Ковалентная связь образуется за счет общей электронной пары.
В невозбужденном атоме азота имеются 3 неспаренных электрона:
Следовательно, за счет неспаренных электронов атом азота образует 3 ковалентные связи. Это и происходит в молекуле N2 и NH3. Ковалентность здесь = 3.
Однако число ковалентных связей м.б. больше числа неспаренных электронов.
Например:
За счет неспаренных электронов углерод образует две ковалентные связи. Но для углерода характерны связи, где имеются 4 ковалентные связи. Это оказывается возможным, если один электрон в форме S перевести на р-подуровень. Такой процесс возбуждения, сопровождающийся «распариванием» электронов м.б. представлен следующей схемой:
Теперь во внешнем электронном слое находятся 4 неспаренных электрона. Отсюда, возбужденный атом может участвовать в образовании 4 ковалентных связей. Переход спаренного электрона на другой уровень (например, со 2го на 3ий) связан с затратой очень большой энергии, которая не покрывается энергией, выделяющейся при образовании новых связей. Поэтому у кислорода ковалентность всегда = 2, а Fфтора=1.
17Cl 2)8)7)
Атомы третьего периода и др. имеют во внешнем слое d-подуровень, на который при возбуждении могут переходить s и p – электроны внешнего слоя.
При возбуждении у него может быть 3,5,7 неспаренных электронов.
из восьми электронов шесть образуют 3 ковалентные связи и являются общими для N и H.
II. Во многих случаях ковалентная связь возникает и за счет спаренных электронов, например, NH3.
Но 2 электрона принадлежат только азоту и образуют неподеленную электронную пару. Такая пара тоже может участвовать в образовании ковалентной связи с другим атомом, если во внешнем электронном слое у него есть свободная орбиталь. Например: у иона Н.
NН4+
Н+
+
Н
Н
Н
´
´
´
N
NH3
Поэтому при взаимодействии NH3 + H+ образуется ковалентная связь и неподеленная пара становится общей.
Общая пара электронов принадлежащая одному атому называется донорной, а свободная орбиталь другого атома (акцептором). Такой способ образования связи называется донорно-акцепторным.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление