Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные дидактические концепции




Основные условия результативности процесса улучшения деятельности.

Джон Харрингтон более десятка лет назад обобщил опыт реализации процессов улучшения деятельности в виде десяти основополагающих условий способствующих успеху. В настоящее время их можно сформулировать так:

1) отношение к потребителю как важнейшему фактору процесса;

2) принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению процесса улучшения деятельности как составной части системы управления;

3) уверенность в том, что нет предела совершенствованию;

4) уверенность в том, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них после возникновения;

5) заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководителей;

6) стандарт работы в виде формулы «ноль ошибок»;

7) участие всех работников, как коллективное, так и индивидуальное;

8) основное внимание совершенствованию процессов, а не людей;

9) вера, что внешние участники процесса, например, поставщики станут партнерами, если поймут задачи организации;

10) признание заслуг.

Современные исследователи выделяют три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Каждая складывается из ряда направлений, теорий ученых. Это разделение произведено по тому, как понимается предмет дидактики - процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.Коменский, И.Песталоцци и в особенности И.Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.
В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности ребенка. В основе этого подхода лежит система Джона Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая - теории периода реформ в педагогике в начале 20 века.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), когнитивная психология (Джером Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, формы, методы, средства результаты (продукты) обучения.

Процесс обучения - это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Процесс обучения характеризуется двухсторонностью: преподавание, деятельность учителя, и учение - деятельность учеников и активностью. Познавательная активность учащихся является важным условием осуществления процесса обучения.

Цель преподавания – организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости - как процесс постоянного движения и развития.

Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их знаний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют). Исходя из общих целей образования, процесс обучения имеет следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, а также побудительную и организационную. Они выступают в единстве.
Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.
Воспитательная функция состоит в том, что в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Это происходит как непреднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержания, в ходе реализации принципа воспитывающего обучения.
Развивающая функция обучения. Обучение ведет за собой развитие (Л.С.Выготский). В процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сферы личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано, отвечает принципам развивающего обучения, использует адекватные методы и средства.

Процесс обучения имеет свою структуру.

1. Ее ведущим элементом является цель. Учитель, как организатор учебного процесса, всегда имеет в своем сознании идеальное представление о том результате, к которому он стремится при обучении детей. Главная цель обучения – подготовить человека к жизни так, чтобы он смог максимально реализовать свои возможности. Ориентируясь на главную цель, педагог ставит перед собой частные задачи по обеспечению усвоения школьниками конкретной суммы ЗУН.

2. Структурным элементом учебного процесса, вокруг которого разворачивается педагогическое действие, является содержание усваиваемого детьми материала. Содержание материала, с одной стороны, объект передачи, работы учителя, с другой стороны – предмет познания, деятельности детей. Оно же выступает и средством развития умственных сил, источником образования умений и навыков.

3. Центральной фигурой процесса обучения является учитель – носитель содержания образования, организатор всей познавательной деятельности детей. Он приобретает сумму объективных ЗУН и организует их передачу учащимся.

4. Главным участником учебного процесса является сам ребенок, учащийся. Он тот субъект педагогического процесса, ради которого создается процесс обучения и где он вступает в познавательные отношения с учителем.

5. Важным элементом учебного процесса является ученический коллектив, класс как объект обучающего воздействия учителя и субъект познания.

6. Методы обучения. Это способы обучающего взаимодействия учителя и учащихся (Каким способом передается материал – объяснение, рассказ). Любой метод эффективен только тогда, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению метода преподавания в способ познавательной деятельности учащихся. Т.е. метод обучения – это способ работы учителя и организации учебной работы учащихся.

7. Формы обучения. Форма обучения представляет собой ограниченную по времени и организованную в пространстве совместную познавательную деятельность учителя и учащихся. Форма обучения связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения и порядком его осуществления. Она характеризует внешнюю сторону обучения.

8. Элементом структуры процесса обучения является и самостоятельная внеурочная (домашняя, библиотечная, кружковая) работа учащихся по усвоению обязательной и свободно получаемой информации, по самообразованию.

9. Важное место в структуре процесса обучения занимает практическое применение ЗУН. Этот элемент дает возможность проверить качество усвоения теоретического материала.

10. Завершающим элементом структуры процесса обучения является педагогическая диагностика. Она обеспечивается совокупностью специальных методов, способов и приемов, направленных на выявление качества ЗУН учащихся, т.е. педагогическая диагностика направлена на получение обратной информации об эффективности процесса обучения. Она помогает учителю вносить коррективы в учебный процесс: изменять формы обучения, вводить новые методы, своевременно подтягивать отстающих и обеспечивать возможности развития учащихся.

 

ТЕМА: «СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

ПЛАН

I. Понятие «содержание образования» и требования, определяющие формирование содержания образования.

II. Компоненты содержания образования.

III. Документы, определяющие содержание образования.

IV. Структура содержания учебного процесса.

 

Ι. Понятие «содержание образования» и требования, определяющие формирование содержания образования.

 

Содержание учебного процесса представляет собой конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания отобрать из тех, которые накоплены человечеством.

Под содержанием образования понимается система знаний и умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Содержание общего образования составляет основу для развития учащихся, для формирования их мышления, познавательных интересов и для их подготовки к трудовой деятельности (Сластенин).

Основным источником содержания образования является культура как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством. Это: наука и производство, опыт общественных отношений, искусство, духовные ценности, проявляющиеся в отношении людей к природе, между собой и к самим себе. Весь этот материал культуры подвергается специальной (психолого-педагогической) переработке и становится предметом изучения в школе.

Различают содержание общего и профессионального образования. Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни. Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

Содержание образования, таким образом, должно отвечать одновременно интересам общества и развивать способности каждого ребенка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.