КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 14: Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФТема 13: Законодательный процесс.
1. Законы в системе нормативных актов. Виды законов и их юридическая сила. 2. Понятие законодательного процесса (законодательная инициатива, субъекты законодательной инициативы; предварительное рассмотрение законопроектов; рассмотрение законопроектов в нижней палате; принятие закона; рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации РФ; Преодоление разногласий, примирительные процедуры; подписание и обнародование закона, право «вето»).
1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 2. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. 3. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти РФ. 4. Федеральные органы исполнительной власти РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ высшие должностные лица субъектов РФ. 5. Территориальные органы исполнительной власти. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. 2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. На основе Федерального закона от 6 октября 1999 г. (ст. 17, 18 и др.) система органов исполнительной власти субъекта РФ выглядит как совокупность следующих звеньев: · высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта); · высший исполнительный орган государственной власти субъекта; · отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта; · территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта. Если исходить строго из норм Федерального закона, высшее должностное лицо возглавляет высший коллегиальный орган исполнительной власти. На деле это лицо является главой всей исполнительной власти субъекта как совокупности соответствующих органов. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — это его правительство или администрация, т.е. коллегиальный орган, состоящий из министров, руководителей департаментов, управлений и т.п. Отраслевые исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — это министерства, департаменты, управления и т.д. Территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ создаются как «агенты» главы исполнительной власти субъекта, правительства, администрации на части территории субъекта (например, Москва разделена на административные округа, во главе которых стоят префекты, по должности входящие в состав городского правительства).
Федеральный закон 1999 г. определяет, что структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.
3.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В актах субъектов РФ, посвященных организации их государственной власти и принятых до появления Федерального закона от 6 октября 1999 г., было много своеобразия. В отношении исполнительной власти это выразилось прежде всего в том, что многие субъекты скопировали федеральную модель. Есть Президент РФ как глава государства и федеральное Правительство как орган, возглавляющий исполнительную власть. Субъекты также установили, что есть глава как представитель субъекта («мини-президент»), и есть правительство субъекта, возглавляемое руководителем правительства («мини-премьер»).
Федеральный законодатель не согласился с этой моделью. Он не поддержал идею самостоятельной должности главы субъекта. Поэтому Федеральный закон 1999 г. отказался от модели специального органа — главы субъекта.
Подходы к статусу отразились в наименовании должности. Согласно Федеральному закону 1999 г. (п. 6 ст. 18) наименование должности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом его исторических, национальных и иных традиций. В целом субъекты РФ закрепили в своем законодательстве следующие наименования данной должности:
Пост президента учрежден во многих республиках — Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария и др. Отдельные республики применяют наименование «глава республики». При обновлении своих конституций в последние годы республики, сохраняя пост президента, главы, одновременно определили его с учетом положений Федерального закона 1999 г. как высшее должностное лицо, возглавляющее высший исполнительный орган власти. Однако отражение роли этого лица как главы государства, гаранта Конституции, прав и свобод граждан в Констиуциях ряда республик все-таки ощущается:
Отдельные республики либо вообще не вводили поста президента, либо отказались от него. Однако они не отказывались от должностного лица с высоким статусом. Таким лицом стал председатель правительства республики, избираемый населением путем прямых выборов (Республика Тыва).
Субъекты РФ — территориально-государственные образования (края, области) и национально-государственные образования (автономная область, автономный округ) — не используют для должности своего высшего лица наименование «президент». На первом этапе, поскольку президентскими указами для этих субъектов вводился исполнительный орган — администрация, ее руководитель стал именоваться «глава администрации». Когда руководитель стал избираться путем прямых выборов, его стали именовать губернатором. В настоящее время чаще используется наименование «губернатор», в ряде субъектов сохраняется наименование «глава администрации». В Санкт-Петербурге сначала была должность мэра, теперь — губернатора. В единственном субъекте РФ — г. Москве глава исполнительной власти именуется мэром. Порядок замещения должности До последнего времени Федеральный закон 1999 г. гласил, что указанное лицо избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, путем прямых выборов.
По Федеральному закону 1999 г. (в ред. 2004 г.) кандидатура на пост высшего должностного лица субъекта РФ предлагается Президентом РФ, и гражданин Российской Федерации решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта). Закон установил определенный порядок представления кандидатов на должность главы исполнительной власти субъекта РФ. Нормы Закона развиты в Положении о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 27 декабря 2004г.
