Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подрастковый период

Это критический период, переходный или пубертантный.

· Идет дальнейшее созревание мозговых структур - происходят существенные морфологические преобразования нейронов коры головного мозга (происходит тонкая дифференцировка пирамидных нейронов и звездчатых клеток, особенно в переднеассоциативных отделах).

· Процесс полового развития, гормональная перестройка организма накладывает отпечаток на ВНД подростка.

· В начале полового созревания происходит «ухудшение» функционального состояния коры и снижение ее регулирующего влияния на нижележащие структуры мозга, по сравнению с 9-10 летними школьниками.

· В ВНД п реобладает процесс возбуждения, поэтому возможны отрицательные реакции на положительные раздражители – неадекватные реакции (трудный период, особенно у мальчиков).

· Условные рефлексы легко вырабатываются, но упрочиваются долго.

· Возрастает скорость образования условных рефлексов на непосредственные раздражители (зрительные, звуковые, тактильные), но замедляется на словесные сигналы.

· Наблюдается ослабление второй сигнальной системы – речь замедляется, ответы становятся лаконичными, стереотипными.

· Условное торможение, особенно дифференцировочное ослабевает.

· Продолжают совершенствоваться механизмы зрительного восприятия, возрастает функциональная специализация правого и левого полушарий – ведущая роль в сенсорном анализе и запечатлении стимулов начинает принадлежать правому полушарию, а левое осуществляет классификационное опознание в заключительном этапе восприятия.

· Происходят регрессивные отклонения в произвольном внимании, задаваемым словесной инструкцией. Часто подростки на уроках находятся, как бы, в состоянии прострации внимание исчезает. Нужны специальные педагогические приемы поддержания внимания (эмоциональные факторы, мотивационный компонент – стремление утвердить себя среди сверстников).

Т.о. наблюдаются «регрессивные» отклонения восприятия и внимания, что связано с разбалансировкой отдельных звеньев регуляторной системы и снижением коркового контроля. Наблюдается несовершенство вегетативных реакций: потливость, неустойчивость артериального давления и т.д., как следствие быстрая утомляемость.

· Примерно в середине периода наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое - от эйфории к депрессии, критическое отношение к взрослым, негативизм, обидчивость, у девочек – склонность к слезам.

· Возрастают потребности самоутверждения, формируется не всегда адекватная самооценка. Возникает несоответствие социально-психолгических запросов и функциональных возможностей организма. Отсюда возможно появление отклонений в состоянии здоровья, различных форм девиантного поведения (алкоголизм, наркомания и т.д.).

· Т.о. требуется хорошо продуманный подход в воспитании. Особое значение приобретает индивидуальный подход.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Второе детство (младший школьный возраст) | Типы ВНД
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.