признака масштабности. Здесь выделяют: - локальные и единичные, не связанные между собой инновации; - комплексные, взаимосвязанные между собой инновации; - системные, охватывающие всю систему образовательного учреждения инновации. Существует системная классификация инноваций. 1.Технологические инновации - в сфере образования такие нововведения касаются технических средств и оборудования, используемого в обучении. Много новых возможностей дало ведение информационной среды и программного обеспечения. Компьютерные технологии - это принципиально новые средства обучения, позволяющие реализовывать множество вариантов проблемного и развивающего обучения, строить обучение в диалоговом режиме и максимально индивидуализировать обучение. 2.Методические инновации - это инновации в области образовательных методик, самый распространенный тип новшеств в образовании, который охватывает процесс преподавания всех дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования и переквалификации кадров. Они напрямую связаны с организационными нововведениями. Используются в ситуациях, когда обозначенная цель ясна, однако методы и средства ее реализации требуют дополнительных разработок. 3.Организационные инновации касающиеся освоения новых форм и методов организации труда. Например, вопросы комплектования классов, способов работы с классным коллективом, создание классов компенсирующего обучения 4.Управленческие инновации, касающиеся структуры, способов управления образованием, ориентированные на ускорение, облегчение или улучшение решения поставленных задач. Это совершенствование управления системой образования на федеральном и местном уровнях. Экономические инновации охватывают изменения в финансовой и бухгалтерской областях, в планировании оплаты труда педагогов. Их влияние сказывается на работе всей системы образования, которая предоставляет населению платные образовательные услуги. 6. Социальные инновации - это активизация человеческого фактора, разработка системы совершенствования кадровой политики, профессиональной подготовки и повышение квалификации. Сюда относятся совершенствование социально-бытовых условий жизни учителей, условий безопасности и гигиены труда, организация отдыха и свободного времени. 7. Юридические инновации - создание и изменение существующих законов и нормативно-правовых документов, определяющих и регулирующих деятельность образовательных учреждений. 8. Теоретические инновации - это вновь созданные концепции, подходы, направления, классификации, принципы в образовании, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.
Вопрос 3: Дидактические инновации в ССУЗ и школах
Под инновациями в обучении понимаются новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, новшества в организации содержания образования, интеграционные программы, новые методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в области средне-специального образования относятся: Организация учебных занятий (в том числе с использованием классно-урочной системы) - методики коллективных учебных, активно использующие ситуации взаимообучения; - применение игровых обучающих методик, проектных технологий; - использование систем сетевого взаимодействия; - применение индивидуальных образовательных программ; Способы передачи содержания образования - опорные сигналы; - организация межпредметных занятий с активным использованием межпредметных связей; - конструирование образовательного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам; - компьютеризация образовательного процесса; - технологии на основе принципа полного усвоения; - метод погружения; - выделение национального и культурного аспектов образования; - программное обучение и проблемное обучение; - организация исследовательской деятельности обучаемых; - привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми; - создание компьютерной базы данных о передовом опыте; - совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов. Способы оценки результатов обучения: - увеличение балльной шкалы; - балльно-рейтинговая оценка; - создание портфолио педагога; - разработка критериев оценки деятельности педагогов с использованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов. Под инновациями в воспитании обучаемых понимают изменения, основанные на использовании новых воспитательных средств, методов и технологий. Инновации в воспитании способствуют социализации учащихся и позволяют нивелировать асоциальные явления. Под инновациями в управлении понимают новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности школы: маркетинговые исследования в практике школ, создание систем автоматизации управления, организация предметных кафедр внутри ССУЗ, создание попечительских и управляющих советов, создание сетевого взаимодействия. Под инновациями в подготовке и переподготовке кадров образования понимают новые методики и технологии преподавания и организации занятий, новые программы переподготовки педагогических кадров, ориентированные на повышение требований к качеству образования, дистанционное обучение педагогических кадров, создание интегрированных межпредметных курсов по обучению менеджеров образования, экспертов. Современные инновации в области средне - специального образования основаны на активном, эмоциональном общении учеников друг с другом и с учителем. Сегодня должны активно формироваться умения: - быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса; - совместной выработки правил, самостоятельного обсуждения, обмену мнениями, сжатого, самостоятельного подведения итогов; - адекватного восприятия возможных ошибок в фактах, логике рассуждений (терпимость); - творческого, конструктивного отношения к ходу обсуждения. В настоящее время создана сеть инновационных школ, обучение в которых направлено на обновление, творчество, и саморазвитие учеников. К таким школам могут быть отнесены: авангардные, пилотные, лаборатории, опытно-экспериментальные, использующие в своей деятельности новые модели образовательной деятельности. Дидактические инновации активно реализуют развивающий потенциал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят учителя в позицию равноправного партнера по учебному процессу, предполагают личную включенность всех участников обучения, высокую личностную и профессиональную готовность учителя к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся.
