КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственной власти субъектов РФ
1. Общие принципы организации законодательных (представительных органов субъектов РФ. 2. Законодательные (представительные) органы республик в составе РФ. 3. Законодательные (представительные) органы государственной власти краев, областей, городов федерального подчинения, автономной области и автономных округов. 4. Статус депутата законодательных (представительных) органов субъектов РФ. 5. Акты органов законодательной власти субъектов РФ. 6. Проблема взаимодействия законодательной власти и других государственных органов в субъекте РФ.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование законодательного (представительного) органа власти устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта. В настоящее время в субъектах РФ законодательные (представительные) органы государственной власти имеют следующие наименования:
Число депутатов законодательного (представительного) органа части субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Причем количество депутатов не связано с численностью населения, иными объективными критериями и зависит от местного усмотрения (например, в Москве с ее 10 млн. населения городская Дума состоит из 35 депутатов, Дума Корякского автономного округа с его 40 тыс. населения — из 12 депутатов, Государственный Совет Республики Татарстан — из 100, Народное Собрание Республики Дагестан — из 121 депутата).
В отношении статуса депутатов наиболее важными являются следующие правила:
Срок полномочий депутатов представительного органа власти субъекта РФ одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать пять лет. Обычный срок легислатуры представительного органа субъекта РФ — 4 или 5 лет.
Варианты досрочного прекращения полномочий представительного органа власти субъекта РФ: 1. Принятие указанным органом решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ. 2. Вступление в силу решения суда общей юрисдикции субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа власти, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. 3. Роспуск указанного органа Президентом РФ в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом: · Принятие представительным органом власти акта, противоречащего Конституции и (или) законам, что констатируется решением соответствующего суда. Если все предпринятые меры, в том числе и предупреждение Президента в форме его указа не подействовали и в течение трех месяцев после предупреждена орган так и не принял мер по исполнению решения суда, Президент вправе распустить орган субъекта РФ. · Другое основание для досрочного прекращения полномочий представительного органа законодательной власти субъекта РФ по решению Президента обусловлено новым порядком замещения должности главы исполнительной власти субъекта РФ. Теперь кандидатура на этот пост предлагается Президентом РФ, а представительный орган власти субъекта принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ. В случае если представительный орган власти субъекта РФ по представленной Президентом РФ кандидатуре в установленный Законом срок (в течение 14 дней со дня внесения представления) не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, следует второе представление кандидатуры. Если и вторая попытка не увенчалась успехом, Президент РФ проводит соответствующие консультации с представительным органом субъекта РФ по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ в течение месяца со дня второго неблагоприятного решения. По истечении указанного месячного срока и с учетом результатов проведенных консультаций Президент вправе реализовать одну из следующих возможностей: а) в третий раз внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица; б) распустить законодательный орган субъекта РФ, назначить временно исполняющего обязанности высшего» должностного лица субъекта РФ.
При досрочном прекращении полномочий представительного органа власти назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Субъект определяет своим законом, сколько депутатов работает на профессиональной постоянной основе, т.е. оставляет прежнюю должность и переходит в представительный орган, где получает вознаграждение за свою депутатскую работу. Законодательный (представительный) орган власти субъекта РФ является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. При каком числе присутствующих депутатов правомочно заседание органа, определяет закон субъекта РФ. Основные полномочия законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации: В целом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта для удобства восприятия можно разделить на следующие группы:
1. З аконодательные полномочия. З аконодательный (представительный) орган власти принимает конституцию субъекта РФ и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта, а также принимает устав субъекта и поправки к нему, а также осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта. 2. Законом субъекта РФ: утверждаются бюджет субъекта и отчет о его исполнении, а также программы социально-экономического развития субъекта, представленные указанным должностным лицом; устанавливаются налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта, а также порядок их взимания; утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта и отчеты об их исполнении; устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта, в том числе его долями (паями, акциями) в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм. 3. К области государственного строительства относится: · полномочия по установлению административно-территориального устройства субъекта и порядку его изменения. Конституция РФ относит к ведению Совета Федерации утверждение изменения границ между субъектами РФ (п. «а» ч. 1 ст. 102). Это означает, что сначала о таком изменении границ должны договориться сами субъекты и свое согласованное решение представить в Совет Федерации. Постановлением представительного органа власти и утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ. · порядок проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления на территории субъекта РФ; · порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ, общие правила проведения местных (муниципальных) референдумов; · установление структуры исполнительных органов, · утверждение, заключение и расторжение договоров субъекта. 4. Кадровые полномочия: · назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта, · дает согласие либо представляет свое мнение в связи с назначением на должность ряда должностных лиц, · право на выражение недоверия (доверия) главе исполнительной власти субъекта. 5. Контрольные полномочия: · контроль за соблюдением и исполнением законов, · контроль за исполнением бюджета субъекта, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта.
5. К полномочиям представительного органа власти субъекта в сфере собственной организации и деятельности относится его право принимать регламент указанного органа. Кроме того, им решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности.
Структура представительных органов власти субъектов Российской Федерации 1. Однопалатные учреждения. Большинство субъектов РФ в части структуры представительного органа власти отдают предпочтение однопалатному учреждению. Причем в этом вопросе можно наблюдать определенную эволюцию. Некоторые республики сначала ввели двухпалатные парламенты — Карелия, Башкортостан, Кабардино-Балкария. Теперь они отказались от двухпалатной структуры в пользу однопалатных представительных органов. 2. Двухпалатные учреждения. Например, в Свердловской области (областная Дума и палата представителей); Республики Адыгея (Совет Представителей и Совет Республики), Республика Тыва (Палаты представителей и Законодательная палата)
Субъекты РФ обычно предусматривают в качестве основной формы деятельности представительного органа сессии. Сессией считается определенный период, когда работают и сам региональный парламент, и его внутренние структуры.
Возглавляет представительный орган председатель, ему помогают заместители председателя. Председатель:
Однако председатель не является вышестоящим должностным лицом для депутата парламента субъекта; не обладает дисциплинарными правами в отношении депутата, не вправе контролировать его работу; при необходимости воздействовать на депутата председатель прибегает к помощи парламента, порой — соответствующего депутатского объединения в данном представительном органе, в политической партии. На заседании парламента председатель выполняет лишь обязанности председательствующего. Комитеты и постоянные комиссии создаются из депутатов данного представительного органа. Виды и число комитетов и комиссий, численность входящих в них депутатов полностью зависят от решения представительного органа. По оперативным и специальным вопросам могут создаваться временные комиссии (в том числе для проведения депутатского расследования).
Депутатскими объединениями в представительных органах власти субъектов РФ являются депутатские группы и фракции. Они создаются по инициативе самих депутатов.
Ключевым направлением деятельности представительного органа власти субъекта РФ является законодательный процесс. Как и в любом ином законодательном органе, здесь он начинается с осуществления права законодательной инициативы.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. (ст. 6) предусматривает, что право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |