Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типов исследований в дидактике

Классификационные признаки различных

Ответственность руководителя бюджетного учреждения

Лицевые счета бюджетных учреждений

Имущество бюджетных учреждений

Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения

Казенные учреждения

 

Согласно ст. 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В отличие от бюджетных казенные учреждения будут находиться только на бюджетном финансировании. Предоставление им бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций установлено в ст. 69.1 БК РФ.

Говоря о получаемых казенными учреждениями доходах от приносящей доход деятельности, стоит отметить, что все они перечисляются в доход соответствующего бюджета. При этом, как определено в п. 10 ст. 241 БК РФ, доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

В отличие от бюджетных учреждений получаемые казенными учреждениями доходы не являются налоговыми.

Об этом, в частности, сказано в ст. 41 БК РФ, а именно к неналоговым относятся доходы:

- от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

- от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.

Правовое положение казенного учреждения.

Правовое положение приведено в ст. 161 БК РФ.

Казенные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через открытые ему лицевые счета.

Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение порядка заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечают соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Казенное учреждение, как и в настоящее время бюджетное, не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Также казенному учреждению не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Согласно п. 6 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения, приведенные в перечне, реализует федеральный орган государственной власти (государственный орган), ранее осуществлявший функции и полномочия его учредителя.

Ликвидация казенного учреждения. Федеральный закон № 7-ФЗ дополнен ст. 19.1, устанавливающей особенности ликвидации казенного учреждения. Принятие решения о ликвидации и ее проведение осуществляются в порядке, установленном (п. 1 ст. 19.1 Федерального закона № 7-ФЗ):

- Правительством РФ - в отношении федерального казенного учреждения;

- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении казенного учреждения субъекта РФ;

- местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения.

При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 2 ст. 19.1 Федерального закона № 7-ФЗ).

В завершение разговора о казенном учреждении стоит отметить следующие моменты.

С даты создания казенного учреждения в порядке, установленном пп. 1 п. 1, п. п. 2 - 4 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ, имущество, закрепленное за соответствующим государственным (муниципальным) учреждением, без принятия дополнительного решения в отношении указанного имущества признается закрепленным за казенным учреждением на праве оперативного управления (п. 10 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ).

При создании казенного учреждения в порядке, предусмотренном пп. 1 п. 1, п. п. 2 - 4 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ, учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и переоформления иных разрешительных документов (п. 12 ст. 31 Федерального закона № 83-ФЗ).

 

С 01.01.2011 деятельность бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом № 7-ФЗ 12.01.1996 «О некоммерческих организациях».

В п. 1 ст. 9.2 этого Закона дано определение бюджетного учреждения - это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

 

 

Если до 01.01.2011 финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществлялось на основании бюджетной сметы, то с 01.01.2011 они получают финансирование из бюджетов в виде субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ: финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Как определено п. 3 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (абз. 3 п. 6 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

 

Также о выделении бюджетным учреждениям субсидий сообщается в п. 1 ст. 78.1 БК РФ, исходя из которого субсидии из бюджетной системы РФ будут предоставляться бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), и иные цели.

Кроме того, бюджетным учреждениям могут предоставляться бюджетные инвестиции (п. 5 ст. 79 БК РФ). Причем в результате этого произойдет увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления бюджетного учреждения.

Каким образом поступают субсидии в бюджетные учреждения? Как определено п. 8 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, субсидии на выполнение государственных (муниципальных) заданий поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) (далее - соответствующие финансовые органы).

 

Кроме государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Размер платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям.

Главное условие: такая деятельность должна быть отражена в учредительных документах бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

 

 

В п. 9 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом. Собственником имущества бюджетного учреждения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Следовательно, можно сделать вывод, что бюджетные учреждения не вправе без согласия собственников приватизировать имущество.

