Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14: Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ




Тема 13: Законодательный процесс.

 

1. Законы в системе нормативных актов. Виды законов и их юридическая сила.

2. Понятие законодательного процесса (законодательная инициатива, субъекты законодательной инициативы; предварительное рассмотрение законопроектов; рассмотрение законопроектов в нижней палате; принятие закона; рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации РФ; Преодоление разногласий, примирительные процедуры; подписание и обнародование закона, право «вето»).

 

 

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

2. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

3. Правительство РФ высший исполнительный орган государственной власти РФ.

4. Федеральные органы исполнительной власти РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ высшие должностные лица субъектов РФ.

5. Территориальные органы исполнительной власти.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

На основе Федерального закона от 6 октября 1999 г. (ст. 17, 18 и др.) система органов исполнительной власти субъекта РФ выглядит как совокупность следующих звеньев:

· высшее должностное лицо субъекта (руководитель высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта);

· высший исполнительный орган государст­венной власти субъекта;

· отраслевые исполнительные органы госу­дарственной власти субъекта;

· территориальные исполнительные ор­ганы государственной власти субъекта.

Если исходить строго из норм Федерального закона, высшее долж­ностное лицо возглавляет высший коллегиальный орган исполнитель­ной власти. На деле это лицо является главой всей исполнительной вла­сти субъекта как совокупности соответствующих органов.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ — это его правительство или администрация, т.е. коллегиальный орган, состоящий из министров, руководителей департаментов, управлений и т.п.

Отраслевые исполнительные органы государственной власти субъек­та РФ — это министерства, департаменты, управления и т.д.

Территориальные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ создаются как «агенты» главы исполнительной власти субъекта, правительства, администрации на части территории субъ­екта (например, Москва разделена на административные округа, во главе которых стоят префекты, по должности входящие в состав го­родского правительства).

 

Федеральный закон 1999 г. определяет, что структура исполни­тельных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституци­ей (уставом) субъекта.

 

3.1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации.

В актах субъектов РФ, посвященных организации их государствен­ной власти и принятых до появления Федерального закона от 6 октября 1999 г., было много своеобразия. В отношении исполнительной власти это выразилось прежде всего в том, что многие субъекты скопировали федеральную модель. Есть Президент РФ как глава государства и феде­ральное Правительство как орган, возглавляющий исполнительную власть. Субъекты также установили, что есть глава как представитель субъекта («мини-президент»), и есть правительство субъекта, возглав­ляемое руководителем правительства («мини-премьер»).

 

Федеральный законодатель не согласился с этой моделью. Он не поддержал идею самостоятельной должности главы субъекта. Поэтому Федеральный закон 1999 г. отказался от модели специ­ального органа — главы субъекта.

 

Подходы к статусу отразились в наименовании должности. Со­гласно Федеральному закону 1999 г. (п. 6 ст. 18) наименование долж­ности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом его исторических, на­циональных и иных традиций.

В целом субъекты РФ закрепили в своем законодательстве сле­дующие наименования данной должности:

  • президент республики;
  • глава республики;
  • председатель правительства;
  • губернатор;
  • глава администрации;
  • мэр.

 

Пост президента учрежден во многих республиках — Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария и др. Отдельные республики применяют наименование «глава республики».

При обновлении своих конституций в последние годы республики, сохраняя пост президен­та, главы, одновременно определили его с учетом положений Федерального закона 1999 г. как высшее должностное лицо, возглавляю­щее высший исполнительный орган власти. Однако отражение роли этого лица как главы государства, гаранта Конституции, прав и сво­бод граждан в Констиуциях ряда республик все-таки ощущается:

  • в Конституции Удмуртской Республики го­ворится, что Президент выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает законность и правопо­рядок.
  • по Конституции Республики Башкорто­стан ее Президент является главой Республики, а также высшим должностным лицом, возглавляет Правительство. Но в Кон­ституции предусмотрен и пост Премьер-Министра Правительства, назначаемого Президентом с согласия Государственного Собрания Республики.
  • по Конституции Рес­публики Саха (Якутия) ее Президент является главой Республики, высшим должностным лицом, возглавляет исполнительную власть в республике. Но есть Правительство, которое возглав­ляет Председатель, назначаемый на должность Президентом с согла­сия Государственного Собрания Республики.

 

Отдельные республики либо вообще не вводили поста президента, либо отказались от него. Однако они не отказывались от должностно­го лица с высоким статусом. Таким лицом стал председатель прави­тельства республики, избираемый населением путем прямых выборов (Республика Тыва).

 

Субъекты РФ — территориально-государственные образования (края, области) и национально-государственные образования (авто­номная область, автономный округ) — не используют для должности своего высшего лица наименование «президент». На первом этапе, по­скольку президентскими указами для этих субъектов вводился исполнительный орган — администрация, ее руководитель стал име­новаться «глава администрации». Когда руководитель стал избираться путем прямых выборов, его стали именовать губернатором. В настоя­щее время чаще используется наименование «губернатор», в ряде субъ­ектов сохраняется наименование «глава администрации». В Санкт-Пе­тербурге сначала была должность мэра, теперь — губернатора. В единственном субъекте РФ — г. Москве глава исполнительной власти именуется мэром.

Порядок замещения должности

До последнего времени Федеральный закон 1999 г. гласил, что ука­занное лицо избирается гражданами РФ, проживающими на террито­рии субъекта РФ, путем прямых выборов.

 

По Федеральному закону 1999 г. (в ред. 2004 г.) кандидатура на пост высшего должностного лица субъекта РФ предлагается Президентом РФ, и гражданин Российской Федерации решением законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта наделяется полномочиями высшего должност­ного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта).

Закон установил определенный порядок представления кандида­тов на должность главы исполнительной власти субъекта РФ. Нормы Закона развиты в Положении о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего ис­полнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 27 декабря 2004г.

 

1. По Положению, кандидатуры представляются Президенту РФ Ру­ководителем его Администрации.

2. В свою очередь предложения по кандидатурам вносятся Руководителю Администрации Президента РФ полномочным представителем Президента в соответствующем федеральном округе. При внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта РФ.

3. Руководителю Администрации Пре­зидента вносятся одновременно предложения не менее чем по двум кандидатурам на данную должность. Указанные предложения вно­сятся не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта, а в случае досрочного прекра­щения его полномочий — в течение 10 дней.

4. Руководитель Админист­рации Президента рассматривает предложения по кандидатурам, проводит необходимые консультации и представляет кандидатуры и соответствующие документы Президенту.

 

В Положении предусмотрено, что оно не применяется в отноше­нии высшего должностного лица субъекта РФ, поставившего перед Президентом вопрос о доверии и досрочном сложении своих полно­мочий (кроме требований о декларации и имуществе, а также сопро­водительных документах).

 

Согласно Закону высшим должностным лицом субъек­та РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.

 

Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномо­чиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта) на срок не более пяти лет. Напомним, что ранее это лицо могло занимать свой пост не более двух сроков подряд. Теперь это ограничение ис­ключено из Закона.

 

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекраща­ются досрочно в случаях:

а) его смерти;

б) отрешения его от должности Президентом в связи с выражени­ем ему недоверия законодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъекта РФ;

в) отставки по собственному желанию;

г) отрешения от должности Президентом в связи с утратой дове­рия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом;

д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспо­собным;

е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

з) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

и) утраты гражданства Российской Федерации.

 

Закон позволяет Президенту прекратить полномочия главы «в связи с утратой доверия Президента РФ», и пределы его усмотрения не ограниченны. Кроме того, в Законе говорится о возможности отре­шения от должности главы исполнительной власти Президентом «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей».

Решение Президента РФ об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности влечет за собой отставку возглавляемого указанным лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.

Основные функции, направления деятельности, полномочия и акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации:

  • функции и задачи представительства субъ­екта РФ,
  • отвечает за состояние дел в субъекте, это руководитель внутренней политики субъекта, консолидирующее лицо в политических и в целом общественных отно­шениях на территории субъекта,
  • отвечает за управление народно­хозяйственным и социально-культурным строительством на террито­рии субъекта,
  • отвечает за подготовку и представляет в парламент субъекта проект бюджета субъекта, программ социально-экономиче­ского развития субъекта, а также отчеты об их исполнении,
  • возглавляет всю систему исполнительной власти субъекта РФ. Он вправе в соответствии с конституцией, уставом субъ­екта и в рамках своих полномочий определять структуру исполни­тельной власти, создавать и ликвидировать соответствующие органы, назначать на должность и освобождать от должности руководителей органов исполнительной власти субъекта. Глава может своими актами определять полномочия и порядок деятельности подразделений ис­полнительной власти субъекта.
  • формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта и в большинстве субъектов яв­ляется его руководителем (хотя по Закону 1999 г. в каждом субъекте должен сам возглавлять этот орган).
  • может назначать своих представи­телей либо представителей субъекта РФ при федеральных и иных ор­ганах,
  • может участвовать в формировании иных госу­дарственных органов на территории субъекта. В частности, он вправе назначать половину членов избирательной комиссии субъекта,
  • имеет право законодательной инициативы,
  • вправе участвовать в деятельности парламента субъекта с правом совещательного голоса,
  • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа субъек­та, а также созывать вновь избранный представительный орган субъ­екта на первое заседание ранее срока, установленного для этого кон­ституцией (уставом) субъекта;
  • обнародует законы субъекта, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта.

· награждает государственными наградами субъекта, присваивает почет­ные звания субъекта, представляет к государственным наградам Рос­сийской Федерации.

