Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма обладает уникальной технологией




Фирма контролирует источники сырья, которое не может быть добыто в другом месте.

Такое положение фирмы на рынке, которое позволяет ей контролировать рынок данного товара, определять объем производства товара и воздействовать на его цены.

Крупное предприятие, которое занимает лидирующее положение в определенной отрасли;

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида. С другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом, если его доля в общем предложении невелика.

Цель монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

Проанализируем возможные причины, которые могут вызвать появление монополий:

При контроле фирмой уникальных источников сырья, другие фирмы не в состоянии вступить на рынок ее товара. В этих условиях возможен выпуск более или менее близких заменителей, что значительного влияния на рынок оказать не может. Например, выпуск бриллиантов ограничен из-за их редкости, в ряде случаев их заменяет бижутерия, стоящая значительно дешевле, но на рынок настоящих бриллиантов это существенного влияния не оказывает.

Пример: Созданная в 1880 г. компания алмазных копей Де Бирс (De Beers Diamond Mining Company) к концу XIX в. скупила все крупные алмазные копи в Южной Африке и стала монополистом на мировом рынке алмазов.

Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Причины обладания технологией могут быть разными: фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя. Так или иначе фирма имеет патент – исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования некоторого изобретения. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства (в России – 20 лет). Уникальные способности и знания также могут создать монополию.

Пример. Корпорация Xerox, приобретя в 1947 г. патент копировального устройства, стала на некоторое время монополистом. Патенты сыграли огромную роль в развитии компаний «IBM», «Kodak», «Sony». Выдающиеся спортсмены, певцы, художники обладают монополией на использование своих услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.