Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 15. Провозглашение независимости Казахстана и его развитие

(1991-2006 гг.)

1. Политические преобразования в РК (1991-2006).

2. Внешняя политика Республики Казахстан (1991-2006).

3. Кардинальные изменения в экономике.

4. Развитие культуры республики.

 

Цель лекции: показать значение обретения Казахстаном государственной независимости, дать анализ произведений Президента РК, где изложена стратегия развития государства, рассмотреть трудности на пути становления рыночной экономики, преобразовании политической, социальной и культурной сфер.

Ключевые слова: государственная независимость, суверенитет, сотрудничество, международные организации, субъект международного права, приоритеты, бартер, разрыв экономических связей, инфляция, кризис, безработица, коррупция, снижение жизненного уровня, рынок, конкуренция, национальная валюта, инвестиция, аренда, приватизация и разгосударствление, монополия, «ножницы цен», агроферма, альтернативное образование, частный сектор в сфере образования и здравоохранения.

 

1. Политические преобразования в РК (1991-2006). Политический кризис начала 90-х годов. Распад СССР и образование СНГ. Весь 1990 и 1991 гг. в числе главных проблем стала проблема подписания нового союзного договора. Был опубликован проект договора. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросам: быть или не быть СССР и каким ему быть? Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики Молдова, Грузия, Армения. Зрели опасения неуправляемого распада СССР. Весной и летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение 9 республик и центра (за исключением прибалтийских республик, Грузии, Армении и Молдовы), которые решили подписать союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа. Далее необходимо остановиться на событиях 19-20 августа, выступлениях ГКЧП. Путч ускорил распад СССР. После путча события развивались ускоренным темпом. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев издал Указ «О6 образовании Совета Безопасности Казахской ССР», а затем «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР», «О создании золотого запаса и Алмазного фонда в Казахской ССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности Казахской ССР». Кроме того, Указом Президента от 28 августа 1991 г. о запрещении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в республике был закрыт Семипалатинский испытательный ядерный полигон. 2 октября 1991 г. впервые за 40 лет существования на казахской земле космодрома Байконур с него стартовал в коммос первый космонавт казах Т.О. Аубакиров. Э ти указы положили конец диктату союзных ведомств, но до обретения республикой реального суверенитета было еще далеко. В августе 1991 года Н. Назарбаев заявил о своём выходе из состава Политбюро ЦК КПСС, сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КП Казахстана. Внеочередной и чрезвычайный съезд Компартии Казахстана открылся 7 сентября 1991 года в 10 часов утра в городе Алматы. После долгих дебатов съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь называться социалистической. Часть членов КПСС вошла в состав организованной 5 октября 1991 года партии Народный конгресс Казахстана. Основная задача этой партии, как сказано в программных документах, заключается в том, чтобы, используя парламентские методы, добиваться дальнейшего социально-экономического развития. Сопредседателями партии были избраны видные общественные деятели, писатели О. Сулейменов и М. Шаханов.

8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом главы России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества независимых государств. В нем заявлялось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил своё существование. 21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) приняли декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ – Содружества независимых государств. 25 декабря 1991 г. М. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР.

Становление СНГ проходило очень тяжело. Возникали трудности по разделу имущества, по созданию единой рублевой зоны и даже по разделу накопленного в СССР оружия. Ряд республик (Прибалтика, Молдова, Грузия) отказались войти в СНГ. В 1993 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол и объявил, что Казахстан становится территорией, свободной от ядерного оружия. Но скорый распад огромного государства и массовый порыв к политическому и культурному самоопределению республик бывшего СССР создал много проблем, решение многих из них, к сожалению, было не всегда мирным: противостояние в Молдове (Приднестровье), Грузии (Южная Осетия и Абхазия), Таджикистане, война в Нагорном Карабахе.

Многие проблемы должна была решить встреча лидеров стран СНГ в январе 1993 года в Минске. Лидеры государств подписали ряд документов, открывших поле для широкого сотрудничества, для создания правовых основ функционирования Содружества, для проведения его участниками более эффективной, согласованной политики.

Провозглашение независимости Республики Казахстан. Принятие государственных символов. 1 декабря 1991 г. состоялись всенародные выборы Президента. Им был избран Н. Назарбаев. 10 декабря был принят «Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан». 16 декабря 1991 г. «Закон о государственной независимости Республики Казахстан». 20 декабря 1991 г. был принят «Закон о гражданстве Республики Казахстан». Гражданам, проживающим на территории республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией. В январе 1992 года Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса.

В целях обеспечения государственной независимости республики в январе 1992 года были сформированы свои внутренние Вооруженные силы. Республика имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн. В июне 1992 г. были утверждены Государственный Флаг и Герб Казахстана, в декабре его - Государственный Гимн. Автором флага является художник Шакен Ниязбеков. Флаг является символом государственного суверенитета Республики Казахстан. Авторы герба архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Валиханов. Авторы музыки Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди. Авторы текста гимна Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев, Жадыра Дарибаева. Однако, учитывая желание большинства граждан республики, в 2006 гг. в качестве государственного гимна республики была утверждена песня «Менің Қазақстаным» на музыку Ш. Калдаякова и слова Ж. Нажимеденова, отредактированные Президентом Н. Назарбаевым.

После обретения Казахстаном государственной независимости и переименования Казахской ССР в Республику Казахстан началась работа по переименованию городов, улиц, площадей с целью возвратить им исторические названия. Возвращались из небытия имена народных героев и батыров, личностей, сыгравших выдающуюся роль в истории народа: Яссауи, ханов Жанибека, Керея, Касыма, Тауке, Абылая, Кабанбая, а также Шакарима, Толеби, Г. Потанина. Улицы и даже целые поселки стали называться их именами.

За небольшой период времени было реабилитировано более 33 тысяч граждан. В сентябре 1990 года Президент Казахстана Н. Назарбаев издал Указ «О мерах по оказанию помощи реабилитированным гражданам, пострадавшим от незаконных репрессий в период 30-40-х годов и начала 50-х годов». 12 декабря 1991 года Н.А. Назарбаев издал Указ «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане».

Разработка стратегии развития Казахстана как суверенного государства. Основные направления развития независимого Казахстана были изложены в работах Н. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» и «идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана». Основные цели Республики Казахстан:

· обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ;

· формирование социальной рыночной экономики, сочетающей государственные и негосударственные формы собственности;

· построение общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния своих граждан;

· углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике;

· развитие этнической самобытности и сохранение национально – культурного многообразия Казахстана;

· формирование достойного имиджа Казахстана в мировом сообществе на основе соблюдения свобод и прав человека, обретение прочных позиций в мировой экономике;

· преобразование государственного устройства Казахстана в демократическую республику президентского правления.

На решение этих задач была направлена вся последующая деятельность президента и правительства.

Становление демократического и правового государства. Процесс обретения государственности в Казахстане носил мирно-эволюционный характер и это было отличительной чертой казахстанского варианта суверенизации. 28 января 1993 года была принята первая Конституция Республики Казахстан. Особенность новой Конституции в том, что она провозгласила Казахстан неотъемлемой частью мирового сообщества. Казахстан тем самым подтвердил свою приверженность международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства.

Конец 1993 года был знаменателен тем, что в Казахстане начался массовый самороспуск Советов. Парламент, который назывался тогда Верховным Советом, был распущен, полномочия президента были продлены 29 апреля 1995 года до 2000 года на референдуме. Осенью 1995 года состоялись новые выборы, теперь уже в двухпалатный Парламент Казахстана (уже после принятия новой Конституции). 30 января 1996 года в Алматы вновь избранный двухпалатный Парламент начал свою работу.

Был создан специфический орган: Ассамблея народов Казахстана. Именно на второй сессии Ассамблеи был постановлен вопрос о новой Конституции. Вторая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном рефендуме. Конституция состоит из преамбулы, 9 разделов, 98 статей. Каждый гражданин должен знать основной закон своей страны. В статье 1 новой Конституции Казахстан провозгласил себя «демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Республика Казахстан объявила себя унитарным государством с президентской формой правления. Единственным источником государственной власти в стране является народ. С новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности - вводилась частная собственность на землю. Впервые в казахстанской и советской практике закрепляется первичность прав и свобод человека, а также утверждается идея неотъемлемой принадлежности народа Казахстана к мировому сообществу. По Конституции государственным языком в республике является казахский язык, а русский - языком межнационального общения. Законом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года были внесены изменения и дополнения в действующую Конституцию. Эти изменения коснулись разделов «Президент», «Парламент», «Правительство» и другие. Итак, в начале 90-х годов самой трудной задачей было решение проблемы демократического устройства общества. Ныне достигнуты значительные успехи в этом направлении. Создано общество, где проводятся свободные выборы, реально действуют 16 политических партий, 2,5 тысячи неправительственных организаций, 80 % газет и журналов, телерадиоканалов являются негосударственными.