Сегодня происходит интенсивное развитие международного образовательного пространства. Многие страны стремятся к созданию глобальной мировой стратегии образования человека, которое будет независимо от места его проживания, образовательного уровня. Современное образование сегодня должно стать международным. Вузовское образование приобретает сегодня черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции Человека, с позиции разных культур, разных социально-экономических формаций. В современном мире создается поликультурная среда, которая предполагает свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащение его личности. Проявляется активное стремление к интеграции разных типов вузов в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. Во многих развитых странах происходит объединение университетов с промышленными предприятиями. Таким образом, формируется прочная база для научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов для организации современного производства. Основными принципами развития отечественных вузов являются: - взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки квалифицированного специалиста; - преемственность между всеми уровнями образования, высокая корпоративность выпускников университета; - гражданственность воспитания студентов; - интеллигентность и высокая духовность жизни вуза, независимо от политического строя и экономических условий в стране. Реформирование системы высшего образования России сопровождается активным поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новейшими тенденциями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. Инновационные тенденции в системе вузовского образовании России: - развитие многоуровневой системы образования, что служит мобильности в темпах обучения, формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного высшего образования новые специальности. - обогащение современного вуза новейшими информационными технологиями, массовое включение в систему Интернет, интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов; - появление университетских комплексов; - перевод высшей ССУЗ России на самофинансирование; - обновление стандартов высшего профессионального образования с учетом требований мировых требований. Локальные нововведения осуществляются только в рамках одного факультета или направления подготовки. Более масштабные инновации охватывают структуру управления, формы и методы организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, область международного сотрудничества. Когда весь вуз работает над реализацией идеи перспективного развития, то введение разнообразных инноваций охватывает все звенья и элементы системы.
Вопросы для контроля:
1. Дайте определение понятию инновация. 2. Что такое дидактическая инновация? 3. Какие этапы проходит внедрение инноваций в педагогическую практику? 4. Какие классификации дидактических инноваций Вы знаете? 5. Охарактеризуйте системную классификацию дидактических инноваций. 6. Назовите и охарактеризуйте направления инновационной деятельности в детском дошкольном учреждении. 7. Дайте характеристику дидактическим инновациям в образовании обучаемых. 8. Назовите и охарактеризуйте инновационные тенденции в университетском образовании. 9. Что собой представляют инновационные процессы в образовании, и каковы их особенности? 10.Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательном процессе.
Рекомендуемая литература:
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.—192с. 2. Капустин, Н.К. Педагогические технологии адаптивной ССУЗ / Н.К.Капустин. - М., Академия, 2001. - 234с. 3. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В.Кларин. - Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176с. 4. Педагогика: краткий курс лекций / М.Е.Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - М.: Юрайт, 2013. - 198 с. 5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 6. Слободчиков, В. Инновации в образовании: основания и смысл //Исследовательская работа обучаемых. - 2004.-№2- С. 53-59. 7. Тюнников, Ю. С. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №5.
Основная литература:
1. Недвецкая М.Н. Щербакова Т.Н. Педагогика краткий курс. учебное пособие - М.: УЦ "Перспектива"-2013 2Подласый И.П. Педагогика: успешный экзамен. Учебное пособие. М: Дата-Сквер 2010
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |