КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззрение хакасов
Уникальная полиландшафтная природная среда Хакасско-Минусинской котловины сформировала этническую культуру хакасов как уникальное явление, она же выполняла ряд достаточно важных функций в сохранении и развитии этноса. В немалой степени это было связано с тем, что ее мировоззренческие основания носили с неизбежностью сакральный характер. Традиционный человек жил в избыточной священной реальности и сохранил это мировосприятие вплоть до начала ХХ века. Традиционное мировоззрение хакасов открыто Космосу, напрямую устанавливает зависимость этноса от его состояния. Мир вечен, но и сотворяем в каждый значимый момент времени, будь то акты первотворения Вселенной, начало года, дня или само рождение человека. Миг рождения мира, дня, человека судьбоносен, именно он определяет их дальнейшее развитие. Поэтому все эти процессы в жизни народа были строго освящены ритуалами. В традиционном мировоззрении хакасов нет понятия ―пустоты‖, ―небытия‖, ―несуществования‖ как онтологических характеристик мира. Наш мир был создан Великим Синим Небом на основе вечно существующих четырех стихий: земли, воды, огня и воздуха. Поэтому кажется особенно важным сохранить и возродить поклонение им в повседневности, а не только в календарной обрядности. Изначальными качествами мира является стремление к Небесной гармонии, упорядоченности, равновесию. Порядок понимается не как статичность механического упорядочивания, а состояние мира как живого организма, для которого естественными являются рождение, рост, развитие, наконец, смерть как переход в новое состояние. Доминирование идеи первичности мира порядка, совершенства, гармонии, равновесия способствовало укоренению позитивного мировосприятия в традиционном мировоззрении хакасов. Поэтому для успешного возрождения народа кажется крайне важным искоренение настроений этнического и индивидуального пессимизма. И в этом смысле важно понять, что Хаос (эпоха перемен, страданий, неустройства) является вторичным, но необходимым элементом развития мира, формой перехода из одного состояния порядка в другое. Хаосом являются моменты сотворения мира, смерть, путешествие, они плодотворны, богаты новыми возможностями, несмотря на то, что несут смуту, войны, разрушения прежнего порядка. В традиционном мировосприятии человек и мир - это постоянно распадающаяся и самовосстанавливающаяся целостность. Древний человек это понял достаточно рано, чтобы зафиксировать в своих мифах и легендах. По сути, любой хакасский миф о первотворении и судьбах мира и человека - это либо констатация целостности человека с миром, либо стремление обрести эту целостность, утраченную и обретенную как спасение. Мир, Космос в традиционном мировоззрении едины, в нем нет жесткого членения на ―идеальное― и ―материальное―. Одни формы жизни переходят в другие. Сознание, душа, духи пронизывают мир и все его составляющие. Для эффективного экологического воспитания это положение становится особенно важным в повседневном существовании членов этноса в его природной и социальной среде. Самой главной характеристикой мира в целом и каждой конкретной его частицы, придающей им целостность, является Жизнь, пронизывающая все, являющаяся главной ценностью и целью деятельности традиционного человека. Понятие ―жизнь‖ тождественно присутствию в мире и в каждой его частице некоего духа, сознания, которые, по мнению традиционного человека, делает их живыми. Жизнь также предполагает механизм обмена как имманентного свойства всего живого. В традиционном мировоззрении является аксиомой мысль, что все в этом мире получает жизнь от других живых существ, в свой срок отдает их другим. На этом основан не только обряд жертвоприношения, но и все другие формы взаимоотношений человека с природой, обществом и самим собой. Сам человек в традиционном обществе не является ―тварью дрожащей‖, т.к. несет ответственность за ненарушение гармонии в мире. Он не представляет собой и вершину эволюционной пирамиды, как принято считать сейчас. Человек - одна из равноправных форм жизни, имеющая свою нишу существования в этом мире; с одной стороны, уязвимая / лишена многих эффективных приспособительных свойств/, но и могущественная в своей сакральной деятельности. Этнос, живущий в согласии, единстве с миром, не нарушающий меру, заданную жизнью, может спокойно предаваться естественному, цикличному и ритмичному течению жизни. Традиционному мировоззрению хакасов знаком закон сингулярности, вездесущей точечности, предполагающей наличие центра везде, в каждой точке. Ось мира - мировое дерево, гора, могут находиться везде, в том числе в сознании человека. Коновязь - такой же символ центра - стоит возле каждой юрты, причем сама юрта - Вселенная в миниатюре. Для восстановления ответственного отношения человека к миру и собственной судьбе особенно важным кажется донести мысль о том, что каждый человек – тоже ось мира, несущая на себе груз ответственности за себя и Вселенную. Чувство «малой родины» позволяет человеку ощущать себя сопричастной ее проблемам, что особенно важно сейчас, в период глобального экологического кризиса. Одним из важнейших законов традиционного мира является закон необходимого разнообразия. Подчеркнем, должна присутствовать мера многообразия в мире, превышение которой может уничтожить единство, целостность, а недостаточное разнообразие приводит к стагнации. Этнос как субъект исторического процесса на интуитивном уровне регулирует эти процессы. В момент подъема этнического развития появление новых социальных институтов /государства, церкви, различных социально-классовых образований/, культурных и идеологических новаций, новых типов производственных отношений, часто заимствованных извне, приводят к ускоренному развитию народа. Превышение меры заимствования, когда вследствие этих процессов этническое оттесняется на периферию, может привести к необратимым ассимиляционным последствиям. Поэтому в жизнеспособном этносе начинает стихийно формироваться потребность восстановления традиционных ценностей и структур. Например, современное искусство хакасов (живопись А. Доможакова, Л.Ултургашева и др.), музыка Т.Шалгиновой обращено к глубинным сакральным основам этнической культуры. В традиционном обществе сформировалось представление об идеальном типе социума, в котором с необходимостью должны присутствовать следующие условия: - сопряженность общества с природно-космическими процессами и действием сакральных сил; - непротиворечивость, равновесное развитие его социальных структур; - верховенство ―закона‖ /естественного права/, зафиксированного в традициях и обычаях; - следование нормам нравственности как условия достижения и сохранения идеального состояния общества; - сочетание идеи вечного развития общества как неизбежной утраты и восстановления состояния ― золотого века‖.