Став независимым государством, Казахстан смог впервые за последние 200 с лишним лет в сентябре 1992 г. провести Всемирный курултай (съезд) казахов. На курултае выступили Президент Республики Н. Назарбаев, видный поэт и общественный деятель О. Сулейменов, ученый-теолог из Турции Халифа Алтай, гость из России Аман Тулеев и другие. Большую роль в консолидации общества и укрелении дружбы народов сыграл проведенный в середине декабря 1992 года Форум народов Казахстана. На Форуме с новых позиций были рассмотрены принципы интернационализма, развития добрососедских отношений.

Стратегия развития Казахстана до 2030 года. В октябре 1997 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев обратился с посланием к народу Казахстана, в котором изложил стратегию развития государства до 2030 года. Основу послания Президента составляют долгосрочные приоритетные цели и стратегия реализации. Всего семь приоритетов:

1. Национальная безопасность, обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиции и внутренних сбережений.

4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

5. Энергетические ресурсы. Увеличение добычи нефти и газа.

6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.

7. Профессиональное государство, создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана.

Приоритеты связаны друг с другом, осуществление одних невозможно без осуществления других. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев - вот ключевые слова, характеризующие будущее Казахстана.

23 октября 2002 г. в Туркестане прошел второй Всемирный курултай казахов, в котором приняли участие 400 соотечественников. По вопросу возвращения этническихтказахов были увеличены квоты переселения: в 2003 г. – 5 тыс. семей; в 2004 г. – 10 тыс. семей; в 2005 г. – 15 тыс. семей. 4 декабря 2005 г. вновь состоялись выборы Президента Республики Казахстан. Большинством головос (91,1 %) Президентом РК был избран Н.А. Назарбаев.

2. Основные направления внешней политики республики К середине января 1992 года Казахстан в качестве независимого государства признали уже более чем 30 государств мира. В их числе были такие страны, как Турция, США, Китай, Иран, Пакистан, Швейцария, Канада. Первой независимость Казахстана признала Турецкая Республика. Краеугольным камнем всей внешней политики республики стали принципы добрососедства и невмешательства во внутренние дела других государств, равноправие, стремление решать все возникающие вопросы мирным путем. Началась совместная разработка с иностранными фирмами Тенгизского нефтяного массива, для освоения новых месторождений были привлечены такие крупнейшие компании, как «Бритиш петролеум», «Бритиш Газ», «Эльф-Акитен», «Аджип» и другие.

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества. 2 марта 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. Казахстан присоединился к Договору СНВ-1 и Договору о нераспространении ядерного оружия. Это позволило существенно усилить гарантии безопасности. В течение 1994-1995 гг. все ядерные державы Великобритания, США, Франция, Китай, Россия предоставили Казахстану совместные всеобъемлющие гарантии безопасности.

Расширяется деятельность Казахстанских представителей во вспомогательных организациях ООН. Казахстан стал членом комитета по информации, комитета Генеральной Ассамблеи ООН по мирному использованию Космоса, тесно сотрудничает с международным Советом ООН по контролю над наркотическими средствами. Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др. Значимость членства в региональных организациях подчеркивают участие республики в организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Азиатском банке развития (АБР), Исламском банке развития (ИБР), Европейской энергетической партии.

К 1996 году Казахстан укрепил связи с такой авторитетной международной организацией, как ЮНЕСКО. При взаимодействии и поддержке ЮНЕСКО прошло празднование 150-летия Абая Кунанбаева. В Алматы было открыто единственное в Центральной Азии представительство этой организации.

Одним из приоритетных стратегических направлений внешней политики остается наращивание сотрудничества с государствами СНГ на основе принципов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. В первую очередь это отношения с Россией. За короткий период независимости республики был создан огромный задел сотрудничества с Россией, подписан целый ряд двусторонних договоров, регламентирующих экономические взаимоотношения, сотрудничество в области освоения космического пространства, создание армий нового типа и т.д.

