Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственной власти субъектов РФ




 

1. Общие принципы организации законодательных (представительных органов субъектов РФ.

2. Законодательные (представительные) органы республик в составе РФ.

3. Законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области и автономных округов.

4. Статус депутата законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

5. Акты органов законодательной власти субъектов РФ.

6. Проблема взаимодействия законодательной власти и других государственных органов в субъекте РФ.

 

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. законода­тельный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ.

Наименование законодательного (представительного) органа вла­сти устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта.

В настоящее время в субъектах РФ законодательные (представи­тельные) органы государственной власти имеют следующие наиме­нования:

  • Законодательное Собрание (Республика Карелия; края — Алтай­ский, Краснодарский, Красноярский; области — Владимирская, Во­логодская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Камчатская, Кеме­ровская, Ленинградская, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Ростовская, Свердловская, Тверская, Улья­новская, Челябинская; Еврейская автономная область; город Санкт-Петербург, Коми-Пермяцкий автономный округ);
  • Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Народное Собрание — Парламент Республики Ингу­шетия);
  • Государственное Собрание (Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Государственное Собрание — Курултай Республики Баш­кортостан, Государственное Собрание — Эл Курултай Республики Алтай, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Яку­тия);
  • Государственный Совет (Республика Татарстан, Удмуртская Рес­публика, Республика Коми, Чувашская Республика, Государствен­ный Совет — Хасэ Республики Адыгея);
  • Народный Хурал (Республика Бурятия, Народный Хурал (Парла­мент) Республики Калмыкия);
  • Великий Хурал Республики Тыва;
  • Парламент (Республика Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика);
  • Верховный Совет Республики Хакасия;
  • Дума — Приморского края, Хабаровская краевая, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Московская, Мурманская, Новгородская, Рязанская, Саратовская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Тюменская, Читинская област-ше, Московская городская. Самарская губернская Дума; Агинская Бурятская окружная Дума-Парламент, Дума Корякского, Таймырского, Усть-Ордынского Бурятского, Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов;
  • Государственная Дума — Ставропольского края, Томской области, Ярославской области, Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • Совет народных депутатов — Амурский, Орловский областной;
  • Совет депутатов — Новосибирский областной;
  • Собрание депутатов — Архангельское областное, Липецкое областное, Псковское областное, Ненецкого автономного округа;
  • Представительное Собрание — Астраханское областное;

Число депутатов законодательного (представительного) органа части субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Причем количество депутатов не связано с численностью населения, иными объективными критериями и зависит от мест­ного усмотрения (например, в Москве с ее 10 млн. населения городская Дума состоит из 35 депутатов, Дума Корякского автономного округа с его 40 тыс. населения — из 12 депутатов, Государственный Совет Республики Татарстан — из 100, Народное Собрание Республики Дагестан — из 121 депутата).

 

В отношении статуса депутатов наиболее важными являются следующие правила:

  1. В течение срока своих полномочий депутат представительного органа субъекта РФ не может быть депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  2. Если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, депутат не может заниматься другой оплачивае­мой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
  4. Депутат не может быть привлечен к уголовной или администра­тивной ответственности за высказанное мнение, позицию, выражен­ную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное по­ложение не распространяется на случаи, когда депутатом были допу­щены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответ­ственность за которые предусмотрена федеральным законом.
  5. В 2002 г. было установлено, что не менее 50% депутатов законода­тельного (представительного) органа субъекта РФ (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ — не менее 50% депутатов одной из палат указанного ор­гана) должны избираться по спискам политических партий и иных избирательных объединений.

 

Срок полномочий депутатов представительного органа власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уста­вом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Обычный срок ле­гислатуры представительного органа субъекта РФ — 4 или 5 лет.

 

Варианты досрочного пре­кращения полномочий представительного органа власти субъекта РФ:

1. Принятие указанным органом решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ.

2. Вступление в силу решения суда общей юрисдикции субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа власти, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

3. Роспуск указанного органа Президентом РФ в порядке и по ос­нованиям, предусмотренным Законом:

· Принятие представительным органом власти акта, противоречащего Конституции и (или) законам, что констатируется решением соответствующего суда. Если все предпринятые меры, в том числе и предупреждение Президента в форме его указа не подействовали и в течение трех месяцев после предупрежде­на орган так и не принял мер по исполнению решения суда, Президент вправе распустить орган субъекта РФ.

· Другое основание для досрочного прекращения полномочий представительного органа законодательной власти субъекта РФ по решению Президента обусловлено новым порядком замещения должности главы исполнительной власти субъекта РФ. Теперь канди­датура на этот пост предлагается Президентом РФ, а представитель­ный орган власти субъекта принимает решение о наделении гражда­нина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. В случае если представительный орган власти субъекта РФ по представленной Президентом РФ кандидатуре в установленный За­коном срок (в течение 14 дней со дня внесения представления) не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной канди­датуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, следует второе представление кандидатуры. Если и вторая попытка не увенчалась успехом, Президент РФ проводит соответствующие консультации с представительным органом субъекта РФ по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в течение месяца со дня второго неблагоприятного решения. По истечении указанного месяч­ного срока и с учетом результатов проведенных консультаций Прези­дент вправе реализовать одну из следующих возможностей: а) в тре­тий раз внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица; б) распустить законодательный орган субъекта РФ, назначить временно исполняющего обязанности высшего» должностного лица субъекта РФ.