1. По Положению, кандидатуры представляются Президенту РФ Руководителем его Администрации. 2. В свою очередь предложения по кандидатурам вносятся Руководителю Администрации Президента РФ полномочным представителем Президента в соответствующем федеральном округе. При внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта РФ. 3. Руководителю Администрации Президента вносятся одновременно предложения не менее чем по двум кандидатурам на данную должность. Указанные предложения вносятся не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта, а в случае досрочного прекращения его полномочий — в течение 10 дней. 4. Руководитель Администрации Президента рассматривает предложения по кандидатурам, проводит необходимые консультации и представляет кандидатуры и соответствующие документы Президенту.
В Положении предусмотрено, что оно не применяется в отношении высшего должностного лица субъекта РФ, поставившего перед Президентом вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий (кроме требований о декларации и имуществе, а также сопроводительных документах).
Согласно Закону высшим должностным лицом субъекта РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) на срок не более пяти лет. Напомним, что ранее это лицо могло занимать свой пост не более двух сроков подряд. Теперь это ограничение исключено из Закона.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются досрочно в случаях: а) его смерти; б) отрешения его от должности Президентом в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; в) отставки по собственному желанию; г) отрешения от должности Президентом в связи с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом; д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; з) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; и) утраты гражданства Российской Федерации.
Закон позволяет Президенту прекратить полномочия главы «в связи с утратой доверия Президента РФ», и пределы его усмотрения не ограниченны. Кроме того, в Законе говорится о возможности отрешения от должности главы исполнительной власти Президентом «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей». Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. Основные функции, направления деятельности, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации:
· награждает государственными наградами субъекта, присваивает почетные звания субъекта, представляет к государственным наградам Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные к исполнению в субъекте. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной власти. Наиболее распространенные наименования этого органа в субъектах — правительство, кабинет министров, администрация. Наименование органа, его структура, порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций.
В трактовке структуры данного органа в субъектах РФ имеются два разных подхода — узкий и широкий: 1. Исполнительным органом считается лишь собственно правительство или кабинет министров как совокупность входящих в его состав высших должностных лиц. 2. Правительством, администрацией считается вся совокупность органов исполнительной власти, т.е. помимо собственно руководящего органа в него входят отраслевые министерства, комитеты, управления, департаменты, отделы.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта. Основные направления деятельности и полномочия высшего исполнительного органа государственной власти обусловлены его ответственностью за экономическое, социальное и культурное строительство в субъекте РФ:
Как говорилось ранее, в большинстве субъектов РФ главой высшего коллегиального исполнительного органа власти является высшее должностное лицо — президент, губернатор, глава правительства. В некоторых субъектах имеется специальная должность главы высшего исполнительного органа — как правило, это председатель правительства, премьер-министр. Если высший исполнительный орган субъекта представлен правительством, кабинетом министров, тогда у него есть и свои виды юридических актов — постановления и распоряжения. Если используется понятие «администрация субъекта» РФ, тогда соответствующие акты исходят от возглавляющего ее высшего должностного лица субъекта. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Борова И.Л. Теоретико-правовые аспекты организации конституционных (уставных) судов в Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2004; Ермолов И.А. Роль конституционных судов в осуществлении конституционного контроля в республиках Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2002; Жеребцова Е.Е. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2003; Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нормативные акты / Отв. ред. М.А. Митюков. М., 1999; Кряжков В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999; Несмеянова С.Э. Проблемы становления и развития органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. Челябинск, 2003.
Возможность субъектов РФ создавать свои органы конституционного правосудия предусмотрена Федеральным конституционным законом 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». В решении вопроса — учреждать или не учреждать такие суды — субъекты самостоятельны. В настоящее время такие суды созданы в 14 субъектах.
Наименование суда связано с видом субъекта РФ. Конституционными данные суды называются в республиках, поскольку их главным актом является конституция. Соответственно в иных субъектах, где главным актом является устав, суды называются уставными. Каких-либо различий по статусу, полномочиям и деятельности между конституционными и уставными судами нет.
Становление органов конституционного правосудия в субъектах РФ начинается с 1994 г. Почти везде, где такие органы создаются, они именуются соответственно конституционными, уставными судами.
Основы статуса, полномочия, ключевые правила организации и деятельности конституционных, уставных судов определяются конституцией, уставом субъекта РФ. Вместе с тем субъекты принимают специальные законы об этих судах.