В июне 1994 года президентом Н. Назарбаевым была разработана концепция «О формировании Евразийского союза государств». В соответствии с этой концепцией ЕАС является объединением равноправных суверенных и независимых государств. В целях дальнейшей интеграции экономики 28 ноября 1995 года Казахстан подписал договор об образовании таможенного союза с Российской Федерацией и Беларусью. После присоединения к союзу Кыргызстана и Таджикистана этот альянс был преобразован в Евразийский экономический союз, а затем было создано Центральноазиатское экономическое сообщество. Для укрепления добрососедских отношений 2003 год был объявлен Годом Казахстана в России, а 2004 год - Годом России в Казахстане. К 2005 году были решены пограничные вопросы с Китаем, Узбекистаном и Россией.

Стратегическое значение на региональном уровне имеет дальнейшее расширение сотрудничества с центрально-азиатскими государствами, прежде всего с Узбекистаном и Кыргыстано м, а в рамках экономического блока - с Туркменистаном и Таджикистаном.

Одними из важнейших наших партнеров из числа дальнего Зарубежья остаются США, Германия, Франция. В рамках программы «Болашак» студенты вузов Казахстана получили возможность пройти обучение в учебных заведениях США, Франции, Германии. 22 сентября 2001 года Казахстан посетил Папа Римский Иоанн Павел II, что стало признанием заслуг Казахстана как миролюбивой державы. В октябре 2003 года в Астане состоялся форум представителей основных религий мира.

Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия на азиатском направлении, где в экономическом отношении вперед выдвинулись Китай, Индия, Вьетнам, страны, входящие в АСЕАН. В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особенно широкомасштабно развивались связи Казахстана с Турцией. В декабре 1995 года Казахстан стал полноправным членом организации «Исламская конфедерация», что дало возможность для обмена финансами, новыми технологиями. В целях привлечения инвестиций в Республику Казахстан 26-28 апреля 2000 года в Алматы состоялся экономический саммит «Евразия-2000», в котором приняли участие влиятельные международные финансовые институты.

Расширяются экономические, культурные, политические связи со странами тихоокеанского региона – Китаем, Японией, Кореей. Отношения со странами Ближнего и Среднего Востока также являются важнейшим направлением внешней политики государства. Это прежде всего Иран, Саудовская Аравия.

География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. Сейчас Республику Казахстан признало 120 государств, со 105 из них установлены дипломатические отношения. За рубежом открыто 29 посольств Казахстана, 4 дипломатических миссий, 2 генеральных консульства, 6 консульств. В Астане и Алматы функционируют 40 иностранных посольств и миссий, 16 представительств международных и национальных организаций, заключено более 800 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Принят Закон о дипломатической службе, открыты Академия дипломатической службы, Университет мировых языков и международных отношений.

Можно сделать вывод, что Казахстан состоялся как суверенное и независимое государство, стал полноправным членом мирового сообщества, его неотъемлемой частью.

3. Экономика республики в 90-е годы. Достижения и проблемы. В первой половине 1992 г. р уководство республики выработало основные стратегические направления социально-экономического развития Казахстана, изложенные в работе Н. Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». Об этой работе уже шла речь в третьем вопросе первого занятия. В сфере экономики предполагалось достижение следующих целей: формирование социальной рыночной экономики, с сочетанием разных форм собственности; введение национальной валюты и обеспечение её внутренней, а затем и внешней конвертируемости; насыщение потребительского рынка; привлечение и активное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана и др.

В области экономических реформ Казахстан в основном следовал за Россией. Осложнило ситуацию в республике и то, что с начала 1992 года правительством Егора Гайдара были отпущены цены в России. Указ о либерализации на территории Республики с 6 января 1993 года. С введением свободных цен резко подорожали практически все виды товаров. С требованиями увеличения заработной платы провели забастовку учителя, пенсионеры и врачи.

Важным звеном в экономической реформе было преобразование государственной собственности. Был принят Закон о разгосударствлении и приватизации госимущества. Процесс приватизации в Казахстане стал осуществляться одновременно с реформой налогообложения, ценообразования, оплаты труда и банковской политики. В русле политики формирования рыночных структур большое внимание стало уделяться развитию малого бизнеса, разукрупнению монопольных структур.

Для создания правовой базы перехода к рыночной экономике Парламентом республики был принят пакет законов и нормативных актов, среди которых были такие важные законы, как «О собственности в Республике Казахстан», «Об иностранных инвестициях в республике Казахстан», «О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» и другие.

В условиях повсеместного сокращения производства потребительских товаров и услуг, а в отдельных случаях - и полной остановки государственных предприятий, стала явной тенденция неуклонного роста цен в потребительском секторе. Факторами, оказавшими влияние на повышение цен на продовольственные и промышленные товары, явились снятие контроля за ценами на энергоресурсы, рост закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, а также шестикратное увеличение оптовых цен. Продолжалось и расслоение населения по доходам. Усилилась коррупция, особенно среди чиновничества.

В течение 1993 года Н.А. Назарбаев, Парламент и правительство республики все свои усилия направили на интеграцию экономик стран СНГ, которая позволила бы наиболее эффективно использовать преимущества взаимовыгодного сотрудничества. В поисках выхода из создавшегося положения Казахстан выступил инициатором формирования рублевой зоны нового типа. В то же время массовый сброс в Казахстан рублевой наличности старого образца из соседних государств к концу ноября 1993 года привел к дезорганизации денежной системы республики, новому витку инфляции, резкому расхождению рублей старого и «нового» образца. Все эти явления крайне отрицательно сказались на уровне жизни населения.

Всесторонне обсудив создавшееся положение, руководство Республики Казахстан было вынуждено принять решение о введении собственной валюты. По решению Президента Республики Казахстан национальная валюта - тенге -введена с 15 ноября 1993 года. Переход Казахстана на национальную валюту позволил республике продолжить курс социально-экономических реформ, но уже как независимому и суверенному государству. В целях дальнейшего укрепления национальной валюты был издан Указ Президента Республики Казахстан «О неотложных мерах по стабилизации денежной системы», где были намечены меры по защите экономических интересов населения и государства. Однако продолжение антиинфляционного курса, проводимого правительством, привело к падению производства и к росту безработицы.

Переход к рыночным методам хозяйствования привел страну на рубеже 1993-1994 гг. к тяжелейшему экономическому кризису. В таких условиях правительство приняло программу, ориентированную на жесткую антиинфляционную политику. В результате этих мер с конца 1994 года наметились первые признаки перелома в экономике:

· наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта;

· снижение уровня инфляции. Для сравнения: в 1993 г. – 2263%, в 1994 г. – 1259%, в 1996 г. – 60%, в 1997 г. – 30%;

· некоторые оживления в отдельных отраслях промышленности;

· увеличились объемы инвестиции в основной капитал.

Болезненный переход от командной к рыночной экономике породил в огромных масштабах бедность и безработицу.

Состояние сельскохозяйственного рынка определяется многими факторами, связанными как с общей социально-экономической политикой в стране, так и с частными проблемами. В этой связи в республике проходило широкомасштабное преобразование совхозов и колхозов, изменение форм собственности и статуса агропредприятий, формирование нового типа работника-собственника, наделение его правами свободного распоряжения средствами производства, продукцией и доходами. На начало 1995 года действовало 30 168 различных агроформирований, в том числе 2946 совхозов и других государственных предприятий, 1082 коллективных предприятия, 295 акционерных обществ, 434 колхоза, 487 сельскохозяйственных кооперативов, 22401 крестьянских хозяйств, 150 товариществ с ограниченной ответственностью и 592 предприятия и организаций по обслуживанию сельского хозяйства. К первому полугодию 1995 года были преобразованы в негосударственные объекты хозяйствования 1671 совхозов, что составило 78,8% от всех хозяйств имевшихся на 1 января 1992 года.

Как уже говорилось, становление новых форм собственности осуществлялось в сложных финансово-экономических условиях. Неустойчивое экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей было вызвано разрывом сложившихся хозяйственных связей, ростом диспаритета цен в товарообмене между сельским хозяйством и промышленностью, инфляцией, дефицитом бюджета, сокращением государственного финансирования, удорожанием кредитных ресурсов. В результате в сельском хозяйстве страны сложилась катастрофическая ситуация. Одна из главных причин этого - отсутствие комплексности в проведении экономической реформы. Цены на промышленную продукцию росли в 11 раз быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства. И только в 1995 году было отменено доведение до всех форм собственности госзаказа на поставку зерна.

Таким образом, «ножницы цен» душили любые попытки развития сельского хозяйства. По этим и другим причинам сельскохозяйственное производство стало убыточным, резко возросло число нерентабельных хозяйств. Удельный вес убыточных государственных сельскохозяйственных предприятий в общем количестве агроформирований только в 1993 году составил 54,7% и в дальнейшем этот процесс усилился. Над сельским хозяйством республики в результате «политики реформ» нависло еще не менее десятка проблем: трудности сбыта продукции при отсутствии рыночной инфраструктуры, высокие налоги, рост неплатежей, отсутствие государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя и многое другое. Зарубежные инвестиции в 1994-1995-е годы в основном вкладывались в сельское хозяйство. Вместо разрушенных за очень короткие сроки совхозов и колхозов стали возникать товарищества, акционерные общества, фермерские хозяйства. Но перелом в сельском хозяйстве наступил, когда были отрегулированы вопросы кредитования и появился на селе настоящий хозяин. В 2004 году, несмотря на сложные погодные условия, Казахстан собрал богатый урожай.

Но все же проведенные реформы стали приносить свои плоды. С 1997 года наблюдаются серьезные позитивные изменения в стране. Товарный рынок был насыщен, исчезли очереди, своевременно стали выдаваться пособия, заработная плата. Значительно укрепился тенге. Окончательно отошла в прошлое колхозно-совхозная собственность. Заработали тысячи средних и крупных предприятий, отданные в частные руки. Стала заметно улучшаться жизнь простых граждан. Ожили аулы и села, многие из которых ранее оказались в запустении.

На основе позитивных сдвигов Н. Назарбаев разработал стратегический курс развития государства «Казахстан-2030». Достигнуты важнейшие успехи во всех направлениях жизни республики. О достижениях в области экономики за 10 лет независимости найдете материалы в послании Президента «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год».

В сентябре 1995 года Указом Президента было определено, что столица республики переносится в город Акмолу, с 10 декабря 1997 года он стал официальной столицей Республики Казахстан, с 6 мая 1998 года город Акмола переименован в город Астана.

4. Развитие науки, искусства и спорта. Обретение независимости и освобождение от пут партийного вмешательства кардинальным образом изменило состояние науки, культуры и спорта. В отличие от прошлого занятия наукой или спортом стали освобождаться от показушности и идеологизированности. За годы перестройки значительно сократилось финансирование из бюджета, многие научные лаборатории и спортивные школы, клубы и места отдыха были закрыты или же переданы в частные руки. В создавшихся условиях смогли выжить те учреждения, которые сумели адаптироваться к новым, рыночным отношениям.

Началом нового периода в развитии казахстанской науки стал 1992 год, когда были приняты новые законодательные акты и образовано министерство науки и новых технологий. В 1993 года была проведена широкая экспертиза научно-технических программ, финансируемых из бюджета. Подобный подход позволил выявить наиболее перспективные отрасли науки, оказать адресную поддержку тем центрам, от которых ожидалась адекватная отдача. В университетах открывались новые специальности, соответствующие современным требованиям. Была заново воссоздана Высшая Аттестационная комиссия, пересмотрены условия присуждения ученых степеней.

Ученые республики внесли значительный вклад в исследование прошлого Казахстана, особенно по таким узловым темам, как установление Советской власти в Казахстане, история зарождения и укрепления сталинизма, причины распада СССР (М. Козыбаев, К. Нурпеис, Ж. Касымбаев, Т. Омарбеков, А. Сакта). Наиболее злободневные и актуальные вопросы стали открыто обсуждаться на конференциях и «круглых столах». Учеными-правоведами - Г. Сапаргалиевым, Е. Нурпеисовым, А. Котовым были исследованы этапы развития конституционного процесса в Республике. Появились новые труды по социологии (М. Тажин, К. Биекенов), геополитике (К. Сыроежкин, Ж. Жунусова), демографии (М. Татимов, А. Гали), философии (Г. Есим, Г. Турсунов).

Большой резонанс в республике получило 100-летие со дня рождения К. И. Сатпаева, проведенное в рамках программы ЮНЕСКО. В апреле 1999 г. в Париже состоялся международный научный симпозиум, посвященный этому событию. В рамках празднования 1500-летнего юбилея г. Туркестана прошла международная научно-практическая конференция на тему «Туркестан и Ходжа Ахмед Яссауи в духовной истории Казахстана и тюркского мира». В ней приняли участие более 200 ученых и специалистов из Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья. Основой для дальнейшего совершенствования стал Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 года. В условиях нового времени в октябре 2003 года была реорганизована Академия наук. Эта реорганизация вызвала неоднозначные оценки в обществе.

