Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-процессуальные нормы и отношения

 

Нормы административного материального права своим регулированием охватывают чрезвычайно широкий и разнообразный круг вопросов государственного управления и касаются большого числа субъектов права.

Нормам административного права присущи все основные качества норм, составляющих правовую систему Российской Федерации. Вместе с тем они несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет административного права, а также особенностей их административно-правового регулирования. С учетом этого их можно определить в качестве устанавливаемых государством правил поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти (государственного управления).

Свою регулятивную роль административное право выражает прежде всего через свои нормы. При этом оно использует их в следующих основных целях:

а) обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования как всей единой системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев (например, федеральных органов исполнительной власти), их рационального взаимодействия;

б) обеспечения эффективной реализации в сфере государственного управления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан и их негосударственных объединений;

в) определения того или иного варианта должного, т.е. отвечающего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления (физические и юридические лица, общественные объединения и т.п.);

г) непосредственного выражения в сфере государственного управления публично-правового интереса;

д) установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в рамках регулируемых общественных отношений.

Тем самым административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной ветви единой государственной власти - исполнение, проведение в жизнь требований Конституции, законодательства и нормативных указов Президента РФ.

К числу особенностей административно - правовых норм следует, прежде всего отнести то, что в отличие от норм многих других отраслей российского права они имеют собственные юридические средства защиты от посягательств на них (невыполнение, недобросовестное выполнение их требований и т.п.). Имеется в виду административная ответственность, наступающая, как правило, во внесудебном, т.е. административном порядке. В таком же аспекте можно говорить и о дисциплинарной ответственности за нарушение норм, регламентирующих служебные отношения.

Особенностью административно-правовых норм является также и то, что во многих случаях они регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей прав. Так, ими обеспечивается урегулированность определенной части финансовых, земельных, налоговых, трудовых, природоохранных и иных отношений (например, определение порядка взимания налогов, государственный контроль за соблюдением налогового, природоохранного законодательства, установление основных организационных начал предпринимательской деятельности и т.п.). С их помощью осуществляется и защита норм названных отраслей права.

Наконец, несомненной особенностью административно-правовых норм является то, что они достаточно часто устанавливаются непосредственно самими субъектами исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности и в ее целях (например, нормативными постановлениями Правительства РФ).

Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. Закрепленные за соответствующими исполнительными органами действующим законодательством полномочия по самостоятельному установлению правовых норм являются свидетельством административного нормотворчества как одного из существенных элементов их компетенции. Однако поскольку основной функцией органов исполнительной власти является правоприменение, постольку их деятельность нормотворческого характера подчинена той же цели. Иначе говоря, административно-правовые нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: правоприменительную и правоустановительную. А это практически означает, что административно-правовые нормы, являясь одной из важнейших юридических форм применения законодательства в сфере государственного управления, по своей сути служат целям правоприменения, т.е. исполнения. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что действующим законодательством установлено, что нормативные акты субъектов исполнительной власти издаются в целях исполнения закона, т.е. они подзаконны.

Что касается структуры административно-правовых ном, то она традиционна: гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации деятельности аппарата управления она прямо не выражается, а предполагается в качестве условия соответствия его деятельности установленной компетенции. Диспозиция - это соответствующие предписания, запреты или дозволения. Санкция нормы, как правило, предусматривает ту или иную меру административной или дисциплинарной ответственности либо ту или иную меру административно - предупредительного (например, реквизиция имущества) или пресекательного (например, запрещение эксплуатации транспортного средства) характера.

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и по своему юридическому содержанию. Наиболее общий характер имеет выделение двух их основных видов, а именно - материальных и процессуальных.

а) Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. Вместе с тем этими нормами определяются основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности. Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов[3]. Эта норма статична, так как лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.

б) Процессуальные административно - правовые нормы по своему назначению определяют (регламентируют) процедуру или порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. В частности, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

Административно-правовые нормы классифицируются в зависимости от их конкретного юридического содержания. По этому критерию выделяются:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение должно пройти государственную регистрацию в органах юстиции;

б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Например, запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.;

в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой. Например, гражданину предоставлена возможность, самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предопределенных данной нормой;

г) стимулирующие, т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т.п.);

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).

Административно-правовые нормы могут классифицироваться по адресату. С таких позиций можно выделить нормы, регламентирующие:

а) административно-правовой статус гражданина;

б) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;

в) административно-правовой статус общественных объединений;

г) ключевые вопросы организации и деятельности государственных учреждений и предприятий;

д) административно-правовой статус государственных служащих.

Говоря об административно-правовом отношении, следует заметить, что в самом общем виде оно представляет собой урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Налицо выражение одной из существенных особенностей административно-правовых отношений, а именно то, что они представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в нашем случае - административно-правовую окраску. Уже одно это обстоятельство напоминает об особой сфере их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти), о специфике средств административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления), о содержании самих административно-правовых норм и т.д. Иначе говоря, в административно-правовом отношении прямо находят свое выражение особенности, как предмета, так и метода административного права.

В чем же конкретно состоят особенности административно-правовых отношений?

Широко распространено мнение, что административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть - подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, так - как для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Это действительно так, ибо административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны. Данный признак предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Однако он является доминирующим не только для административно-правовых отношений. Достаточно указать на порядок возникновения многих финансовых (особенно налоговых) правоотношений, отношений в природоохранной сфере, в сфере предпринимательства и т.п., чтобы и их характеризовать в качестве «властеотношений».

Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического использования. Административно-правовые отношения, в которых опосредуется исполнительная власть, всегда в качестве одной из своих сторон (участников) имеют такого субъекта. Это - определяемые административно-правовыми нормами исполнительные органы (должностные лица), которых эти нормы наделяют соответствующим объемом властных полномочий, необходимых для осуществления задач и функций исполнительной власти. Именно в их руках концентрируется власть в виде «единой управляющей воли», ставя их одновременно в приоритетное положение по отношению к другой стороне. Следовательно, административно-правовое отношение имеет специфическое субъектное выражение, т.е., в нем есть субъект, формулирующий соответствующие волеизъявления, адресуемые другой стороне. И это вполне понятно, так как речь идет о реализации государственной власти в ее исполнительном варианте.

Фактически все это означает, что в административно-правовых отношениях прямо и непосредственно выражаются воля и интересы государства, иначе говоря, публично-правовой, т.е. государственный, интерес. Административно-правовые отношения прямо связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства. Но такого рода задачи не могут выполняться гражданами, негосударственными объединениями. Они по силам только такому субъекту, который, во-первых, действует от имени государства и, во-вторых, является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера.

Именно поэтому в административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает, что, несмотря на то, что в правовых отношениях подобного рода практически могут участвовать самые различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона. Из этого, в частности, вытекает и следующая особенность административно-правовых отношений: они не могут возникать между гражданами или негосударственными объединениями.

Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле. С одной стороны - авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов.

Административно-правовые отношения, будучи по своей сути управленческими, имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения либо прекращения. Это - сфера государственного управления - понятие, границы которого и раньше, и в современных условиях определяются объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Судить о ней можно, например, руководствуясь ст. 114 Конституции РФ, в которой в самой общей форме определяются основные направления деятельности Правительства РФ, осуществляющего исполнительную власть в РФ, находясь на вершине ее системы. Это - обеспечение и осуществление единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной собственностью, мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы административного процесса | Структура административного процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.