Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6: Федеративное устройство и Российская государственность

1. Правовая природа российского федерализма.

2. Полномочия и предметы ведения Российской Федерации.

3. Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

4. Статус субъектов РФ, предметы их ведения и полномочия.

  1. Правовая природа российского федерализма.

Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма.

Федерализм – форма государственного устройства, в основе которой лежат следующие принципы:

  • формирование геополитического пространства государства как единого целого из территориальных членов (субъектов) федерации;
  • субъекты федерации обычно наделяются учредительной властью, обладают ограниченным суверенитетом;
  • компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией, каждый субъект может иметь свою правовую систему.

 

С точки зрения ТГУ представление о принципах федерализма связано в первую очередь с разделением объемов полномочий между уровнями управления. Б. Задороновский определяет федерализм как «принцип территориально-политической организации общества, на основании которого отдельные административно-территориальные образования получают в числе других распределительных сфер и функций самостоятельного ведения часть функций государственного управления». Американский автор У. Райкер ввел понятие «конституированный федерализм», согласно которому два уровня власти осуществляют свои полномочия относительно одной и той же территории и одного и того же населения; при этом каждый уровень имеет хотя бы одну полностью автономную область действий; есть гарантии, пусть даже только декларированные, автономности каждого уровня в своей собственной сфере.

Все федеративные государства базируются на некоторых общих принципах:

  • субъекты федерации имеют свои собственные территории, внутреннее законодательство и собственные органы власти, которые в пределах предоставленных им полномочий обладают всей полнотой государственной власти. Равенство субъектов является непременным условием федерации;
  • федерализм предполагает сохранение целостности государства, поэтому субъекты не обладают правом выхода из федерации, а также не обладают полным верховенством на своей территории и ограничиваются в правах самостоятельно действовать в сфере международных отношений.

 

Россия представляет собой уникальный тип федерации, что сказывается на особенностях управления федеративными отношениями и требует выработки особой региональной политики государства.

Современный федеративный характер российской государственности получил законодательное закрепление в Конституции РФ 1993 года (гл. 3). Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законодательством. Правосубъектность и компетенция региональных органов власти определяются на основе положений Конституции РФ и Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 19.06.2004) "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"//В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005.

Однако общие конституционные принципы не отражают всей сложности федеративного устройства и многообразия федеративных отношений в России.

 

Особенности российского федерализма:

1. РФ – самое большое и многочисленное в мире федеративное государство. Россия представляет собой усложненный тип федерации.

2. РФ создавалась не традиционным для федераций способом, т.е. не по воле субъектов, передающих часть полномочий центру, а «сверху»: центральные власти провозгласили части государства субъектами федерации своими актами (хотя и по их добровольному согласию).

3. Смешанная модель федеративно - территориального деления. Смешанная модель предполагает как национально-территориальное деление, так и административно-территориальное деление. Поэтому можно считать, что в основу построения РФ положены два противоречащих друг другу принципа: этнический и территориальный.

4. «Матрешечная» структура федерации, т.е. одни ее субъекты входят в состав других. Это создает правовой парадокс – равноправие субъекта в составе другого субъекта..

5. Асимметричность РФ. Равноправные по Конституции РФ субъекты федерации имеют разные государственно-правовые статусы:

· республики признаются государствами и могут иметь свои конституции, государственный язык и государственную символику;

· края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – АТО, имеют свой устав и свое законодательство.

6. Проблема разделения властей по вертикали. Несмотря на то, что Конституция РФ разграничивает полномочия федерального центра и регионов, проблема разделения властей по вертикали остается неурегулированной до конца. Наибольшую проблему по разграничению полномочий составляют вопросы совместного ведения. В Конституции РФ выделяются вопросы, относящиеся:

· к исключительному ведению РФ;

· к совместному ведению федерации и ее субъектов;

· к ведению субъектов РФ.

При этом к вопросам совместного ведения Конституция РФ относит 14 позиций. Этот слишком широкий перечень создает правовую неопределенность. В результате очень большое количество вопросов совместного ведения требует дальнейшего правового регулирования. Всего по оценкам специалистов требуется разграничить предметы ведения по 44 направлениям (70 вопросов совместного ведения).

Вопросы, отнесенные к ведению субъектов федерации, в Конституции РФ не перечисляются, говориться, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения субъекты «обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции РФ). В результате такой неопределенности многие субъекты федерации, особенно республики, относят к «своим» ряд вопросов, относящихся к ведению федерации.

7. Несоответствие республиканского законодательства федеральному, что порождает разбалансированность между федеральной властью и властью субъектов федерации.

8. Различия во внутреннем государственно-политическом устройстве субъектов федерации. Региональный уровень власти можно определить как «многоуровневый». В национальных республиках сложились различные формы правления – президентская (Чувашия, Бурятия, Коми, Саха), парламентская (Хакасия, Алтай, Удмуртия, Марий Эл), смешанная (Адыгея, Башкортостан, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан).

9. Экономическая асимметрия. Существует деление субъектов федерации на регионы-доноры и регионы-реципиенты.

Таким образом, особенности современного государственного устройства России порождают целый ряд проблем, связанных с развитием и регулированием федеративных отношений. Все это свидетельствует в пользу того, что необходима дальнейшая разработка научных основ региональной стратегии и специальной региональной политики в рамках государственного управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5: Принципы государственного управления | Статус субъектов РФ, предметы их ведения и полномочия.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.