Легко заметить, что идея прогресса в традиционном обществе не представлена, скорее, отличительной чертой его является акцент на стремлении к консервации уже опробованных и доказавших эффективность механизмов стабилизации желаемого состояния - традиций и обычаев. Этой же цели служила деятельность шаманов, которые не только следили за физическим и нравственным здоровьем общества в повседневной жизни, но на пиках этнического развития становились верховными жрецами и каганами. В этом случае они могли быть также вершителями судеб целых народов. В традиционном обществе идея социального кризиса занимает значительное место. В хакасском героическом эпосе она - центральная, здесь истоки его рассматриваются всегда как следствие нарушения норм нравственности отдельным человеком. При этом кризисное состояние не вечно, оно преодолимо в ходе героических усилий народа с обязательной помощью сакральных сил /предков - хранителей/. Одной из важнейших составляющих этнической культуры современных хакасов является возрождение культа предков в форме поклонения родовым горам. Таким образом, в традиционном мировоззрении еще раз акцентируется внимание на личной ответственности каждого человека за все процессы в мире, в том числе и социальные, на трудном процессе самопреодоления и самосовершенствования человека как условии выхода из социального кризиса. Традиционная культура хакасов фиксирует доминирование коллективных интересов над индивидуальными, когда выделяется ценности семьи, рода и этноса. Однако это не означает, что здесь личность нивелируется. Ранее мы отмечали, что поведение отдельного человека влияет не только на ближайшее его природное и социальное окружение, но может нарушить космические ритмы и стать причиной прекращения жизни целого рода. В традиционном обществе создавались жесткие механизмы невозможности подобных ситуаций, в первую очередь, через систему воспитания и социальных запретов. В традиционном обществе культура народа имеет с неизбежностью религиозный характер, поскольку практически любое социальное действие осуществляется в сакральном контексте и зависит напрямую от взаимодействия со сверхъестественной реальностью. Отметим основные положения религиозного мировосприятия хакасов традиционного общества: - наиболее предпочтительным для человека является благополучное существование в земном воплощении, естественными характеристиками которого являются гармония, равновесие, порядок; отношение к миру оптимистическое, в нем эсхатологические настроения, скорее, заимствованы; - воздействие сверхъестественной реальности определяется, в конечном счете, степенью нравственности человека; главными ценностями являются нравственная и физическая чистота, целостность и благополучие семьи и рода, вечное существование этноса; нарушение норм нравственности имеет как близкие для самого человека, так и отдаленные негативные последствия для всего рода; - процесс реинкарнации отдельного человека становится условием вечного существования не только его самого, но и его рода и этноса в целом; вечное перевоплощение становится желанным благом, а не проклятием; спасением становится не уход из мира, а вечное возвращение в него; - культово-ритуальная практика самого этноса достаточно проста: жертвоприношение, молитва; нет идеи богоизбранности, но есть представление о передаче сакрального дара либо по наследству по родовой линии, либо непосредственно от сакральных сил / духов природы или предков - хранителей/. Таким образом, традиционная культура хакасов содержит богатейшие мировоззренческие константы, способствующие сохранению и развитию этноса, являясь ее ядром: - благоговение перед Вселенной, родной землей, народом и принцип личной ответственности за их судьбы; - социальные нормы, способствующие формированию достоинства и этнической солидарности человека и народа; - это умение и стремление жить в избыточной священной реальности. Поэтому народ сумел сохранить эту прекрасную землю и уникальную культуру для своих потомков. Для воссоздания этнической идентичности необходимо вписать ребенка в социум, частью которого является этническая культура. Сама культура народа обладает структурной целостностью в единстве ее ядра, элементов, «защитного пояса».
Ядро этнической культуры составляют исторически сложившиеся ценности. Для традиционного общества хакасов наиболее важными были родная земля, народ и семья. Ребенок в этой системе был важнейшим звеном сохранения и развития сакральной Линии Жизни, источника и важнейшего условия развития народа. Поэтому к детям хакасы относились с предельным уважением и благоговением. Воспитание традиционных этнических семейных ценностей становится для ребенка фактором гармонизации его с ближним окружением. Элементами традиционной этнической культуры хакасского народа являются родной язык, народное искусство (фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство и пр.), религия, этические нормы, основы научных знаний, трудовые навыки и пр. К сожалению, именно здесь наиболее ощутимы ассимиляционные потери, понесенные этнической культурой. Сакральная символика традиционного мировоззрения хакасов стала «брэндом» республики (солярный знак, петроглифы и пр.). Однако особенно важно для развития ребенка в национальной среде становится не простое знакомство с культурой народа, но возможно более полное проживание в ней как сотворца. «Защитный пояс» этнической культуры - традиции, обычаи, социальные нормы. Конечно, в современных условиях следование народным традициям крайне затруднено, но знание о них и возможная адаптация части из них представляются перспективными. Трудовые и семейные традиции народа в этом смысле наиболее интересны и эффективны. Одной из важнейших составляющих этнической культуры современных хакасов является возрождение культа предков в форме поклонения родовым горам. Участие ребенка в родовом движении, в том числе через составление родословных стало традицией хакасской этнопедагогики.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |