Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие налогового менеджмента




 

Современная налоговая система Украины формировалась и продолжает развиваться в чрезвычайно неблагоприятных социально-экономических условиях. Длительное игнорирование в нашей стране мирового опыта налогообложения, постоянное вмешательство политических факторов в ходе реформирования налоговой системы, тяжелая финансовый кризис экономики - все это негативно влияет на эффективность налоговой политики в Украине.

Налоговая система – совокупность налогов, сборов и обязательных платежей, законодательно закрепленных государством; принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены; действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

В современных условиях при управлении налоговой системой большое значение приобретает объективная оценка и критическое обобщение мирового и отечественного опыта проведения налоговой политики. Только при успешном использовании данных предпосылок можно рассчитывать на квалифицированный налоговый менеджмент: от разработки новых законодательных и нормативных актов по вопросам налогообложения до поступления налогов в бюджет.

Налоговая политика – система действий, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое отражение в видах налогов, размерах налоговых ставок, определении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Налоговая политика включает в себя следующие понятия:

– концепция государственной деятельности в области налогообложения;-налоговый механизм;

– управление налоговой системой страны.

Выделяют следующие стратегические направления налоговой политики:

1) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, отсутствие противоречий и неизменность в течение финансового года всей системы налогов и сборов;

2) сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены тех
налогов, которые не приносят значительных поступлений в бюджет;

3) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

4) сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

Управление налоговой системой представляет собой составную часть общей системы управления финансами страны. Сущность управления раскрывается в функциях. Функции управления - это определенный вид деятельности в управлении, отделившийся в процессе специализации управленческого труда. К ним относятся: планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. Указанные функции выступают не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости. В сфере управления налоговой системой эти функции имеют свой специфический смысл.

Планирование - это научное предвидение течения развития и определение путей осуществления расширенного воспроизводства. Налоговое планирование, являясь органичной частью планирования государственных финансов, обеспечивает согласованое взаимодействие всех его элементов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов возростания базы налогообложения и на основании этого определения объемов налоговых поступлений в бюджет.

Организация как функция управления налоговой системой выражается прежде всего в выборе и формировании системы органов управления, порядке их подчинения, установлении прав и обязанностей каждого органа. В более широком смысле эта функция предполагает также разработку новых методов налогообложения, например, изменение базы, ставки, налоговых льгот, порядка представления деклараций и пр.. Результат выполнения функции организации заключается в создании структуры органов управления, закрепленной в соответствующих положениях, должностных инструкциях и других нормативных документах.

Координация в области управления налоговой системой предусматривает обеспечение единства действий налоговых органов по устранению диспропорций в предусмотренных бюджетом плановых задачах по налогам и сборам, которые возникают вследствие изменения социально-экономических и финансовых условий.

Стимулирование обозначает, что органы управления связывают активность людей с удовлетворением их материальных и духовных потребностей. На первый взгляд может показаться, что стимулирование как функция управления имеет ограниченное применение в налоговом менеджменте. Уплата налогов обязательна. Государство обеспечивает взимания налогов с плательщиков путём принуждения, через которое реализуется на практике фискальная функция налогов.

Но налоги должны не только фискальную, но и социальную функцию. Уплата налогов в государственный бюджет связана с необходимостью удовлетворения потребностей налогоплательщиков в безопасности, правовой защите, финансировании части расходов на образование, здравоохранение, науку и культуру за счет государственных средств. Общественные интересы удовлетворяются с помощью уплаты предприятиями, организациями и населением налогов и сборов в государственный бюджет. Стимулирование означает и определенную материальную ответственность за своевременную и полную уплату налогов.

Контроль как функция управления в сфере управления налоговой системой основан на общих принципах системы государственного контроля. Формы налогового контроля определяются требованиями налоговой политики государства. Кроме того, контролируется правильность и своевременность уплаты налогов предприятиями и населением. Поэтому налоговый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Налоговый контроль рассматривается с двух сторон: как функция или элемент государственного управления экономикой и как особая деятельность по исполнению налогового законодательства Украины. Обе стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, непрерывном развитии и усовершенствовании.

Налоговый менеджмент предполагает использование всей совокупности методов воздействия на налогоплательщиков и проявляется в планировании, регулировании, стимулировании и контроле за процессом налогообложения. Обоснованный выбор и рациональное сочетание методов управления необходимы для построения действенного налогового механизма – системы форм и методов управления налоговой системой с целью реализации налоговой политики.

Налоговый менеджмент - это процесс управления путем использования методов воздействия налогового механизма на налоговую систему с целью реализации налоговой политики.

Надежная налоговая система предполагает наличие высокоорганизованной, хорошо обеспеченной кадрами и необходимой техникой налоговой службы - совокупности государственных органов, организующих и контролируют поступление налогов и налоговых платежей в бюджет.


2. Система налоговых органов

Государственная налоговая служба Украины, ее структура, статус, подчиненность. Основным законодательным документом, который ранее регламентировал деятельность налоговых органов был закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-ХП, с изменениями и дополнениями, в котором определены функции налоговой службы, принципы ее работы, права и обязанности как работников налоговых органов, так и налогоплательщиков. Однако, Закон утратил силу с 12.08.2012 г., кроме части 4 статьи 17, абзацев 2,3 части 2 статьи 19, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 21, которые утрачивают силу со дня вступления Уголовным процессуальным кодексом Украины, Законом N 5083 -VI от 05.07.2012.

На сегодня деятельность налоговых органов регламентируется Налоговым кодексом Украины и Указом Президента Украины "О Положении о Государственной налоговой службе Украины от 12.05.2011 № 584/2011.

Согласно этого Положения основными задачами ГНС Украины являются:

1) внесение предложений по формированию государственной налоговой политики и государственной политики в сфере контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

2) осуществление контроля за соблюдением налогового и иного законодательства в случаях, когда осуществление такого контроля возложено на органы государственной налоговой службы, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов, сборов и других платежей;

3) предотвращение преступлений и других правонарушений, отнесенных
законом к компетенции налоговой милиции, их выявление, раскрытия, пресечения и расследования.

ГНС Украины в соответствии с возложенными на нее задачами:

1) выполняет работу, связанную с:

– осуществлением контроля за своевременностью представления предусмотренной законом отчетности, своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов, других платежей, контроль за уплатой которых возложен на ГНС ​​Украины, контроля за установленными законом сроками осуществления расчетов в иностранной валюте, за соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), а также за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию согласно закону, торговых патентов;

– осуществлением контроля за соблюдением исполнительными комитетами сельских и поселковых советов порядка приема и учета налогов, других платежей от налогоплательщиков, своевременностью и полнотой перечисления этих сумм в бюджет;

– осуществлением контроля за правомерностью бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость;

– регистрацией и ведением учета налогоплательщиков, учетом объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением; проведением дифференциации налогоплательщиков;

– формированием и ведением государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков, единого банка данных о плательщиках налогов - юридических лиц и других реестров, ведение которых возложено законодательством на органы государственной налоговой службы;

– ведением учета налогов, сборов, других платежей, контроль за взиманием которых возложен на ГНС ​​Украины, и составлением отчетности о состоянии расчетов плательщиков с бюджетом;

– лицензированием деятельности субъектов хозяйствования по производству спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями;

– осуществлением контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и обеспечением межотраслевой координации в этой сфере;

– осуществлением контроля в сфере производства, оборота и реализации
подакцизных товаров;

– принятием деклараций о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (продукцию), установленных производителем или импортером, и обобщением сведений таких деклараций для осуществления организации работы и контроля за полнотой исчисления и уплаты акцизного налога;

– проведением работы по предупреждению и борьбе с незаконным
производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;

– осуществлением контроля за погашением налогового долга по налогам, другим платежам налогоплательщиков, в том числе, имущество которых находится в налоговом залоге;

– осуществлением контроля за учетом, хранением, оценкой, распоряжением бесхозным имуществом и имуществом, которое переходит в собственность государства;

– осуществлением контроля за обеспечением взыскания задолженности субъектов хозяйствования по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии, займам;

– осуществлением контроля за отсрочкой, рассрочкой и реструктуризацией денежных обязательств и / или налогового долга, а также списанием безнадежного налогового долга в пределах, предусмотренных законодательством;

– осуществлением контроля за применением ареста имущества плательщика
налогов, имеющего налоговый долг, или приостановлением расчётных операций на его счетах в банке;

– применением к налогоплательщикам процедур банкротства;

2) организует работу, связанную с заказом марок акцизного налога, их хранением, продажей, отбором образцов с целью проведения экспертизы относительно их подлинности и осуществлением контроля за наличием этих марок на бутылках (упаковках) с алкогольными напитками и на пачках табачных изделий при их транспортировки, хранения и реализации;

3) осуществляет контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, которые осуществляют розничную торговлю табачными изделиями, максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких изделий;

4) осуществляет контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, которые осуществляют оптовую или розничную торговлю алкогольными напитками, установленных минимальных оптово-отпускных или розничных цен на такие напитки;

5) разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций
и других документов и обеспечивает их утверждения в установленном порядке;

6) разрабатывает предложения к проектам международных договоров по
вопросам налогообложения и обеспечивает их выполнение;

7) обобщает практику применения законодательства по вопросам,
относящимся к компетенции ГНС Украины, разрабатывает проекты законов
Украина, проекты актов Президента Украины, Кабинета Министров
Украина и представляет их в установленном порядке Министру;

8) выполняет работу и осуществляет контроль за выявлением, учетом, хранением, оценкой и распоряжению бесхозным имуществом и имуществом, которое переходит в собственность государства;

9) организует информационно-аналитическое обеспечение процессов администрирования и их автоматизацию;

10) предоставляет налоговые консультации;

11) прогнозирует, анализирует поступление налогов, других платежей,
источники налоговых поступлений, изучает влияние макроэкономических показателей и налогового законодательства на поступление налогов, других платежей, разрабатывает предложения по их увеличению и уменьшению потерь бюджета;

12) обеспечивает прием граждан, рассмотрение обращений граждан,
запросов и обращений народных депутатов Украины;

13) сотрудничает с институтами гражданского общества, обеспечивает участие общественности в реализации государственной политики в соответствующей сфере;

14) формирует государственный заказ на подготовку специалистов в
соответствующей сфере;

15) осуществляет контроль и обеспечивает оказание помощи во взыскании налогового долга в международных правоотношениях по запросам компетентных органов иностранных государств;

16) обеспечивает международное сотрудничество в пределах своих полномочий;

17) обеспечивает законность деятельности территориальных органов и обращается в суд в случаях, предусмотренных законодательством;

18) осуществляет производство по делам об административных правонарушениях;

19) обеспечивает охрану государственной тайны и защита
информации в ГНС Украины;

20) в пределах своих полномочий рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания, проводит проверки, по результатам которых составляет акты;

21) осуществляет в соответствии с законом оперативно-розыскную деятельность, осуществляет производство по протокольной форме досудебной подготовки материалов, а также проводит дознание и досудебное следствие в пределах компетенции, принимает меры по возмещению нанесенного государству ущерба;

22) проводит розыск налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов, других платежей, установления местонахождения налогоплательщика;

23) выявляет причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и других правонарушений в сфере налогообложения, принимает меры по их устранения;

24) принимает меры по выявлению, проверки и расследования преступлений, связанных с отмыванием, легализацией, разворовыванием средств и другими незаконными финансовыми операциями;

25) в случае выявления фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности или действий, создающих условия для такой деятельности, направляет материалы по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью;

26) осуществляет внутренний контроль и аудит по состоянию соблюдения требований действующего законодательства и выполнения служебных, должностных обязанностей в ГНС Украины и на предприятиях, в учреждениях, организациях, относящихся к сфере ее управления;

К системе органов государственной налоговой службы относятся

– Государственная налоговая служба Украины;

– Государственные налоговые службы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

– Государственные налоговые инспекции в районах, городах, районах в городах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.