С 01.01.2011 согласно п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ ограничения на использование имущества установлены только в отношении распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, кроме следующих исключений:

- крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

 

Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

 

Крупная сделка может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

В случае совершения крупной сделки без предварительного согласия соответствующего органа независимо от того, была ли она признана недействительной, на руководителя данного бюджетного учреждения возлагается ответственность перед бюджетным учреждением в размере причиненных убытков;

- бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

 

Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ. Виды такого имущества могут определяться (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

1. федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

2. в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти;

3. в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

 

 

Особенности открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений представлены в ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ. Рассмотрим их подробнее.

Как определено п. 1 указанной статьи, лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов РФ, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им на основании законодательства РФ (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ), открываются и ведутся в соответствующих финансовых органах.

Ведение лицевых счетов возлагается на следующие органы (п. п. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ):

- территориальные органы федерального казначейства - в отношении лицевых счетов, открываемых федеральным бюджетным учреждениям в порядке, предусмотренном Федеральным казначейством;

- финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) - в отношении лицевых счетов, открываемых бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям) в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования). При наличии соглашения между высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) и Федеральным казначейством лицевые счета для учета операций бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных учреждений) могут открываться и вестись территориальными органами Федерального казначейства.

Кассовые выплаты за счет средств бюджетных учреждений производятся соответствующими финансовыми органами в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям (п. 6 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Операции со средствами бюджетных учреждений осуществляются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления бюджетными учреждениями платежных документов, оформленных в порядке, установленном Минфином и ЦБ РФ (п. 7 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Операции со средствами, поступающими федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъекта РФ, муниципальным бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций, учитываются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения (п. 8 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

При этом расходы бюджетных учреждений, источником финансирования которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии согласно порядку санкционирования указанных расходов, установленному соответствующим финансовым органом (п. 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

В случае осуществления бюджетными учреждениями расходов в виде субсидий, полученных на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, такие расходы осуществляются без представления учреждениями в соответствующие финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (п. 15 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Необходимо отметить особенности использования остатков субсидий, образовавшихся на конец текущего финансового года.

Так, остатки по субсидиям, выделенным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, образовавшимся на конец текущего финансового года, могут использоваться в очередном финансовом году, но только по целевому назначению (п. 17 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Неиспользованные остатки по субсидиям, выделенным на иные цели и бюджетные инвестиции, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Кроме того, остатки средств, перечисленные бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели согласно решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (п. 18 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ).

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Минфином.

 

 

Согласно п. 27 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ определены особенности заключения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения. В трудовом договоре в обязательном порядке указываются:

- права и обязанности руководителя;

- показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;

- условия оплаты труда руководителя;

- срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;

- условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Из данного подпункта можно сделать вывод, что на руководителя бюджетного учреждения, помимо предусмотренной дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, возлагается ответственность за наличие у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности.

На руководителя бюджетного учреждения также возлагается ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае, если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Таким образом, руководители бюджетных учреждений не стали полновластными хозяевами и также подконтрольны вышестоящему органу.

 

Тип исследования Задачи исследования Результат исследования Адрес пользователя Вид публикации
Фунда- менталь- ные   Развитие, разработка научной концепции   Идея, гипотеза, направление, за- кон, тенденция, концепция, зако- номерность, ди- дактическая сис- тема Научные сотрудники, преподава- тели кафедр педагогики, методисты   Статья, на- учный от- чет, диссер- тация, мо- нография  
Приклад- ные   Развитие, разработка методиче- ского предложе- ния   Терминология, методическая система, условие, требование, крите- рий, правило, предложение, метод Учителя, работники внешколь- ных учреждений   Статья, на- учный отчет, диссер- тация, ди- дактическое или методи- ческое по- собие  
Разработки Развитие, разработка конкрет- ных пред- писаний   Алгоритм, средство, правило, пред- ложение, прием, методическая разработка   Учителя, учащиеся, работники, осуществ- ляющие функции управления школой Учебник, учебное пособие, сборник задач  

 

Под методологией педагогического исследования подразумевается учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной педагогической деятельности.

Научно-педагогическое исследование – это прежде всего размышление, рефлексия. Методологическая же рефлексия в педагогическом исследовании – это «размышление о размышлении», в результате которого и может появится решение проблемы. О чем же следует размышлять?

В каждом педагогическом исследовании выделяются методологическая и процедурная части.

Методологическая часть:

1) актуальность исследования;

2) проблема;

3) тема;

4) объект исследования;

5) предмет исследования;

6) цели исследования;

7) гипотеза;

8) задачи;

9) новизна исследования (теоретическая и практическая);

Процедурная часть:

10) логика (этапы) исследования;

11) методы исследования на каждом его этапе;

12) структура дипломной (курсовой) работы.

В состав методологической части входят определение проблемы, объекта, предмета исследования, формулировка его гипотезы, описание целей, задач, уточнение терминологии. Процедурную часть составляяет разработка плана исследования, описание методов и техники сбора фактических данных, способов их анализа в соотношении с гипотезами, логика и структура текста научной работы. Над этими элементами и должен размышлять исследователь, на связи и зависимости всех указанных компонентов и должна быть направлена методологическая рефлексия исследователя.

Рассмотрим каждый из элементов методологии педагогического исследования.

Важнейший из них – проблема исследования. В проблеме описывается противоречие между знаниями о потребностях людей в области обучения и воспитания – и незнанием путей, средств и методов достижения этих потребностей: решение проблемы отсутствует в современном знании и не может быть получено на его основе. Ставя проблему, исследователь сам себе отвечает на вопрос: что надо изучить из того, что не было изучено?

Проблематика педагогических исследований бесконечна.

Следующий объект методологической рефлексии – тема исследовательской работы. Тема отражает часть проблемы и соотносится с нею как часть и целое. Размышляя над темой научного сочинения, исследователь отвечает на вопрос: как назвать работу?.

Например, внутри проблемы современной детской беспризорности могут быть выделены несколько тем:

Необходимо точное взаимодействие между темой и проблемой. Только широкое знание всей проблемы дает те фоновые знания, тот уровень, которые позволяют исследователю точно назвать работу, рассмотреть тему глубоко и всесторонне.

При выборе темы исследования необходимо учитывать такие общие положения:

1.Тема должна основываться на анализе литературы по теории и методике физического воспитания и практике физического воспитания или спорта, в зависимости от избранного направления.

2. Тему не следует искать за пределами своей практической деятельности (школа, спортивная секция, группа здоровья).

3. Тема должна быть интересна для исследования.

4. Избранная тема должна быть актуальной для современной и будущей практики физического воспитания и спорта.

5. Тема должна быть избрана по собственному желанию.

6. Тема должна иметь четко очерченные границы.

7. При отборе темы полезно учитывать направленность своей практической деятельности, а также уровень теоретических знаний.

8.Необходимо учитывать материальные возможности.

Почти каждая тема исследования, хотя конкретно она не была определена, может иметь несколько аспектов решения. Все они как правило не могут быть разработаны одновременно, тем более одним человеком. Приходится после выбора темы устанавливать тот круг задач, который будет предметом исследования. Именно это является способом конкретизации исследования.

С проблемой и темой исследования тесно связаны его объект и предмет.

Под объектом понимаются реальные педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, мы должны ответить на вопрос: что исследуется?

Объектом педагогической науки, которой принадлежит сфера физической культуры и спорта, есть учебно-воспитательный процесс, учебно-организационный, управленческий процесс, тренировочный процесс. Основным объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы, которые развиваются в дошкольном заведении, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и тому подобное. Однако объект исследования должен формулироваться не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности, этот круг должен охватывать предмет как важнейший элемент, что характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями этого объекта и может быть понятным лишь при сопоставлении с другими сторонами объекта.

Под предметом исследования подразумеваются отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с изучаемой им проблемой. Изменение предмета влечет за собою изменение объекта, и наоборот. Размышляя над предметом исследования, мы должны ответить на вопрос: какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование?

Предметом педагогического исследования могут выступать: прогнозирование, совершенствование, развитие учебно-воспитательного процесса и управление общеобразовательной, среднеспециальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учениками, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагогических взаимоотношений.

Отмеченное выше дает возможность прийти к выводу, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования, Приведем несколько примеров:

1. объект исследования - процесс развития и формирования скорости у детей 7 лет, которые учатся в общеобразовательной школе, но не занимаются спортом;

предмет исследования - методика стандартной тренировочной программы для развития скорости у детей младшего школьного возраста (7 лет),
тема исследования - методика развития скорости у детей 7 лет на основе использования стандартной тренировочной программы;

2. объект исследования - система физического воспитания студентов;

предмет исследования - процесс формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре,

тема исследования - формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре.

С объектом и предметом исследования тесно связаны его цели и задачи.

Цели исследования описываются через его конечный результат. Автор ставит перед собой вопрос: какой результат я хочу получить? Напомним, что искомым результатом могут стать: анализ, закон, закономерность, гипотеза, идея, классификация, концепция, метод, модель, подход, понятие, правило,

прием, принцип, описание, рекомендация, система (дидактическая, методическая, воспитательная), средство, теория, тенденция, терминология, типология, требование, условие, функции и др. (см. гл. II, табл. 1).

Из целей исследования вытекают и его задачи. Чтобы их осмыслить, исследователь должен поставить перед собой вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели? Задачи исследования могут быть описаны следующими стандартизированными терминами: анализ, выявление, дополнение, исследование, изучение, конкретизация, обобщение, описание, определение, проверка, разработка, рассмотрение, совершенствование, систематизация, уточнение и др.

Исходя из названия дипломной или курсовой работы, ее объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель формулируется кратко и безусловно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что планирует сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится. Целью исследования в рамках курсовых и дипломных работ может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития физических качеств, форм и методов физического воспитания в разных структурных подразделениях (дошкольное заведение, школа, ДЮСШ и тому подобное) и возрастных группах, содержание обучения, пути и средства совершенствования управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и тому подобное.

Например, цель работы, связанной с методикой развития скорости у детей 7 лет на основе использования специально разработанной программы, может выглядеть таким образом: совершенствование методики развития скорости у детей 7 лет общеобразовательной школы с помощью стандартной программы.

Определив цель дипломной работы, можно сформулировать задачи, которые
необходимо решить в ходе исследовательской работы. Таких задач может быть 2 -3. Например, одна из них может быть связана с изучением теоретических основ проблемы, другая - с разработкой экспериментальной методики обучения или
тренировки и третья - с выявлением эффективности ее использования на практике.
Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично. Как правило, каждая
задача формулируется в виде поручения: "Выучить...", "Разработать... ",
"Выявить...", "Установить...", "Обосновать...", "Определить..." и тому подобное.

Количество задач зависит от:

• качества выполнения;

• предполагаемой длительности;

• сложности выдвинутых задач.

Например, тема исследования: "Методика развития скорости у детей 7 лет". Согласно с темой ставятся такие задачи:

1. Определить уровень развития скорости у детей 7 лет.

2.Оценить эффективность методики развития скорости у детей в школьном возрасте.

Из предмета и целей исследования вытекает его гипотеза, один из наиболее сложных объектов методологической рефлексии. Слово «гипотеза» (от греч. hipothesis – основание, предположение) в общем плане обозначает некое предположение, требующее проверки. Гипотеза – это своеобразное умозаключение, которое идет от следствия к причине, и от сходства фактов к сходству причин.

Дальнейший шаг научного исследования – проверка гипотезы практикой. Обоснованная, проверенная и подтвержденная гипотеза превращается в достоверное знание, в теорию.

В педагогическом исследовании гипотеза – это пробное

предварительное предположение или обобщение относительно сущности, природы изучаемых педагогических явлений, процессов, фактов и возможных путей решения педагогических проблем.

Вопрос, над которым должен рассуждать исследователь, чтобы сформулировать гипотезу, звучит так: что не очевидно в объекте, что я вижу в нем такого, чего не замечают другие?

Всестороннее знание предмета исследования позволяет уже на подготовительном этапе разработать гипотезу относительно конкретного исследования (ее иногда называют рабочей гипотезой) о причинах явления, которое будет изучаться, о его связях с другими явлениями, о возможных путях доказательства положения, что выдвигается.

Значение гипотезы для какого-нибудь исследования тяжело переоценить:

- во-первых, она позволяет найти выход теории в практику, поскольку именно на ее основе организуется исследование и появляются новые научные факты;

- во-вторых, разработка гипотезы - это рождение новых идей, это расширение границ наших сегодняшних знаний;

- в-третьих, гипотеза формирует предмет конкретного исследования;

- в-четвертых, гипотеза позволяет не "утонуть" в большом количестве
получаемых фактов, не увлекаться побочными фактами, которые появляются;

- в-пятых, удачно сформулированная гипотеза - это та "научная дорожка", по которой могут пойти многие исследователи.

Источниками разработки гипотезы являются:

1. обобщение педагогического опыта;

2. анализ действующих научных фактов;

3. дальнейшее развитие научных теорий.

Гипотеза может возникнуть на основе здравого смысла и интуиции. Не случайно существует убеждение, что гипотезы "возникают у людей, которые думают".

Теоретическая и практическая возможность каждой гипотезы повышается в том случае, если при ее разработке учитываются такие положения:
1. Гипотеза должна характеризоваться возможностью быть проверенной. Это означает, что сформулированное предположение должно быть доступно обоснованию фактическим материалом, полученным в исследованиях.

2. Разработанная гипотеза должна объяснить тот круг аналогичных вопросов, которые составляют сущность явления, которое изучается. Гипотеза становится маловероятной, если одни аспекты заключаются в теоретическое предположение, а другие, аналогичные - нет.

3. Желательно, чтобы гипотеза была пригодной для широкого круга педагогических явлений. Это положение как бы расширяет границы действия гипотезы, поскольку ориентирует на разработку таких вопросов, которые охватывали бы ряд смежных явлений.

4. Гипотеза обычно не должна противоречить ранее установленным научным фактам.

Например: "Гипотеза основывалась на предположении, что разработанная нами методика развития скорости детей младшего школьного возраста (7 лет) положительно развивает скорость и дает высокий эффект".

Теоретическая значимость работы формируется на основании анализа литературы по теории и методике физического воспитания и спорта.

Практическая значимость работы - кому, для чего, с какой целью вы можете предложить методику, средства, методы, вами апробированные.

Гипотезы делят на описательные, объяснительные и прогностические. Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений.

В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы.

Прогностическая гипотеза делает допущения о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования

Модель гипотезы: если …, то …., так как…. (если = условия; то= следствия, результаты; так как = причины).

Приведем пример удачной, развернутой гипотезы, в которой содержатся и описательные, и объяснительные, и прогностические компоненты. Пример взят из диссертационного ис-

следования Н.А. Исаковой:

1. Функциями вопросов учителя на уроке являются: а) по-

знавательная (порождение у школьников репродуктивных и

продуктивных познавательных процессов); б) служебная (осуществление обратной связи, побуждение учащихся к мыслительной деятельности, регулирование поведения, проверка готовности к уроку); в) дидактическая (познание уровня знаний, умений, навыков учащегося).

2. Место вопросов учителя на уроке определяется свойствами вопросов: а) как элементов вопрошающей деятельности учителя в составе его педагогической деятельности; б) как приемов в составе метода обучения; в) как элементов урока.