Природа конституционного (уставного) суда субъекта РФ в принципе аналогична природе Конституционного Суда РФ. Это судебный орган конституционного контроля, осуществляющий самостоятельно и независимо судебную власть посредством конституционного судопроизводства — той формы судопроизводства, которая предусмотрена ст. 118 Конституции РФ.
Аналогичными — по внешнему оформлению — являются основные полномочия конституционных, уставных судов, направления и организация деятельности. Данные суды могут наделяться задачами судебного нормоконтроля, разрешения споров о компетенции, оценки внутригосударственных договоров субъекта, толкования конституции, устава субъекта.
Конституционный, уставный суд субъекта РФ не подчинен Конституционному Суду РФ, не образует совместно с ним двухзвенную вертикаль конституционного правосудия. Ряд ученых и практиков предлагает создать такую вертикаль: разрешить оспаривание решений конституционных, уставных судов субъектов в Конституционном Суде РФ.
В компетенции конституционных, уставных судов различных субъектов РФ есть свои особенности: 1. Конституционные, уставные суды разрешают дела о соответствии конституции, уставу субъекта РФ: законов субъекта; нормативных правовых актов законодательного органа власти субъекта, высшего должностного лица субъекта, высшего исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления. В сравнении с Конституционным Судом РФ круг объектов конституционного нормоконтроля для суда субъекта пополнен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 2. В отдельных субъектах конституционные, уставные суды наделены правом оценивать на предмет соответствия основному закону субъекта его договоров: с территориальными единицами иностранных государств; с иными субъектами; с органами местного самоуправления данного субъекта. 3. В отдельных субъектах РФ конституционные, уставные суды могут разрешать споры о компетенции: между органами государственной власти субъекта; между этими органами и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления. 4. К ведению указанных судов (в ряде субъектов) относится толкование конституции, устава субъекта. 5. В ряде субъектов конституционный, уставный суд может выступать с законодательной инициативой — как правило, по вопросам своего ведения.
Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) осуществляет предварительный контроль законов Республики Саха (Якутия) о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики с точки зрения законодательной процедуры их принятия. Численность судей конституционного, уставного суда субъекта РФ устанавливается реже основным законом, чаще — законом субъекта об этом суде. Как правило, в состав суда назначается от 5 до 9 судей (например, в Дагестане — 5, Татарстане — 6, Якутии — 7, Ханты-Мансийский автономном округе — 9) со сроком полномочий от 5, 8, 10, 12 лет до неограниченного срока. Возраст, по достижении которого лицо может быть назначено судьей, определяется законодательством субъектов, нижняя планка различна — 25, 30, 35 лет. По-разному определяется в субъектах и предельный возраст пребывания в должности конституционного, уставного судьи — 60, 65 или 70 лет. Одни субъекты, где установлен конкретный срок, не позволяют стать судьей на следующий срок, другие субъекты на этот счет не содержат ограничений.
Законодательство субъектов РФ содержит ряд дополнительных специальных условий для замещения должности судьи конституционного, уставного суда — безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее определенного срока (5—10 лет), признанная высокая квалификация в области права.
Назначение на должность судьи конституционного, уставного суда осуществляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ. Как правило, кандидатуру на пост судьи вносит высшее должностное лицо субъекта. Соответствующие предложения ему могут вносить депутаты представительного органа субъекта, представительные органы местного самоуправления, суды общей и арбитражной юрисдикции данного субъекта, органы юстиции по данному субъекту, прокурор субъекта, учебные и научные юридические заведения, объединения профессиональных юристов. В отдельных субъектах есть свои особенности во внесении кандидатур, в основном состоящие в том, что часть кандидатур предлагается главой исполнительной власти, другая — руководством представительного органа власти.
Руководство деятельностью конституционного, уставного суда осуществляют председатель суда, заместитель председателя (эта должность не везде предусмотрена) и секретарь суда (то же самое).
Указанные лица избираются на должность по-разному: в одних субъектах — сами судьями, в других — представительным органом власти субъекта по представлению главы исполнительной власти или по предложению судей данного суда.
Основные правила судопроизводства в конституционных, уставных судах сходны с аналогичными правилами, существующими в Конституционном Суде РФ. Акты конституционных, уставных судов при разрешении дел именуются постановлениями, при даче заключений соответственно заключениями, в остальных случаях — определениями. По вопросам организации работы в заседаниях судов могут приниматься решения, излагаемые в протокольной форме.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |