Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Казахское ханство в XVI-XVII вв




1. Расширение этногосударственной территории Казахского ханства.

2. Тауке хан. Законы «Жетi Жаргы».

3. Развитие экономики, материальной и духовной культуры казахского народа.

 

Цель лекции: дать знания о политической истории Казахского ханства, о расширении его государственной территории, о государственной кодификации, социально-экономической, духовной культуре казахов этого периода

Ключевые слова: период политической стабильности, смуты и междоусобицы, дипломатия, посольства, адат, государственные законы, кочевое скотоводство, поливное земледелие, формы землепользования – инджу, мильк, вакф, сойургал, ремесла, домашние промыслы, обычаи, традиции, устное народное творчество, эпос.

 

1. Расширение этногосударственной территории Казахского ханства. С середины XV в. до начала XVIII века Казахское ханство было единым политическим образованием. В XVIII веке в жузах стали избирать своих ханов.

В 50-70-х годах XV века ханами-соправителями Казахского ханства были Жанибек и Керей. После них по одним источникам с середины 70-х годов, по другим - с 1480 года (Керей-хан правил до 1473-1474 гг.) верховным ханом стал старший сын Керея Бурундук. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века при хане Касыме. Касым официально стал править в 1511 году, после как потерявший авторитет Бурундук-хан с кучкой своих приближённых удалился в Мавераннахр. Касым-хан (1511-1521) воспользовался разгромом и гибелью Шайбани под Мервом в битве с шахом Ирана Исмаилом, и укрепил свою власть в Южном Казахстане. Таким образом, Касым-хан завершил длительную борьбу между казахскими ханами и шайбанидами и окончательно присоединил Восточный Дешт-и-Кыпчак к Казахскому ханству.

Границы ханства на юге вышли на правобережье Сырдарьи, на юго-востоке включали значительную часть Семиречья, на севере и северо-востоке охватывали обширные степные просторы доходили до гор Улутау, озера Балхаш и до отрогов Каркаралинских гор, а на западе - до реки Яик.

Постепенно Казахское ханство налаживало и международные отношения. Одним из первых в дипломатические связи с ним вступило Московское государство при великом князе Василии III (1505-1533). Народное предание связывает с именем Касым - хана создание узаконений, известных как «Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»).

В 20-30-е гг. XVI в. после смерти Касым-хана междоусобицы джучидов на время ослабили Казахское ханство. После смерти Касыма в 1522 году ханом стал его сын Мамаш, погибший в скором времени в сражении. В 1523 году ханом был провозглашен внук Жанибека, сын Адик-султана Тахир (1523-1533). В результате неудачных войн границы Казахского ханства, ограничились до пределов Туркестана. До конца XVI в. присырдарьинские города Сыгнак, Отрар, Туркестан и др. входили в состав государства Шайбанидов Мавереннахра.

Последние дни жизни Тахир-хан провел среди кыргызов в бедственном положении. После его смерти ханом стал его брат Буйдаш (1533-1534). Буйдаш-хан был связан с кыргызами, правил казахско-кыргызским объединением и действовал на территории Семиречья. Он погиб время похода на Мавераннахр в 1559 году. Как уже отмечалось, в 30-е годы упоминается имя Тугум-хана, сына Жанибека, который в 1537 году вместе с 37 султанами, со всем своим родом пал в сражении с могольским ханом в местности Чагат. На ханском престоле его сменил сын Касыма Хакназар (1538-1580. Он продолжал политику отца, попытавшись укрепить казахское ханство. Источники называют Хакназара – «ханом казахов и кыргызов». Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольским ханом Абд ар-Рашидом. Для противостяния Сибирскому хану кучуму Хакназар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом, оказавшись под его патронажем.

Хакназар развивал политические и торговые связи с Русским государством. В казахскую степь прибывали русские посольства: в 1569 г. – Семена Мальцева, а в 1573 г. – Третьяка Чебукова. Хакназару удалось присоединить территорию по левой стороне Яика и ногайцы, принявшие власть казахского хана, затем растворились в составе Младшего жуза.

В Семиречье казахов теснили ойраты. На короткое время Хакназар контролировал лишь территории к югу от Улытау, на Сырысу, в северном Приаралье, Каратау, Западное Семиречье. Но вскоре Хакназар-хан погиб.

После гибели Хакназара ханом был провозглашен внук Жанибека, сын Жадика Шыгай (1580-1582). Он участвовал в Туркестанском походе узбекского хана Абдаллаха. Шыгая затем сменил его сын Тауекел (Таваккул, Тевеккел) (1582-1598), правивший до 1598 года. Источники называют Тауекел хана «ханом казахов и калмыков». Известно, что в 1594 году он отправил в Москву посольство во главе с Кул-Мухаммадом. Цель создание военного союза против узбекского хана Абдаллаха. В результате переговоров были установлены казахско-русские дипломатические отношения. К Таукел-хану было направлено русское посольство во главе с Вельямином Степановым.

