Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения по формированию типологических особенностей ВНД детей

Результаты наблюдения за характером, поведением детей и их родителей свидетельствуют о том, что дети наследуют многие свойства нервной системы от своих родителей. Однако генетиче­ские предпосылки начинают очень рано переплетаться с приобре­тенными свойствами нервной системы, которые в значительной степени определяются процессом воспитания детей, условиями их жизни, труда, которые могут быть весьма разнообразными и, ес­тественно, оказывать различное влияние на проявление свойств нервной системы. Исследования, выполненные на животных, по­казали, что типологические свойства нервной системы в течение жизни изменяются; это было продемонстрировано, в частности, в опытах на щенках. Ф.П.Майоров и С.Н.Выржиковский (1933) 'разделили помет щенков на две равные группы: одни щенки росли в условиях свободы и приволья, другие - в клетках, т.е. в условиях, ограничивающих их движения и связи с внешним миром: им не приходилось бороться за свое выживание. Когда щенки подрос­ли, то поведение их в группах значительно различалось. Например, у всех развивающихся в клетке были резко выражены пас­сивно-оборонительные реакции (они затаивались, прижимались к полу и т.п.), т.е. поведение животных зависело от условий ок­ружающей среды, в которых они воспитывались. Тренировка нервных процессов способствовала некоторому изменению ти­пологических свойств. В частности, невротические воздействия сопровождались ослаблением нервных процессов, и животное, ранее типологически сильное, переходило в группу слабых. Эти и другие факты позволили выдвинуть учение о фенотипе и гено­типе. Термины «генотип» и «фенотип» впервые использовал датский биолог Б.Иогансен в 1909 г. Генотип (от греч. genos -происхождение, thypos - отпечаток, образец) характеризуется врожденными типологическими свойствами нервного процесса, с которым животное рождается. Генотип - это совокупность всех наследственных факторов (генов) клетки. Фенотип (от греч. phaino - проявлять, являть + thypos) совокупность признаков и свойств организма, обусловленных взаимодействием его гено­типа и условий внешней и внутренней среды. Таким образом, фенотип - это сплав врожденных и приобретенных свойств орга­низма.

С помощью направленного отбора можно вывести животных с определенными особенностями поведения. Наследственные свойства (подвижность) были доказаны специальными исследо­ваниями В.К.Федорова: он вывел животных чистых линий с вы­сокой и низкой подвижностью. Эти эксперименты, а также изу­чение типологических свойств у однояйцовых близнецов позволи­ли заключить, что у животных и людей темперамент относительно устойчив, однако направленными воздействиями воспитательного и природного характера его можно изменить.

Мы не склонны переоценивать эти экспериментальные дан­ные, полученные на животных. Однако наблюдения за развити­ем детей и исследования на животных свидетельствуют о том, что условия жизни ребенка, его воспитание, трудовая деятель­ность, физкультура и спорт, рациональное питание, режим труда и отдыха играют весьма важную роль в формировании типоло­гических особенностей нервной системы.

Воспитание детей в условиях максимальной (избыточной) за­боты о них, когда не только выполняется, но даже предупрежда­ется каждое желание ребенка, каждый его каприз, любая, даже необоснованная и нецелесообразная просьба; исключение из жизни ребенка трудностей, лишение его посильных забот, отсут­ствие условий для приобретения трудовых навыков способству­ют формированию поведения, свойственного слабому типу ВНД.

Противоположностью является чрезмерно суровое и холодное воспитание, базирующееся на неукоснительном выполнении обя­занностей и соблюдении правил поведения, диктуемых родителя­ми. Ребенок с врожденным сильным типом ВНД в подростковом возрасте становится неуправляемым и несдержанным бунтарем, проявляя склонность к асоциальным поступкам как форме про­теста против авторитарных методов воспитания. У детей более слабого типа ВНД формируется безвольная, безынициативная ущербная личность с соответствующими характерологическими особенностями поведения.

Наиболее рациональный способ воспитания сочетает в себе дос­таточность заботы, внимания, теплоты к ребенку с поощрением ак­тивной деятельности и созданием условий для проявления инициа­тивы, привлечением к трудовой деятельности, занятиям физической культурой. При этом воспитание ребенка надо начинать как можно раньше, фактически с момента рождения. Воспитание с предъявле­нием ребенку посильных задач, обучение преодолению трудностей, вовлечение в игры способствуют формированию черт, свойствен­ных сильному типу ВНД. Активная жизненная позиция, вырабо­танная с раннего детства, увлеченность делом, большая умственная и умеренная физическая активность сохраняют сильный тип нерв­ной системы на протяжении всей жизни, поддерживают высокую работоспособность человека, делают организм более устойчивым к различным заболеваниям, значительно увеличивают продолжи­тельность жизни и период активной деятельности!

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности ВНД подростков (свойства нервной системы) | Развитие свойств нервных процессов и влияние на них генотипа и среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.