В 1995 году Казахстан широко отметил 150-летие великого казахского поэта, мыслителя и гуманиста Абая Кунанбаева. 1996 год стал годом выдающегося акына-импровизатора Жамбыла Жабаева. На родине певца был установлен памятник, по всему Казахстану прошли юбилейные торжества. В городах проводились различные международные конференции, давались концерты, устраивались выставки. В Алматы была организована выставка гениального художника К. Рериха, экспонировались произведения известных мастеров Ирана, Пакистана, России.

Глобальные изменения произошли и в сфере свободы вероисповедания и отправления религиозных культов. В Алматы, Павлодаре, Таразе, Кокшетау, Шымкенте были отреставрированы и заново построены мусульманские мечети, отличающиеся архитектурной красотой. В апреле 2005 года жители столицы стали свидетелями открытия Центральной мечети в Астане, построенной с помощью арабских стран.

Православные и католические храмы украсили города Алматы, Петропавловск, в Алматы была построена новая синагога. Новый импульс и свободу для творчества получили театры и традиционное искусство казахов. В 1991 году в республике действовало 48 профессиональных театров, 19 националыю-культурных центров.

В киноискусстве, создании монументальной живописи громко о себе заявила «новая волна». Многие фильмы казахских режиссеров стали лауреатами крупнейших фестивалей мира. В 1996 году был торжественно открыт Монумент независимости в Алматы, а также памятники Кенесары Касымова, Абылай хана, Толе би, Казыбек би в Астане, Ж. Жабаева в Алматы.

В 2003-2005 годах казахско-американскими кинематографистами (Голливуд, «Казахфильм») был создан кинофильм «Кочевники». Создание подобного проекта стало первым серьезным международным проектом, где были апробированы новые подходы.

После обретения независимости был создан государственный Национальный олимпийский комитет. Спортсмены Казахстана успешно выступили на крупнейших международных соревнованиях. Впервые выступив на XI Азиатских играх, казахстанцы заняли почетное 4-е общекомандное место. Было завоевано 77 медалей, из них 25 - золотых. Чемпионами зимних Олимпийских игр стали В. Смирнов из Кокшетау, на XXVI летних Олимпийских играх чемпионами стали Ю. Мельниченко (греко-римская борьба), А. Парыгин (современное пятиборье), В. Жиров (бокс). На XXVII Олимпийских играх (2000 г.) чемпионами стали Ольга Шишигина, Ермахан Ибраимов, Бекзат Саттарханов. В 2001 году была проведена 1-я летняя спартакиада, посвященная 10-летию независимости Казахстана в которой приняли участие более 1 млн жителей страны.

На XXVIII Олимпийских играх (Афины) чемпионом стал студент Бахтияр Артаев. Он был признан лучшим боксером Олимпиады и ему был вручен Кубок Вэла Баркера как самому техничному спортсмену. Серебряных медалей удостоились штангист С. Филимонов, боксер Г. Головкин, борцы Г. Цурцумия и Г. Лалиев.

В республике очень популярными стали национальные виды спорта: байга, жорга жарыс, тогыз кумалак и др. По этим видам спорта были созданы федерации, стали проводиться официальные соревнования.

Дальнейшее развитие получили такие виды спорта, как футбол, волейбол, бильярд. Начиная с 2003 года, футболисты Казахстана стали участвовать в европейских кубках, регулярными стали соревнования по мини-футболу.

Реформы в области образования и здравоохранения. Развитие многопартийности и становление независимых средств массовой информации. Кардинальные перемены с 1985 по 2000-е годы произошли в сфере как среднего, так и высшего образования. Так, например, начиная с 1988 года, было введено обучение с 6 лет. Начиная с 1990 года, в Казахстане стала активно развиваться альтернативная система дошкольного воспитания — семейные, коммерческие и государственные образовательные заведения. В той же мере стали развиваться альтернативные школы, причем частные школы, несмотря на высокую оплату, стали очень популярными. Увеличилось также количество школ, где преподавание велось на родном языке: на узбекском, уйгурском, таджикском. Но главное, что произошло в школьном образовании за эти годы - это отход от идеологических штампов, характерных для советской школы, а также изучение истории, культуры Казахстана без вырванных купюр.

Особое внимание в этот период было уделено проблемам сельских школ, обновлению программ в соответствии с государственными стандартами. Система обучения в базовых общеобразовательных школах стала 11-летней.

Начиная с 1991 года, появились школы нового образца и специальные средние учебные заведения: лицеи, гимназии, профессионально-технические школы, колледжи. Несмотря на появление и успешное функционирование частных школ и колледжей, в Конституции 1995 года подчеркивается, что среднее образование в Казахстане остается всеобщим, обязательным и бесплатным. Принятый в июне 1999 года Закон «Об образовании» разделил обучение в общеобразовательных школах на три ступени: начальная (1-4 классы), основная (5-9 классы), средняя (10-11 классы). По задумке реформаторов подобное деление поможет учащимся наиболее полно раскрыть свои способности. Специально для поддержки одаренных детей была принята государственная программа «Дарын», в рамках этой программы во всех областных центрах были созданы школы-интернаты.

Учитывая увеличение числа казахов, возвращающихся на историческую родину из стран дальнего и ближнего зарубежья в конце 1996 года, была принята государственная поддержка зарубежных соотечественников. Целью программы стало обучение и переобучение оралманов и их детей в современных школах. В целях быстрейшего овладения достижениями мировой цивилизации в 1997 году была принята государственная программа информатизации системы среднего образования.

Ключевую роль в реформировании системы школьного образования, повышении эффективности обучения, отходе от идеологической зашоренности сыграла программа «О подготовке и издании для общеобразовательных школ учебников и учебно-методических комплексов».

Глубинные реформы круто изменили облик высших учебных заведений. Так, например, начиная с начала 90-х годов конкуренцию государственным высшим учебным заведениям составили частные вузы. К началу 2003 года в республике функционировали 127 высших учебных заведений, где обучалось 257 тысяч юношей и девушек. Но все же основная масса студентов обучалась в государственных вузах, где, например, в 177 университетах училось 597 тысяч 489 студентов. Указом Президента Республики Н. А. Назарбаева восьми (КазНУ им. аль-Фараби, Евразийский НУ им. Л.Н. Гумилева, аграрный, технический университеты, академия искусств им. Т.К. Жургенева, консерватория им. Курмангазы, музыкальная академия) высшим учебным заведениям, выполняющим значительную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов, обучению, научному и культурному развитию присвоен особый статус. В целях предотвращения коррупции и создания равных условий при поступлении в вузы, начиная с 1999 года, стало вводиться выделение специальных грантов и кредитов. Знания абитуриентов приемные комиссии стали выявлять путем проведения тестовых заданий, а с 2004 года было введено Единое национальное тестирование (ЕНТ). Для оплаты за обучение студенты стали оформлять через инвестиционные или депозитные банки кредиты.

Реформы коснулись и системы здравоохранения, будучи в советские годы доступным широким слоям населения, в условиях перехода к рынку медицинское обслуживание населения претерпело крупные изменения. Наряду с оставшимися услугами, которые оказывались бесплатно социально незащищенным слоям населения: инвалидам, пенсионерам, детям и малообеспеченным семьям, в Казахстане активно стали внедряться платные услуги. Тяжелый удар по устоявшейся системе здравоохранения был нанесен в 1994 году, когда правительство приняло постановление о сокращении целого ряда лечебных учреждений. К 2002 году стала воссоздаваться система лечебно-профилактической помощи, начали открываться центры по всеобщей вакцинации от возможных эпидемических болезней. В городах Жезказгане и Кызылорде были созданы многопрофильные клиники для лечения жителей экологически неблагоприятных регионов.

Демонополизация в области деятельности средств массовой информации привела к появлению совершенно новых телеканалов, газет и журналов. Большую популярность среди населения приобрели «31 канал», «Коммерческий телевизионный канал», «Рахат», газеты «Айгак», «Время», «Жас Алаш». Коренное отличие средств массовой информации от прежних времен состояло в создании ярких публицистических программ, задевающих наиболее острые проблемы современности. По-новому стали работать и издательства, появилась масса ярких произведений по разным направлениям, красочно оформленные и содержательные книги стали выпускаться большими тиражами. Был реорганизован и налажен выпуск энциклопедии «Казахстан». К 2005 году вышли 6 томов энциклопедий на казахском и 3 тома на русском языке. К 2005 году абсолютное большинство издательств, газет, телеканалов находилось уже в частных руках.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические реформы в Казахстане. Общественные организации и движения. Образование политических партий | Глоссарий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2274; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.