Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект естествознания. Естествознание и наука

Цель и задачи курса

Основная литература

План лекции

Учебный год

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

для студентов 4 курса дневного отделения юридического факультета (специальность «Юриспруденция»)

Курс лекций разбит на 9 тем согласно ГОС и рассчитан на 40 аудиторных часов согласно расчету часов (7 семестр – 20 часов, 8 семестр – 20 часов)

 

Преподаватель: к.ф.н., доц. Т.А. Баширов

 

Тема: «Содержание, предмет и методы естествознания» (4 часа)

 

1. Цель и задачи курса

2. Объект естествознания. Естествознание и наука

3. Предмет естествознания

4. Периодизация естествознания

5. Уровни и методы научного познания

6. Миф, магия, религия и наука

 

 

  1. Концепции современного естествознания: учебник / П.А. Голиков, В.В. Зайцев, Е.И. Майорова, Е.Р. Россинская, А.И. Семикаленова; под ред. Е.Р. Россинской. – М.: Норма, 2007. – 448 с.
  2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2007. – 704 с.

 

 

Необходимость ознакомления студентов, обучающихся по направлениям экономики, менеджмента и юриспруденции, с концептуальным фундаментом современного естествознания является насущным требованием времени и связана с переходом на качественно новый уровень подготовки специалистов в области права, экономики и управления производством и социальными структурами.

Если совсем недавно этим областям отводилась достаточно узкая, вспомогательная роль в определении и регулировании технической и социальной политики, то сейчас они превратились в один из главных факторов общественного развития. Изменение роли права и экономики в структуре современного государства влияет, помимо всего прочего, и на требования к кадрам, реализующим данную политику. Сегодня юристы, экономисты и менеджеры должны быть не только профессионалами в своей области, но и, прежде всего, лидерами, обладающими устойчивыми жизненными ориентирами и способными сформировать такие ориентиры у других. Именно это определяет не только эффективность экономической жизни общества, но и моральный, психологический, нравственный климат в стране. В свою очередь жизненные установки и ориентиры зависят от общего культурного уровня человека, который формируется в процессе его воспитания и образования. Одним из показателей такого общекультурного уровня всегда считались научное мировоззрение, осведомленность в вопросах, касающихся общепринятой естественно-научной картины мира. Таким образом, одной из целей курса “Концепции современного естествознания” является повышение общего культурного и образовательного уровня будущих юристов, экономистов и менеджеров.

Участвуя в законотворчестве, в организации и управлении производством, насыщенным наукоемкими технологиями, в формировании общественных отношений, в регулировании финансовых потоков, выпускники университетов и институтов юридического, экономического и управленческого профиля нуждаются в определенном багаже естественно-научных знаний, позволяющих непосредственно влиять на инновационный процесс, быстро и правильно оценивать те или иные предложения по совершенствованию современных технологий, предвидеть прорывы научно-технического прогресса. Напротив, отсутствие элементарных естественно-научных знаний чревато серьезными ошибками в профессиональной деятельности. Поэтому еще одной целью курса КСЕ является создание предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления экономистов, менеджеров и юристов.

Несмотря на, казалось бы, существенное отличие естественных наук от таких гуманитарных областей знания, как право, экономика и менеджмент, имеют место многочисленные примеры взаимопроникновения их методов и подходов к анализу явлений. Основой такой общности является, конечно же, целостный характер мира, взаимообусловленность процессов, происходящих в нем, которые, однако, часто проявляются в завуалированной, опосредованной форме. Известно, что накопленный человечеством багаж в каждой области знаний настолько велик, что дальнейшее наращивание этих знаний с использование только “внутренних резервов” (т.е. специфических для данной области знаний методов) является в настоящее время очень медленным и часто малоэффективным. В этом случае существенную помощь может оказать методология, применяемая в смежных, а иногда и достаточно удаленных (по объекту изучения) науках. Недаром в последнее время в экономических и юридических публикациях все чаще и чаще появляются такие “физические” термины, как энтропия, синергетика, бифуркации и т.п. Более того, большинство серьезных достижений в науке последнего времени относится к пограничным областям знания. Например, Нобелевская премия 1993 г. по экономике присуждена за разработку теории эволюционной экономики. В 1996 г. в России был проведен международный симпозиум на тему “Эволюционная экономика на пороге XXI века ”, где, в частности, с позиций теории неравновесных состояний, изучающей законы самоорганизации, были проанализированы проблемы трансформации российской экономики в процессе ее перехода к организованному рынку. В качестве примера можно привести название одного из докладов на экономической конференции “Похожа ли динамика обменного курса доллара на гидродинамику турбулентной жидкости?” Все это показывает, что знания в смежных областях, в том числе и в естествознании, - это для экономиста, менеджера и юриста дополнительный инструмент собственной научно-практической деятельности. Таким образом, еще одной целью курса КСЕ является обогащение и совершенствование методов исследования в области права, экономики и менеджмента.

Для достижения указанных целей перед курсом КСЕ ставятся следующие задачи:

- сформировать убежденность в диалектическом единстве и целостности мира, несмотря на внешнее многообразие его форм;

- дать представление об иерархической сложности мира, не позволяющей применить единый подход к его описанию одновременно на всех уровнях организации материи;

- ознакомить с наиболее общими законами, концепциями, адекватно описывающими природные явления внутри каждого иерархического уровня.

 

 

Термин «естествознание» раскрывает историю становления знаний о природе с древности до наших дней. Понимание природы как объекта, к которому обращена познавательная деятельность человека в различные исторические эпохи, было разным. «Природа» древнегреческого мыслителя, «природа» римского натуралиста, «природа» «натуральной магии» XVI века, «природа» физика-теоретика XVII века и «природа» учёного- естествоиспытателя конца ХХ века не просто разное понимание одного и того же объекта. Речь идёт о разных объектах исследования, существование которых обусловлено функционированием исторически разных типов мышления. Если обобщить разноречивые, не доступные единой систематизации смыслы понимания природы, то можно получить примерно следующее представление о смысле понятия «природа», применимое к ней, начиная с Нового времени:

Природа - не однозначная, у всех перед глазами лежащая очевидность, на которую довольно было бы лишь указать пальцем, а сложная и запутанная идея. Это идея реальности, существующей вне нас и в то же время доступной нашему влиянию.

Природа противопоставляется человеку и его обжитому, осмысленному, домашнему миру как иное, чужое, самодовлеющее бытие, к которому необходимо установить адекватное отношение.

Природа и культура противопоставляются друг другу. Это фиксируется в радикальном различении науки и искусства, естественных и гуманитарных наук. В природе человек теперь имеет дело с принципиально дегуманизированным, трансцендентным бытием, которое подлежит бесконечному процессу познания.

Именно с Нового времени, в связи с таким пониманием процесса познания, впервые встаёт проблема оснований объективного знания, не зависящего от культурных предрасположенностей и предвзятостей мысли. Формируется идея внекультурного, сверхличного субъекта познания.

Возникает внутренняя несогласованность идеи природы с собой. Она одновременно определяется как предмет принципиально инородный человеку (предмет познания) и не менее принципиально как предмет однородный человеку (предмет практического освоения). Всякому естественнонаучному пониманию природы как всецело идеализируемой субстанции, противопоставляется гуманитарное понимание невместимости природы в формы человеческого освоения её. Научному пафосу познания и овладения противопоставляется художественный пафос вещественной самобытности природного.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: исследование природы составляет смысл существования естествознания. В то же время это исследование должно исходить из понимания невозможности «прямого», «нечеловеческого» обращения к природе. Между ней и естествознанием всегда будет стоять человек со своей культурой, историей и языком. «Чистое», равно как и «абсолютное» знание - иллюзия. Более того, ставить вопрос так, значит ставить его философски, что нехарактерно для естествознания, которое изначально существует как механизм позитивного накопления и практической реализации полученного знания.

Следует различать такие понятия как наука и естествознание. Наука – это отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт.

Специфические черты науки:

- универсальность,

- фрагментарность,

- общезначимость,

- обезличенность.

- систематичность,

- незавершенность,

- преемственность,

- критичность,

- достоверность,

- внеморальность,

- рациональность,

- чувственность.

Естествознание – раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научная критика советской периодической печати | Предмет естествознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.