В 1598 Таукел, воспользовавшись смертью Абдаллах-хана, овладел Сайрамом, Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом, где оставил наместником брата Есима с 20 тыс. войском. Затем двинулся к Бухаре, в одном из сражений был ранен и скончался в том же 1598 году в Ташкенте.

Ханом стал сын Шигая Есим (Ишим) (1598-1628). В состав Казахского ханства вошел Туркестан с его городами и Ташкент на 200 лет. С этого периода Туркестан стал столицей Казахского ханства. В состав Казахского ханства окончательно вошли оседло-земледельческие районы Южного Казахстана. С именем Есим-хана казахское народное предание связывает создание Уложения, известного как «Есім ханның ескі жолы» («Древняя дорога: Есима»).

После Есима ханом стал его сын Жангир (1628-1652). В 1643 г. В местности Орбулак казахское войско во главе Жангир ханом разгромили джунгар во главе с Батуром. В одном из сражении с джунгарами в 1652 г. хан Жангир погиб. В каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы.

После Жангира правил Батыр-хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр-хана на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1718).. Создание военного союза казахов с кыргызами и каракалпаками ослабили на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Именно поэтому во многих источниках его называют «ханом казахов, кыргызов и каракалпаков». В 80-90 гг. XVII в. джунгарская армия вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. В 1680 г. джунгары не смогли взять ставку Тауке-хана – Туркестан.

Для организации отпора джунгарам, в 1710 г. Тауке хан проводил курултай трех жузов, где было создано объединенное войско во главе Богенбай батыром.

С 1686 по 1693 гг. Тауке-хан направил 5 посольств в Сибирь, с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.

Внутренняя политика. При нем произошло укрепление Казахского ханства, была ликвидирована раздробленность казахских земель. В это же время был составлен свод норм обычного права «Жеті Жарғы», определившие основные принципы правопорядка и государственного устройства. В 1718 г. после смерти хана Тауке в Туркестане усилились джунгарское нашествие и политическая раздробленность казахских земель.

2. «Жеті Жарғы». История Казахстана ханского периода ознаменована созданием законодательного памятника «Жеті Жарғы» («Семь установлений»).. По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев из Старшего жуза Толе-бия, из Среднего - Казбек-бия, из Младшего - Айтеке-бия. времени их появление относятся вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни.

Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершённые преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяние и другие. Наказания отражали принцип кровной мести. Существовал принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношении соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. Свод законодательных уложений «Жеті Жарғы» действовал в пределах всего Казахстана.

3. Хозяйство казахов. Основным занятием казахов являлось кочевое и полукочевое скотоводство. Скот был частносемейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние кыстау, весенние – көктеу. летние - жайляу, осенние — күзеу. Протяженность маршрутов достигала 1000 км. Особенно тяжелыми были годы джута.

Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько ее видов: с ловчими птицами - ястребами, беркутами, соколами, охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.

Казахи занимались и земледелием. Традиционными местами распространения были Южный Казахстан, Семиречье, районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. Массивы орошаемых земель наблюдались вокруг городов – Туркестана, Саурана, Сыгнака и Сайрама. Практиковалось богарное земледелие. Осевшие бедняки выращивали преимущественно просо (тары) около зимовок.

Формы землепользования. В степных районах господствовала общинная форма землепользования. Право пользования принадлежало всем членам кочевого рода. Однако лучшими пастбищами распоряжалась аристократия, а хан был верховным распорядителем земель. В источниках отмечены другие формы землевладения, земельной собственности: инджу (ханские земли), мильк — частновладельческие земли мусульманского духовенства, встречавшиеся в земледельческих оазисах, вакф—земли мусульманских учреждений и духовенства в районах распространения ислама, в южных городах Казахстана. Сойургал был распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением. Город и его округа были подчинены власти удельного правителя – владетеля сойургала, которому эти владения были пожалованы на условиях военной или гражданской службы.

Города. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Однако по сравнению с IX-XII вв. число городов Южного Казахстана уменьшилось в 3 раза. Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др. Территория крупных городов значительно сократилась (городская жизнь сосредоточилась в пределах центральной, наиболее укрепленной части). Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-Ходжой, Урусом.

Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденций казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Жангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, возведенным на рубеже ХIV-ХV веков, является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. Не меньшее значение имели города Сауран, Сайрам, Сузак, Аркук, Туркестан, Отрар и другие. В Отраре, Сыгнаке и Сузаке в среднем проживало 5500 жителей, в Сайраме - 7560, в Туркестане - 9180, Сауране - 11 тыс. Все городское население достигало 70 тыс. человек. План города состоял из центральной части (хисара), обнесенной стеной и кварталов (махалла), т.е. города имели поквартальную застройку, в каждом квартале насчитывалось от 6 до 15 домов.

В денежном обращении XVI-XVII вв. в городах Казахстана и Средней Азии определяющую роль играли монеты среднеазиатских городов, выпущенные при последних Тимуридах и Шайбанидах. Когда приток этих монет сократился, деньги в основном стали чеканить в Туркестане и Ташкенте. Это были медные динары без надписей, которые предназначались для внутреннего оборота, серебряные тенга, предназначавшиеся для крупных сделок и транзитной торговли.

Торговля была одной из наиболее существенных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживилась и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торговые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан.

Материальная культура. Ремёсла и домашние промыслы. Значительное место казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Развивались ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное. В Отраре, Бузук-тобе, Кауган-ата, Сыгнаке обнаружены остатки железо-плавильных печей XVI-XVII вв. Из стекла изготовляли посуду и украшения. Из костей и рогов изготовляли пуговицы, заколки, игральные фишки, проколки, шилья и др. Было развито ковроделие. Ручные жернова из песчаника и гранита составляют при раскопках одну из наиболее частых находок. Из камня изготовляли – песты, ступки, теречки и др.

Самым массовым видом ремесленной деятельности городского населения было гончарное дело. Ремесленники объединялись в цехи, о которых известно по сохранившимся цеховым уставам – «рисоля». Главой цеха считался «калантар», избирающийся на цеховом собрании. Также отмечается специализация гончаров. В крупных мастерских Отрара производились в качестве основного товара – водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы.

Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился генезис, преемственность культур предшествующих поколений. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат.

Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это кииз - гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты; текемет - постилочная кошма из войлока, украшенная узором, который вдавливали, валяя шерсть, свернутую с циновкой, валяли ногами, предплечьями, поливая горячей водой. Сырмақ - постилочное полотно, украшенное нашивками разноцветного войлока методом аппликации, грани рисунка и бордюры отделывались цветными шнурами. На горизонтальном ткацком станке - өрмек - ткали из верблюжьей шерсти алаша - постилочное полотно, сшитое из полос, баскұр - тканые полосы для внутреннего убранства юрты, шепкен - домашнее сукно.

Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока. Характерной для казахского быта посудой является, в частности - ёмкость конической формы из кожи, вмещающая до 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шубата, для перевозки кумыса существовала другая кожаная емкость - сүйретпе, а объемом до 3-4 литров - торсық. Ведра-подойники изготавливались из дерева - шелек, кожи – көнек, тыквы - қауақ. Пиалы (кесе) перевозили в войлочном чехле - кесеқап. Мясо подавали на деревянном блюде - табак, кумыс наливали в глубокие миски - тегене затем черпаком - ожау разливали в деревянные пиалы - тостаган. Масло делали в маслобойке кубі.

Духовная культура. В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба – күрес, борьба двух всадников - сайыс, қызқуу - догони девушку, борьба за тушу козла – көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов! Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. В этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо наурыз көже, символ изобилия. В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни «Жар-Жар».

Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепші. В ХV1-ХVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе Неба - Тенгри. Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Шаманы - баксы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы (амулеты, непременно имели посох). Баксы занимались лечением (были травники, костоправы), изгоняли злых.

В ХVI-ХVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями – жырау, в то время, например, творил жырау Шалкииз Тленши-улы (1465-1562, был приблеженным правителя Ногайской Орды Темира), согласно воззрениям которого главное, к чему должны стремиться человек и народ, - это честь и свобода. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются – два «Обращения к Тимуру». Также были известны имена Доспамбет-жырау (XVI век) – создатель толгау, имеющих в некоторой степени биографический характер, Жиембет-жырау (XVII век), который был наместником хана Есима в Младшем жузе. Из наследия Жиембета сохранились три толгау – обращения к Есим-хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскающего по родным местам. Умбетай Тлеулы (XVIII в.) – воспевал богатырские качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай-хана. Крупные его произведения – «Извещение хана Абылая о смерти Богенбая», «На смерть Богенбая», «Обращение к Бекболат бию» и др. Бухар Калкаманулы (1693-1787) – выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрадо в себя и обощило всю предшествующую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар-жырау делится на два периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы преимущественно философско-назидательного характера. Вторая группа – это высокая поэзия государственного служения, пропагандирует идею сильной государственности и ханской власти, и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами.

В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян Слу» - степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек». «Кульше кыз», «Макпал», «Слушаш». На начальном этапе становления и развития Казахского ханства жил и творил, по словам Ч. Валиханова, «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной». Он был при дворе хана Жанибека. Асан-Кайгы воспевал любовь и сострадание. Главные ценности - это искренность и честь, противоположные источникам зла - дурному слову и лжи.

Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг. Создались исторические генеалогии - шежире. Важным памятником является книга «Джами ат-таурих» («Сборник летописей»), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги - бий Кадыргали из рода жалаир (Кадыргали осымулы Жалаири). В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.

В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, кобыз, сыбызгы. В период позднего средневековья, в ХVI-ХVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.