Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. редложение. величина предложения. закон предложения

Эффект ожидаемой динамики цен.

Эффект сноба.

Эффект Веблена.

Спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары при росте их цены может даже возрасти, так как богатый покупатель может приобретать их из соображений престижа, если ему свойственно демонстративное поведение.

Снобы покупают именно те товары, которые поднимаются в цене с целью подчеркнуть свое социальное положение, поскольку данная категория потребителей не хочет быть «как все».

В ожидании дальнейшего роста цен потребители увеличивают объем закупок.

Так же действие закона спроса ограничено в некоторых случаях, которые не являются исключениями из закона спроса:

§ При ажиотажном спросе, вызванным ожиданием повышения цен.

§ Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

§ При переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок – на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).


 

Теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, то есть со стороны предложения.

Предложение (S) – это различные количества товара (Q), которые продавец желает и может предложить на рынок для продажи при данном уровне цен (P) на этот товар за определенный промежуток времени. Предложение можно рассматривать как желание и способность продавцов предоставить товар для реализации на рынке.

В отношении предложения и продавца будет наблюдаться обратная картина. Все продавцы будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить объем предложения (Рис. 4).

Данную зависимость можно также представить в виде таблицы или графически (Рис. 4).

В каждый данный момент времени положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товаров, другие – мало. Одни из них затратили на их производство меньше средств производства и труда, другие больше. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее его количество, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов). Если же цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товара, придержат часть его на складе.

Представленная на Рис. 4 кривая предложения характеризует прямую зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы выставляют на рынок на продажу. Предполагая, что функция предложения носит линейный характер, уравнение кривой предложения можно представить в общем виде:

Qs = b + k * P

Данная зависимость отражает действие закона предложения. Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения данного товара. Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство. Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет лишь о тенденции к увеличению объема предложения. До известного предела рост цен вызывает рост предложения. Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объем производства. Во-первых, высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Во-вторых, если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, то производитель может опасаться, что при дальнейшем наращивании объем производства произойдет затоваривание, и цены начнут снижаться.

Таким образом, при изменении цены (ценового фактора) происходит движение вдоль кривой, это означает изменение величины предложения.

При изменении прочих факторов (неценовых факторов) происходит сдвиг кривой предложения: вправо – увеличение предложения, влево – уменьшение.

К неценовым факторам, влияющим на предложение относятся:

1. Цены на ресурсы.

Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие.

2. Технология (научно-технический прогресс).

Совершенствование технологии снижает цену на ресурсы, то есть позволяет производить единицу продукции с меньшими затратами, и, следовательно, приведет к увеличению предложения.

3. Налоги и дотации.

Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая предложения перемещается влево.

А различного рода государственные дотации, выделенные фирме, улучшат ее финансовое положение, снизив издержки производства, что, при прочих равных условиях, приведет к увеличению предложения.

4. Ожидания производителей.

Возможные изменения в будущем периоде в спросе на тот или иной товар, изменения цен на ресурсы, изменения моды на тот или иной товар и т.д. – все эти прогнозы возможных изменений в будущем будут оказывать влияние на поведение фирмы и ее предложение в настоящий период.

5. Цены на другие товары.

Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эффект Гиффена | III. Равновесие и равновесная цена. закон спроса и предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.