 

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения, обяза­тельные к исполнению в субъекте.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной вла­сти.

Наиболее распространенные наименования этого органа в субъ­ектах — правительство, кабинет министров, администрация. Наиме­нование органа, его структура, порядок формирования устанавлива­ются конституцией (уставом) и законами субъекта с учетом историче­ских, национальных и иных традиций.

 

В трактовке структуры данного органа в субъектах РФ имеются два разных подхода — узкий и широкий:

1. Исполнительным органом считается лишь собственно правительство или кабинет министров как совокупность входящих в его состав высших должностных лиц.

2. Правительством, администрацией считается вся совокупность органов исполнитель­ной власти, т.е. помимо собственно руководящего органа в него вхо­дят отраслевые министерства, комитеты, управления, департаменты, отделы.

 

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных зако­нов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта.

Основные направления деятельности и полномочия высшего испол­нительного органа государственной власти обусловлены его ответ­ственностью за экономическое, социальное и культурное строительст­во в субъекте РФ:

  • разрабатывает проект бюджета субъекта, проекты программ социально-экономического развития для последующего внесения главой исполнительной власти в законода­тельный (представительный) орган власти субъекта,
  • о беспечивает исполнение бюджета субъекта, выполнение программ, готовит отчет об исполнении бюджета, выполнении про­грамм, который затем вносится главой исполнительной власти на рассмотрение представительного органа субъекта,
  • управляет и распоряжается соб­ственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту,
  • участвует в реализации федеральной политики и за­дач субъекта в области здравоохранения, социальной защиты населе­ния, культуры, науки, образования, экологии, охраны окружающей среды,
  • в рамках своих полномочий орган осуществляет меры по реализа­ции, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране общест­венного порядка и борьбе с преступностью,
  • ведет непосредственную работу по обеспечению хозяйственных и иных деловых связей субъ­екта с федеральными структурами, другими субъектами, зарубежны­ми партнерами. Взаимодействуя с ними, орган может заключать с ними соглашения,
  • обеспечивает формирование всей системы исполни­тельной власти в субъекте РФ,
  • взаимодействует с орга­нами местного самоуправления, оказывает им необходимое содейст­вие, особенно в составлении и исполнении бюджета, в хозяйственной деятельности.

 

Как говорилось ранее, в большинстве субъектов РФ главой выс­шего коллегиального исполнительного органа власти является выс­шее должностное лицо — президент, губернатор, глава правительства. В некоторых субъектах имеется специальная должность главы выс­шего исполнительного органа — как правило, это председатель пра­вительства, премьер-министр.

Если высший исполнительный орган субъекта представлен пра­вительством, кабинетом министров, тогда у него есть и свои виды юридических актов — постановления и распоряжения. Если исполь­зуется понятие «администрация субъекта» РФ, тогда соответствую­щие акты исходят от возглавляющего ее высшего должностного лица субъекта.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

 

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Борова И.Л. Теоретико-правовые аспекты организации конституционных (уставных) судов в Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2004;

Ермолов И.А. Роль конституционных судов в осуществлении конститу­ционного контроля в республиках Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2002;

Жеребцова Е.Е. Компетенция конституционных (устав­ных) судов субъектов Российской Федерации: Дисс.... канд. юрид. наук. М., 2003;

Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации: Сравнительное исследование законодательства и судебной практики. Нор­мативные акты / Отв. ред. М.А. Митюков. М., 1999;

Кряжков В.А. Конститу­ционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика). М., 1999;

Несмеянова С.Э. Проблемы становления и развития орга­нов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. Челя­бинск, 2003.

 

Возможность субъектов РФ создавать свои органы конституцион­ного правосудия предусмотрена Федеральным конституционным за­коном 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». В реше­нии вопроса — учреждать или не учреждать такие суды — субъекты са­мостоятельны. В настоящее время такие суды созданы в 14 субъектах.

 

Наименование суда связано с видом субъекта РФ. Конституцион­ными данные суды называются в республиках, поскольку их главным актом является конституция. Соответственно в иных субъектах, где главным актом является устав, суды называются уставными. Каких-либо различий по статусу, полномочиям и деятельности между кон­ституционными и уставными судами нет.

 

Становление органов конституционного правосудия в субъектах РФ начинается с 1994 г. Почти везде, где такие органы создаются, они именуются соответственно конституционными, уставными судами.

 

Основы статуса, полномочия, ключевые правила организации и деятельности конституционных, уставных судов определяются кон­ституцией, уставом субъекта РФ. Вместе с тем субъекты принимают специальные законы об этих судах.

 

Природа конституционного (уставного) суда субъекта РФ в прин­ципе аналогична природе Конституционного Суда РФ. Это судебный орган конституционного контроля, осуществляющий самостоятель­но и независимо судебную власть посредством конституционного су­допроизводства — той формы судопроизводства, которая предусмот­рена ст. 118 Конституции РФ.

 

Аналогичными — по внешнему оформлению — являются основ­ные полномочия конституционных, уставных судов, направления и организация деятельности. Данные суды могут наделяться задачами судебного нормоконтроля, разрешения споров о компетенции, оцен­ки внутригосударственных договоров субъекта, толкования консти­туции, устава субъекта.

 

Конституционный, уставный суд субъекта РФ не подчинен Кон­ституционному Суду РФ, не образует совместно с ним двухзвенную вертикаль конституционного правосудия. Ряд ученых и практиков предлагает создать такую вертикаль: разрешить оспаривание реше­ний конституционных, уставных судов субъектов в Конституцион­ном Суде РФ.

 

В компетенции конституционных, уставных судов различных субъектов РФ есть свои особенности:

1. Конституционные, уставные суды разрешают дела о соответствии конституции, уставу субъекта РФ: законов субъекта; нормативных правовых актов законодательного органа власти субъ­екта, высшего должностного лица субъекта, высшего исполнительно­го органа государственной власти, органов местного самоуправления. В сравнении с Конституционным Судом РФ круг объектов конституционного нормоконтроля для суда субъекта пополнен нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. В отдельных субъектах конституционные, уставные суды наделены правом оценивать на предмет соответствия основному закону субъекта его договоров: с территориальными единицами ино­странных государств; с иными субъектами; с органами местного са­моуправления данного субъекта.

3. В отдельных субъектах РФ конституционные, уставные суды могут разрешать споры о компетенции: между органами госу­дарственной власти субъекта; между этими органами и органами ме­стного самоуправления; между органами местного самоуправления.

4. К ведению указанных судов (в ряде субъектов) отно­сится толкование конституции, устава субъекта.

5. В ряде субъектов конституционный, уставный суд может выступать с законодательной инициативой — как правило, по вопро­сам своего ведения.

 

Конституционный Суд Республики Саха (Якутия) осуществляет предварительный контроль законов Республики Саха (Якутия) о вне­сении изменений и дополнений в Конституцию Республики с точки зрения законодательной процедуры их принятия.

Численность судей конституционного, уставного суда субъекта РФ устанавливается реже основным законом, чаще — законом субъ­екта об этом суде.

Как правило, в состав суда назначается от 5 до 9 су­дей (например, в Дагестане — 5, Татарстане — 6, Якутии — 7, Ханты-Мансийский автономном округе — 9) со сроком полномочий от 5, 8, 10, 12 лет до неограниченного срока.

Возраст, по достижении которо­го лицо может быть назначено судьей, определяется законодательст­вом субъектов, нижняя планка различна — 25, 30, 35 лет.

По-разному определяется в субъектах и предельный возраст пребывания в должно­сти конституционного, уставного судьи — 60, 65 или 70 лет. Одни субъекты, где установлен конкретный срок, не позволяют стать судь­ей на следующий срок, другие субъекты на этот счет не содержат огра­ничений.

 

Законодательство субъектов РФ содержит ряд дополнительных специальных условий для замещения должности судьи конституци­онного, уставного суда — безупречная репутация, высшее юридиче­ское образование, стаж работы по юридической специальности не менее определенного срока (5—10 лет), признанная высокая квали­фикация в области права.

 

Назначение на должность судьи конституционного, уставного суда осуществляет законодательный (представительный) орган госу­дарственной власти субъекта РФ. Как правило, кандидатуру на пост судьи вносит высшее должностное лицо субъекта. Соответствующие предложения ему могут вносить депутаты представительного органа субъекта, представительные органы местного самоуправления, суды общей и арбитражной юрисдикции данного субъекта, органы юсти­ции по данному субъекту, прокурор субъекта, учебные и научные юридические заведения, объединения профессиональных юристов. В отдельных субъектах есть свои особенности во внесении кандида­тур, в основном состоящие в том, что часть кандидатур предлагается главой исполнительной власти, другая — руководством представи­тельного органа власти.

 

Руководство деятельностью конституционного, уставного суда осуществляют председатель суда, заместитель председателя (эта должность не везде предусмотрена) и секретарь суда (то же самое).

 

Указанные лица избираются на должность по-разному: в одних субъ­ектах — сами судьями, в других — представительным органом власти субъекта по представлению главы исполнительной власти или по предложению судей данного суда.

 

Основные правила судопроизводства в конституционных, устав­ных судах сходны с аналогичными правилами, существующими в Конституционном Суде РФ. Акты конституционных, уставных судов при разрешении дел именуются постановлениями, при даче заключе­ний соответственно заключениями, в остальных случаях — определе­ниями. По вопросам организации работы в заседаниях судов могут приниматься решения, излагаемые в протокольной форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.