3. Если учитель начальных классов обладает знаниями о сущности, структуре, типах вопросов, осознает их цели, функции и место в дидактической системе, знает и применяет правила формулирования вопросов, учитывает психолого-педагогические требования, предъявляемые к вопросам учителя, то эффективная реализация потенциальных познавательных и коммуникативных функций вопросов учителя на уроке в начальной школе будет состоять:

1) в изменении качества его вопрошающей деятельности:

– осознанном, целенаправленном, системном отборе и применении учителями вопросов;

– изменении количественного соотношения познавательных и служебных вопросов и соотношения между видами познавательных и служебных вопросов;

2) в изменении уровня усвоения учащимися знаний и способов действий, так как указанные условия объединяют все виды целостной педагогической деятельности учителя: дидактическое целеполагание, проектирование и планирование, организацию дидактического процесса, дидактический анализ,

коммуникативную деятельность.

Здесь первая (1) и вторая (2) позиции гипотезы носят описательный характер; позиция третья (3) является как объяснительной (содержит следствия из определенных причин, характеризует условия, при которых эти следствия будут обязательно реализованы), так и прогностической (делает допущение о возможном позитивном развитии качества вопрошающей деятельности учителя).

Прежде чем начать исследование темы (проблемы), нужно убедиться, что она актуальна, и обосновать актуальность, необходимость исследования той или иной темы. Размышления должны быть направлены на решение следующего вопроса: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?». Довольно часто в качестве обоснования актуальности темы указывают на директивные документы (цитируют постановления, законы, уставы и т.п.), либо опираются на высказывания классиков, либо, не утруждая себя доказательствами, утверждают, что тема (проблема) исследована в литературе недостаточно. Все названные виды аргументации несостоятельны. Чтобы доказать необходимость исследования той или иной темы (проблемы), нужно прежде всего хорошо знать ее современное состояние в теории и практике. В результате предварительного изучения материала выясняется, какие аспекты темы уже решены, какие нуждаются в дополнительном исследовании, какие не исследованы вовсе. Отсутствие решения тех или иных аспектов проблемы (темы) и является доказательством необходимости, актуальности ее исследования.

Следующим объектом методологической рефлексии должна стать новизна исследования. В процессе осознания этого компонента методологического аппарата исследования необходимо ответить на вопросы: «что сделано из того, что другими не было сделано? какие результаты получены впервые? какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов?».

В первом случае новизна исследования может быть описана с помощью таких стандартизированных терминов, как закон, закономерность, идея,концепция, модель, принцип, система (дидактическая, воспитательная), теория, тенденция, условия, функции и др. Практическая новизна исследования требует для своего описания терминов прием, описание, правило, рекомендация, способ, средство, технология, требование и др.

Обратимся к еще одному чрезвычайно важному объекту методологической рефлексии – понятийному аппарату исследования и его терминологии. Дело в том, что в психолого-педагогической литературе зачастую встречаются различные трактовки сущности того или иного понятия. К примеру, нам встретились не менее тринадцати определений сущности такого понятия, как «проблемная ситуация». Далее. Иногда нет единства и в выборе термина, обозначающего какое-то понятие.

В такой ситуации исследователю, во-первых, нужно знать по возможности большее количество определений понятия, данное разными исследователями. Во-вторых, необходимо проанализировать сущностные черты этого понятия, описываемые разными исследователями, и произвести «выборку» сходных и различных признаков. В-третьих, в результате анализа можно либо присоединиться к одному из имеющихся определений (при этом мотивируя свой выбор), либо сформулировать собственное определение сущности понятия (что требует большой осторожности и применимо только тогда, когда в имеющихся определениях не отмечены новые сущностные стороны явления, выявленные исследователем).

Важно только иметь в виду, что в научном сочинении автор должен раскрыть содержание всех основных понятий-терминов, на которые он опирается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства | О предмете аналитической геометрии. Координаты на плоскости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.