Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастные изменения высшей нервной деятельности

Наивысшая регуляторная функция человеческого организ­ма - саморегуляция - является продуктом развития цент­ральной нервной системы и осуществляется, главным обра­зом, посредством высшей нервной деятельности (ВИД). Рас­сматривая сущность ВНД как физиологический эквивалент понятия «психическая деятельность», И.II. Павлов подчерки­вал её отличие от «низшей нервной деятельности» (совокупно­сти безусловных рефлексов) [7]. ВНД — это интегративная де­ятельность высших отделов нервной системы, обеспечиваю­щая индивидуальное поведенческое приспособление человека к изменяющимся условиям среды. Споры о роли наследствен­ности и изменчивости в формировании ВИД ребенка фак­тически были лишены смысла еще в 1866 году, после выхо­да в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» [8]. В наше время тенденции игнорирования роли социальной среды не столь явны, но нередко проявляются в отрицании павловского принципа детерминизма применительно к условнорефлекторной деятельности. Существенное искажение ис­тины заключается в недооценке социальной составляющей биосоциальной сущности человека. Например, отдельные ав­торы утверждают, что к 3—4 годам, когда маленький человек распознает себя как индивидуальность, основные параметры его психофизиологической структуры уже созданы, что, как предполагается, и определяет психофизиологический тип че­ловека, его функцию в социуме, а также его образ жизни. Многочисленные примеры асоциального развития ребенка по типу «Маугли» с последующими проблемами адаптации к че­ловеческому обществу не позволяют согласиться с подобными утверждениями. Кроме того, формирование типа ВНД еще не завершается и к началу школьного обучения. Даже у ребенка с сильным типом ВНД могут наблюдаться отдельные признаки слабого типа.

Самыми ранними проявлениями ВНД у человека являют­ся проприоцептивные условные рефлексы.

Уже с первых дней после рождения у ребенка начинают образовываться натуральные условные рефлексы. В недельном возрасте вырабатываются двигательные пищевые рефлексы на условный раздражитель, состоящий из комплекса кожных, проприоцептивных и вестибулярных раздражений, возникаю­щих у ребенка в положении для кормления. Искусственные условные рефлексы (мигательные, сосательные) на непосред­ственные раздражители начинают вырабатываться у ребенка со второй недели жизни. Образуются они медленно. В отчет­ливой и более или менее постоянной форме условные рефлек­сы начинают проявляться на втором, а иногда на третьем-четвертом месяце жизни. Сравнительно рано вырабатываются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздра­жители (в конце первого или в начале второго месяца жизни), а также на вестибулярные раздражители, например, на пока­чивание (появляются на второй-четвертой неделе, упрочива­ются на втором месяце).

В первые полгода развиваются различные формы торможе­ния условных рефлексов, к одному году у ребенка уже выраба­тывается много условных рефлексов, и положительных, и тор­мозных. Постепенно слово приобретает значение самостоя­тельного сигнала. Одновременно с развитием речи образуются условные рефлексы на отношения. Овладение действиями и предметами оказывает решающее влияние и на формирование речевых обобщений. На 2-м и 3-м году поведение отличается настойчивой исследовательской деятельностью, вырабатывает­ся большое количество стереотипов. Системы условных свя­зей, созданные в это время, отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни. В 5—6 лет дети способны сосредоточивать внимание в течение 15—20 минут, формируются механизмы внутреннего торможе­ния, увеличиваются сила и подвижность нервных процессов, возрастает функциональное значение второй сигнальной си­стемы.

В 6—7 лет ребенок обретает способность к абстрагирова­нию. К 10 годам за счет повышения устойчивости доминанты увеличивается продолжительность активного внимания до 20— 25 минут, отчетливо проявляются типы ВНД, хотя окончатель­ное формирование типа завершается только после полного со­зревания нервной системы. До 10 лет у детей еще преобладает активность правого полушария, даже при усвоении словесной информации. В течение препубертатного периода, особенно в возрасте 10—11 лет, отмечается общее повышение возбудимости ЦНС при одновременном ослаблении тормозных процес­сов. Особенно страдает дифференцировочное торможение. В по­ведении преобладают признаки психической неуравновешен­ности.

После 12 лет формируется свойственная взрослому чело­веку пространственно-временная организация корковых про­цессов. При этом активно включаются в деятельность лобные отделы, играющие ведущую роль в установлении системы межцентральной интеграции. В старшем школьном возрасте (после 15 лет) снова упорядочиваются взаимоотношения коры и подкорки, усиливаются тормозные процессы. Внимание ста­новится все более избирательным, зависящим от направлен­ности интересов. Идет интенсивное формирование интеллек­та, оптимум которого приходится на возраст 19-20 лет.

Интенсивность интеллектуальных функций человека зави­сит от двух основных факторов: внутреннего (одаренность) и внешнего (образование). Постоянная умственная деятельность замедляет инволюционные процессы в коре головного мозга. У взрослых типологические особенности ВИД отличаются большой вариативностью. До 50 лет отношения между сиг­нальными системами наиболее устойчивы с четким преоблада­нием второй сигнальной системы. Имеются половые различия в характере ВНД - женщины отличаются большей скоростью замыкания положительных связей, мужчины - большей ско­ростью выработки дифференцировок. Считается, что вербально-психические функции возрастают в зрелом возрасте, дости­гая максимума к 40 годам, и начинают снижаться после 60 лет. В этом возрасте затруднено длительное удержание доминанты, начинают нарушаться процессы сосредоточения и концентра­ции внимания. Показатели памяти, достигающие максималь­ных значений в 20—25 лет, сохраняются на этом уровне при­близительно до 50 лет, а затем постепенно ухудшаются, причем преимущественно страдает память на текущие события. Одна­ко ослабление механического запоминания, как правило, ком­пенсируется сохранением и развитием логической памяти, по­вышением мотивации. Долго поддерживается на высоком уровне память профессиональная, особенно у людей творче­ского труда. Например, Л.Н. Толстой имел прекрасную память до конца жизни, прожив 82 года; И.П. Павлов обладал высокой умственной работоспособностью и отличной памятью в 86 лет.

Условно-рефлекторная деятельность человека в возрасте до 65—70 лет может не иметь существенных отличий от моло­дых. Лишь после 70 лет отмечаются непрочность и непостоян­ство новых условных рефлексов, тогда как старые, давно обра­зованные рефлексы достаточно стабильны. В это время в связи с изменением интегративной деятельности нервной системы медленнее образуются условные рефлексы, снижаются под­вижность, сила, концентрация и устойчивость нервных про­цессов, особенно — тормозных. Основным фактором перечис­ленных изменений прежде всего является снижение тонуса коры больших полушарий. Этим объясняется уменьшение фи­зической и психической активности, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, снижение мнестической дея­тельности (приема, хранения и воспроизведения информа­ции), усиление процессов забывания.

Рассеянность внимания в старческом возрасте И.П. Пав­лов считал следствием выраженной отрицательной индукции. Ослаблением тормозных процессов могут быть объяснены эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышен­ная разговорчивость. Особенно велики у старых людей инди­видуальные различия в состоянии интеллекта. Снижение ин­теллектуальных функций сопровождается ухудшением наход­чивости, воображения и изобретательности, снижением абст­рактного анализа, сложных мыслительных операций. Однако пожилые люди легко решают некоторые проблемы на основе жизненного опыта, знаний, большого объема накопленной информации и словарного запаса. Активная жизненная пози­ция человека, систематический умственный и физический труд существенно отодвигают и уменьшают все геронтологические проблемы [11].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие центральной нервной системы и нервной регуляции функций | Возрастные изменения эндокринной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.