КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый год жизни
Психофизиологическая характеристика детей на разных возрастных этапах. Основные критерии созревания ЦНС: · Морфологическая зрелость – размер и количество нервных клеток, длина их отростков, образование миелиновой оболочки на проводящих путях, толщина слоя коры, размеры отдельных мозговых структур. · Функциональная зрелость – особенности биоэлектрической активности головного мозга. · Рефлекторная зрелость – поведенческие критерии – наличие или отсутствие рефлекторных реакций, сначала безусловных, а затем условных. · Локомоторная зрелость – возрастная способность к перемещению в пространстве (развитие движений). · Темп и синхронность созревания – развитие может быть синхронным нормально протекающим, а может быть замедленным и ускоренным, асинхронным и крайне синхронным. Впервые психофизиологические особенности детей изучалась Красногорским Н.И.. В 1907 г. работу продолжил Бехтерев. В 1927 г ВНД детей изучала лаборатория Касаткина. Также большой вклад внесли труды Иванова-Смоленского, Кабанова, Лурия. У человека длительное детство (15-16 лет). Психическое созревание идет по мере созревания структур мозга. Основная закономерность созревания мозга – эволюционно более древние структуры созревают раньше: · по вертикали созревание идет от спинного мозга к коре (сначала обеспечиваются жизненно важные функции), · по горизонтали от проекционных отделов к ассоциативным (сначала обеспечиваются элементарные контакты с внешним миром, а затем сложные формы психической деятельности). · Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего (например, для созревания проекционных полей коры необходимо созревание сенсорных периферических структур). · Позже созревающие структуры оказывают влияние на дальнейшее развитие уже созревших – формируется иерархия мозговых структур, главную роль в осуществлении психических функций играет кора. Ребенок рождается самым не приспособленным существом, поэтому на первых порах его жизнь поддерживается рядом безусловных рефлексов: пищеварительные (сосательный, соковыделительный, слюновыделительный); защитные (мигательный, чихательный); ориентировочный. Дуги этих рефлексов формируются в эмбриональный период. Функциональное состояние новорожденного во многом зависит от протекания беременности, дальнейшее психическое развитие в большей степени зависит от внешнесредовых факторов: · Специфические воздействия на органы чувств (сенсорная информация), сенсорный голод может привести к задержке развития. · Воздействия со стороны окружающих людей (особенно матери). Большая роль грудного вскармливания (эмоциональный контакт, полезные пищевые вещества – антитела). Рефлексы новорожденных. Первые условные рефлексы возникают в середине 1-го месяца жизни: · рефлекс положения при кормлении (подкрепление – пища, 2 раздражитель – положение действует на рецепторы вестибулярного аппарата) – проявляется в искательных движениях головы, сосательных движениях; · Рефлекс на время кормления – при строгом режиме в установленное время ребенок просыпается; · Мигательный условный рефлекс на яркий свет; · Интенсивно развивается зрительное восприятие – с первых дней жизни ребенок распознает лицо матери, устанавливается контакт «глаза в глаза» (отсутствие реакции требует консультации у детского невролога). · К концу 1 месяца появляются рефлексы на обонятельные, вкусовые, звуковые раздражители; Условно-рефлекторная деятельность в грудном возрасте. · Первые три месяца жизни условные рефлексы вырабатываются на базе пищевого подкрепления. · Условные рефлексы на первом году жизни неустойчивы, легко тормозятся под действием сильных раздражителей. При этом образуются легко. · Преобладает процесс внешнего торможения – сон. Это свидетельствует о функциональном несовершенстве коры больших полушарий. · Процесс возбуждения легко иррадиирует – любая двигательная реакция сопровождается сопутствующими движениями. К 2-3 мес важным становится эмоциональное сопровождение восприятия – комплекс оживления (движения, улыбка, гуление). · Процесс зрительного восприятия совершенствуется – развивается способность зрительной фиксации объектов; привлекают внимание объекты яркие, контрастные, звучащие, сложной конфигурации; появляется бинокулярное зрение, трехмерное восприятие, ощущение расстояния. · С 3-х месячного возраста совершенствуются процессы выделения признаков: к 3-4 мес. созревает система восприятия цвета (желто-синий компонент), к 4-5 мес. красно-зеленый компонент; с 3-4 мес появляется и нарастает способность различения объектов по размеру. · К 5-7 мес острота зрения приближается к е динице – ребенок должен замечать крупинки диаметром 1 мм и может захватывать их пальцами. · Во втором полугодии жизни наряду со зрительным восприятием интенсивно развивается тактильное, двигательное, слуховое восприятие – ребенок дотрагивается, толкает, захватывает, ощупывает предметы, прислушивается к разным звукам (в том числе речи). · К 8 мес проявляется произвольность и элементы внутренней регуляции во внимании – ребенок направляет свое внимание на движущийся предмет и прогнозирует его появление из-за ширмы. · Со второго полугодия интенсивно развиваются речевые функции – коммуникативная и способность понимания речи. К году активный словарь может содержать 15-20 слов. · К концу 1 года жизни ребенок овладевает ходьбой, вырабатывает навыки активного познания мира – трогает, пробует на вкус и т.д. Т.о. развитие ребенка первого года жизни идет на базе зрительного восприятия.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |