Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Эластичность спроса





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Для фирмы при планировании объема и структуры производства чрезвычайно важно знать не только, от каких факторов зависит величина спроса на ее продукцию, но и, какое в количественном отношении воздействие будут оказывать на величину спроса эти факторы.

Для характеристики изменения используется эластичность спроса.

Эластичность спроса – это степень реакции величины спроса на изменение какого-либо фактора, например, цены этого товара, дохода, цен на другие товары. Соответственно различают:

­ Эластичность спроса по цене;

­ Эластичность спроса по доходу;

­ Перекрестную эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене – это величина, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичностьспроса по цене рассчитывается следующим образом:

EDP = (Изменение спроса, %) / (Изменение цены, %) = (∆Q, %) / (∆P, %)

 

∆Q, % = ((Q1 – Q0) / Q0) * 100%

∆P, % = ((P1 – P0) / P0) * 100%

 

EDP = ((Q1 – Q0) / Q0) / ((P1 – P0) / P0) =

= (∆Q * P0) /(∆P*Q0)

где EP – прямая эластичность спроса по цене;

∆Q – изменение величины спроса;

∆P – изменение цены;

P, Q– соответственно цена и величина спроса;

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность между двумя точками (до изменения цены и после).

 
 

Дуговая эластичностьспроса по цене рассчитывается по следующей формуле:

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается – величина спроса растет, и наоборот. Однако, для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

 

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности больше единицы (|EP|>1 или EP<-1), то мы имеем дело с относительно эластичным спросом (график D1 на Рис. 6). Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.



Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности меньше единицы (|EP|<1 или EP>-1), то спрос относительно неэластичен (график D2 на Рис. 7). В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса.

При коэффициенте эластичности равном единице говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Если не брать во внимание абсолютные показатели, то ценовая эластичность спроса – величина отрицательная. Но существуют по крайней мере четыре особых случая исключения из этого общего правила:

§ Возникают на рынках, где торгуют незаменимыми слагаемыми набора потребителя (спички, соль). Очевидно, что количество, в которых эти товары продаются на рынках, мало связаны с их ценами. Для таких товаров прямой коэффициент эластичности близок к нулю.

§ Рынки, заполненные товарами, потребность в которых уже насыщена.

§ Исключительное положение может сложиться и на рынках ряда продовольственных товаров (хлеб, картофель). Если уровень экономического развития страны довольно низок, основная масса населения тратит на их приобретение ощутимую часть своих доходов. В случае повышения цен на них люди будут вынуждены наращивать спрос на жизненно необходимые блага, отказывая себе в покупке других товаров. В мировой экономике данное явление получило название эффекта Гиффена.

§ Когда экономика поражена инфляцией открытого типа, неизбежна глобальная деформация психологии потребителя. Сталкиваясь с постоянным повышением цен, они постепенно свыкаются с мыслью, что товары и услуги никогда не подешевеют и весь вопрос в том, чтобы предугадать насколько именно они подорожают. Ясно, что, стараясь хотя бы сохранить свой жизненный уровень, потребители будут наращивать текущий спрос в ущерб сбережениям (так называемые адаптивные инфляционные ожидания).

Теперь рассмотрим, как на спросе отражается динамика цен на другие товары, входящие в потребительский набор покупателя, при условии, что денежный доход по-прежнему сохраняется неизменным. Силу такого воздействия измеряет перекрестная эластичность спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса по цене (EC) – это величина, которая показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса на один товар (A) при изменении цены другого товара (B) на один процент.

EС (EAPB) = (∆QA/ QA) : (∆PB /PB)

EС (EAPB) = (∆QA/∆PB)*(PB/QA)

где EС (EAPB) – прямая эластичность спроса по цене (С в индексе от англ. cross);

∆QA – изменение величины спроса на товар A;

∆PB – изменение цены товара B;

PB– цена товара B;

QA– величина спроса на товар A;

В отличие от прямых, перекрестные коэффициенты эластичности не знают ни правил, ни исключений. Их значения могут быть самыми различными.

Вряд ли, к примеру, спрос на автомобили проявит какую-то чувствительность к движению цен на капусту. Эта и множество других аналогичных ей комбинаций благ изображены на Рис. 2 прямой I. Очевидно, что в таких случаях товары независимы, а перекрестные коэффициенты эластичности спроса по цене равны нулю.

Иное дело комбинации взаимозаменяемых потребительских товаров и услуг. Если, допустим, подорожают мотоциклы, то, очевидно, увеличится количество людей, которым они станут не по карману. Не исключено, что некоторым потребителям придется изменить структуру спроса и, распростившись с мечтой о мотоцикле, направить высвободившиеся средства на приобретение велосипеда. Получается, что при повышении цены на мотоциклы возрастает спрос на велосипеды. Перекрестный коэффициент эластичности становится положительным числом, а спрос возрастающей функцией цены (кривая II на Рис. 2).

Наконец, встречаются взаимодополняющие блага. Когда, скажем, увеличивается цена часов и, соответственно, падает спрос на них, нечто подобное происходит и со спросом на ремешки для часов. В этом случае спрос на ремешки выступает убывающей функции цены часов, а перекрестная эластичность будет иметь отрицательное значение (кривая III на Рис. 2). Аналогичными парами товаров являются бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка и т.п.



Наконец, проанализируем зависимость спроса от дохода, полагая, что цены не меняются.

Эластичность спроса по доходу (EI) – это величина, указывающая, как изменится величина спрос при изменении дохода на один процент.

EI = (∆QA/ QA) : (∆I / I)

EI = (∆QA/∆I)*(I/QA)

где EI– эластичность спроса по доходу;

∆QA – изменение величины спроса на товар A;

∆I – изменение дохода;

I– денежный доход;

QA– величина спроса на товар A.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.