Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод фокус – групп

Над социальным проектом и прогнозом

Методы коллективной очной работы экспертов

Все методы коллективной очной работы экспертов над социальным проектом и прогнозом также рассматриваются как способы получения экспертных оценок.

 

Один из наиболее популярных сегодня, качественный метод. Был разработан Робертом Мертоном и его сотрудниками и впервые представлен в книге «Фокусированное интервью» (1956г.). Р. Мертон с соавторами так характеризует особенности метода: «Фокусированное интервью отличается в некоторых отношениях от других типов исследовательского интервью.

Во-первых, интервьюируемые лица должны быть участниками некоторой определенной ситуации: они посмотрели фильм, прослушали радиопрограмму, прочитали памфлет, статью, книгу, принимали участие в психологическом эксперименте или неконтролируемой, но наблюдаемой социальной ситуации (например, в политическом митинге, ритуале или мятеже).

Во-вторых, гипотетически важные элементы, а также характер, процессы и общая структура этой ситуации предварительно проанализированы социологом, на основе чего он пришел к ряду гипотез.

В-третьих, на основе этого анализа разработан план проведения интервью, в котором очерчиваются важнейшие области исследования и гипотезы.

В-четвертых, интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации».

Таким образом, у Мертона и его сотрудников речь идет о групповом интервью, с особыми правилами подготовки и проведения. В этой форме эффективно строить работу с выступающими в роли экспертов носителями и потребителями социальных услуг.

Работа по методу фокус-групп предполагает приглашение минимум 4-5 и максимум 10-12 экспертов, причем социальный состав участников должен быть гомогенным (однородным). В этом – отличие от обычного группового интервью, где, напротив, большое значение придается гетерогенности состава участников, чтобы увеличить число разнородных высказываний, столкнуть мнения. В фокус-группах «целью отбора является гомогенность социальных характеристик, но не гомогенность взглядов и установок» (там же, С.79).

Требования к участникам включают, среди прочего, отсутствие из знакомства друг с другом и с модератором (лицом, которое организационно руководит обсуждением).

Стандартное фокус-групповое исследование включает работу с 4-8, а иногда и 12 группами, что затрудняет использование метода для целей социальной экспертизы, где обычно круг экспертов (втом числе и носителей социальных услуг, а во многих случаях – и потребителей таких услуг) связан более или менее прямыми отношениями.

Есть сложности и с готовностью модераторов, которые выполняют существенно более сложные функции, чем интервьюеры. «Модератор задает вопросы, уточняет полученные ответы, стимулирует к разговору малоактивных участников и притормаживает наиболее говорливых. В этой связи к модератору предъявляется много требований, с точки зрения его навыков. Одно из важнейших специфических требований – понимание и умение работать с разного типа малыми группами – пассивными и говорливыми, систематически уходящими от предмета обсуждения, с явным лидером и без него.

Умение слушать людей и ненавязчиво направлять их в нужное русло, улавливать важные с точки зрения целей исследования моменты и стимулировать их обсуждение. Главная задача модератора – организация свободного обсуждения интересующих его вопросов в непринужденной и дружественной обстановке равных, ничем не обязанных друг другу людей. Сам модератор не должен участвовать в обсуждении, и его вопросы не должны нести оценочного характера

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод фокальных объектов | Ситуационный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.