 

При досрочном прекращении полномочий представительного ор­гана власти назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Субъект определяет своим законом, сколько депутатов работает на профессиональной постоянной основе, т.е. оставляет прежнюю долж­ность и переходит в представительный орган, где получает вознаграж­дение за свою депутатскую работу.

Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух тре­тей от установленного числа депутатов. При каком числе присутст­вующих депутатов правомочно заседание органа, определяет закон субъекта РФ.

Основные полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации:

В целом полномочия законодательного (представительного) орга­на государственной власти субъекта для удобства восприятия можно разделить на следующие группы:

  • законодательные;
  • бюджетные и хозяйственные;
  • по вопросам государственного строительства;
  • кадровые;
  • контрольные;
  • в сфере собственной организации и деятельности.

 

1. З аконодательные полномочия. З аконодательный (представительный) орган власти принима­ет конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установле­но конституцией субъекта, а также принимает устав субъекта и по­правки к нему, а также осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта.

2. Законом субъекта РФ: утверждаются бюджет субъекта и отчет о его исполне­нии, а также программы социально-экономического развития субъекта, представленные указанным должностным лицом; устанавливаются налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта, а также порядок их взимания; утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта и отчеты об их исполнении; устанав­ливается порядок управления и распоряжения собственностью субъек­та, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

3. К области государственного строительства относится:

· пол­номочия по установле­нию административно-территориального устройства субъекта и по­рядку его изменения. Конституция РФ относит к ведению Совета Федерации утверждение изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102). Это означает, что сначала о таком изменении гра­ниц должны договориться сами субъекты и свое согласованное реше­ние представить в Совет Федерации. Постановлением представительного органа власти и утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ.

· порядок проведения вы­боров в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления на территории субъекта РФ;

· порядок назначения и проведения ре­ферендума субъекта РФ, общие правила проведения местных (муни­ципальных) референдумов;

· установление структуры исполнитель­ных органов,

· утверждение, заключение и расторжение договоров субъекта.

4. Кадровые полномочия:

· назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта,

· дает согласие либо представляет свое мнение в связи с назначением на должность ряда должностных лиц,

· право на вы­ражение недоверия (доверия) главе исполнительной власти субъекта.

5. Контрольные полномочия:

· контроль за соблюдением и исполнением законов,

· контроль за исполнением бюджета субъекта, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта, соблюдением установ­ленного порядка распоряжения собственностью субъекта.

 

5. К полномочиям представительного органа власти субъекта в сфере собственной организации и деятельности относится его право принимать регламент указанного органа. Кроме того, им ре­шаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности.

 

Структура представительных органов власти субъектов Российской Федерации

1. Однопалатные учреждения. Большинство субъектов РФ в части структуры представительного органа власти отдают предпочтение однопалатному учреждению. Причем в этом вопросе можно наблюдать определенную эволюцию. Некоторые республики сначала ввели двухпалатные парламенты — Карелия, Башкортостан, Кабардино-Балкария. Теперь они отказа­лись от двухпалатной структуры в пользу однопалатных представи­тельных органов.

2. Двухпалатные учреждения. Например, в Свердловской области (областная Дума и палата представителей); Республики Адыгея (Совет Представи­телей и Совет Республики), Республика Тыва (Палаты представителей и Законодательная пала­та)

 

Субъекты РФ обычно предусматривают в качестве основной фор­мы деятельности представительного органа сессии. Сессией считается определенный период, когда рабо­тают и сам региональный парламент, и его внутренние структуры.

 

Возглавляет представительный орган председатель, ему помогают заместители председателя.

Председатель:

  • осуществляет общее руководство организацией работы пар­ламента;
  • представляет данный орган во взаимоотношениях с исполнитель­ной властью субъекта, иными государственными органами внутри Российской Федерации, а при необходимости — также и за рубежом;
  • руководит заседаниями парламента;
  • осуществляет общее руководство аппаратом парламента и в этом отношении является высшим должностным лицом для работников (служащих) аппарата.

Однако председатель не является вышестоящим должностным лицом для депутата парламента субъекта; не обладает дисциплинар­ными правами в отношении депутата, не вправе контролировать его работу; при необходимости воздействовать на депутата председатель прибегает к помощи парламента, порой — соответствующего депу­татского объединения в данном представительном органе, в полити­ческой партии.

На заседании парламента председатель выполняет лишь обязанности председательствующего.

Комитеты и постоянные комиссии создаются из депутатов данного представительного органа. Виды и число комитетов и комиссий, чис­ленность входящих в них депутатов полностью зависят от решения представительного органа. По оперативным и специ­альным вопросам могут создаваться временные комиссии (в том числе для проведения депутатского расследования).

 

Депутатскими объединениями в представительных органах власти субъектов РФ являются депутатские группы и фракции. Они создают­ся по инициативе самих депутатов.

 

Ключевым направлением деятельности представительного органа власти субъекта РФ является законодательный процесс. Как и в любом ином законодательном органе, здесь он начинается с осуществления права законодательной инициативы.

 

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (ст. 6) предусматривает, что право законодательной инициативы в законодательном (представи­тельном) органе государственной власти субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, про­живающим на территории данного субъекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.