Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Конкуренция




С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

Во-первых, эта система развивалась на базе общественной собственности на средства производства и уже отсюда проистекали ее коренные отличия от капитализма.

Во-вторых, экономическая жизнь была сориентирована на принципы работы "единой фабрики", и в управлении утвердился планово-директивный подход. Государство стремилось непосредственно управлять жизнедеятельностью трудовых коллективов, определяло их функциональную направленность, доводило до них перспективные и текущие планы по всем основным показателям. Регламентировалась также возможность увеличения личных трудовых доходов по месту основной деятельности, так и вне ее. Предприятие было фактически лишено способности в принятии решений по введению хозяйств.

В-третьих, сформировалась система развитых социалистических гарантий за счет государства. огосударствление деформировало процесс присвоения. Подавляющая часть прибавочного продукта концентрировалась в руках государства с последующим его перераспределением вне хозрасчетных интересов основных звеньев экономики. Привычным стало своеобразное иждивенчество, при котором за счет высокорентабельных производств обеспечивалась жизнедеятельность плохо работающих коллективов.

Экономическая система, основанная на общественной собственности позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторические эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика стра-ны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.

Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось с конца 80-х годов. Сложный хозяйственный комплекс с установившимися связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила не будучи подготовленной ни в экономическом ни в социальном плане.

Рыночная система предполагает:

- многообразие форм собственности;

- личную инициативу и свободу предпринимательства;

- развитую конкуренцию;

- наличие законодательной базы, адекватной рыночной экономике;

- наличие развитых рынков основных факторов производства или предпосылок для них;

- наличие кадров предпринимателей и опыта взаимодействия государственных структур с риском;

- наличие экономических и законодательных преград на путях стремления монополий к безраздельному господству.

Ничего этого в стране не было. результат оказался неизбежным: глубокий экономический, финансовый кризис; политическая нестабильность; повальное обнищание населения, криминализация всего общества.

Мировая практика не знала примера перехода к рыночной экономике без опоры на частную собственность и частное предпринимательство. Закон Украины "О собственности", которым закреплялось право частной собственности, был принят в апреле 1991 года, когда уже фактически развернулось частное предпринимательство.

Для Украины и других бывших советских республик, где господствующей (по-существу единственной) формой собственности была государственная, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации. Приватизация это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д.

Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы (Великобритания, Франция), приватизация проходила, например в Великобритании, путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

Цели приватизации связаны с повышением эффективности хозяйственной деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики.

Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности официально признано. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по-существу разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился.

Украина несколько позже вступила на путь приватизации, но в ходе ее проведения повторяются те же ошибки.

Отмечая объективную природу конкурентных отношений, не следует забывать и об их субъективной стороне.

Экономическая наука, исследуя важнейшие принципы эффективного при. умножения богатства и создания основ благосостояния людей, органически включает в себя изучение индивидуума, хозяйствующего в условиях рынка.

Между тем совершенно очевидно, что «человеку разумному (равно и «человеку экономическому») внутренне свойственно такое далеко не самое плохое качество, как склонность к соперничеству, состязательности и предприимчивости в самых различных сферах его бытия. В данном случае речь идет не о какой-то кровавой борьбе за существование», а всего лишь об естественном инстинкте самосохранения с помощью выявления и реализации своих собственных потенциальных способностей. Это ставка на известный принцип «от каждого по способностям» с коррекцией на изначальное неравенство этих способностей и отсюда на необходимость борьбы (между их носителями.

Нельзя выбрасывать из числа факторов появления и развития конкуренции внутреннюю природу человека, которому свойственно врожденное чувство соперничества. Это чувство впервые проявляет ребенок, а затем на протяжении всей человеческой жизни оно служит стимулом развития знаний, способностей, заставляет человека постоянно совершенствоваться.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы — борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей, за общественное признание воплощенного в этих благах труда. В прошлом она не случайно была названа «борьбой всех против всех», на основе чего и делался порой однозначный вывод о ее исключительно «дурной» природе, разрушительном характере.

Разумеется, конкуренцию (да и сам рынок) не надо идеализировать. Пытаясь на базе мировой хозяйственной практики и достижений мировой экономической мысли трезво оценить позитивные и негативные черты рыночных конкурентных отношений, нелишне.Поставить один парадоксальный вопрос: в состоянии ли конкуренция из «борьбы всех против всех» трансформироваться в своеобразную «борьбу всех ради всех?».

Функции конкуренции

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3) инновационную; 4) адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению).

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией разрешения, выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ (валового национального продукта) среди потребителей.

Контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов.

Во-первых, это наличие факторных условий, необходимых для поддержания конкуренции в данной отрасли: достаточный капитал, развитая инфраструктура, квалифицированные кадры, технология, информация и др.

Принципиальное значение здесь имеет не статичное наличие или отсутствие тех или иных факторов производства или простой их набор, а характер и темп их формирования, эффективность использования. Большое значение также имеют не столько базовые факторы (транспорт, рабочая сила, основные фонды), сколько наиболее современные и специализированные: особая квалификация, научный потенциал, достижения в определенной деятельности. Например, Япония начиная с 50-х годов имела значительно большее число инженеров на душу населения, чем другие страны. Это внесло больший вклад в конкуренцию, чем низкая заработная плата в промышленности. Аналогичный пример из американской действительности: высокий уровень квалификации американских программистов и специалистов по информатике оказал влияние не только на развитие данной отрасли, но и на информационное обеспечение и технический уровень целого ряда других отраслей. Необходимо не просто иметь преимущество в факторах производства, но и постоянно поддерживать и улучшать их высокий стандарт.

Во-вторых, условия внутреннего спроса: объем, структура спроса, уровень благосостояния, возможности его увеличения (рост доходов, изменение структуры потребностей, интернационализация спроса и др.). При этом выигрывают те страны, в которых внутренний спрос дает более четкую картину для действия не зарубежных фирм, а своих, создавая им дополнительные возможности для достижения успеха в конкуренции и затрудняя успех инофирмам.

В-третьих, смежные и обслуживающие отрасли. Каждая из них должна быть сама конкурентоспособной и в системе с основными отраслями способствовать успеху в конкуренции. Например, химия и производство чернил в Германии; обработка кожи и производство обуви в Италии; электронно-измерительная техника и медицинская аппаратура в США и т.д.

В-четвертых, стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними. Основной субъект конкуренции в рыночной экономике — фирма. Здесь важен учет исторических, национальных особенностей отношений собственности, организации и управления, предпринимательской культуры.

В-пятых, роль случая, неожиданно открывшийся шанс. Здесь действует определенная закономерность: лучше всего используют неожиданно подвернувшуюся возможность для выигрыша в конкурентной борьбе те фирмы и страны, которые располагают наиболее благоприятной системой изложенных здесь четырех факторов, обеспечивающих успех в конкуренции.

В-шестых, государство играет в конкуренции вспомогательную роль. Как бы хороша ни была государственная политика, она не обеспечивает успеха, если служит единственным источником конкурентоспособности. Успешной роль государства в конкурентной борьбе становится тогда, когда существуют другие предпосылки успеха, а государство усиливает их значение.

Все эти факторы составляют систему, критический анализ которой помогает понять причины лидерства в конкуренции одних и причины неудач других.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.