Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука, научный метод, научность знания

Введение. Предмет дисциплины

 

В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. … наука – это одно из наиболее знаменательных явлений в истории человеческой деятельности.... не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей».

К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1991, с.327-328.

 

«Концепции современного естествознания» (КСЕ) - дисциплина в системе современного российского университетского образования, знакомящая с естественнонаучными знаниями будущих специалистов гуманитарных и социально-экономических направлений. Предоставляет учебную информацию на концептуальном уровне, учит воспринимать окружающий мир в рамках основополагающих идеи и системы взглядов. Введена в учебные планы более чем сорока социально-экономических и гуманитарных специальностей вузов.

Цель дисциплины

– повышение гуманитарного университетского образования на основе формирования научного мышления; расширение границы гуманитарного образования в мировоззренческом плане на основе достижений современного естествознания;

– научить целостному видению мира, как синтеза мудрости древних цивилизаций, философско-социогуманитарных наук и естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии);

– служить «маяком» к пониманию природы, человека и общества.

Предметом изучения выступают эволюционные процессы во Вселенной, живой и неживой природе и даже человеческом обществе на метанаучном (от греч. Meta – после, за) уровне.

Метанаука – есть осмысление науки, анализ ее основных принципов, главных положений, концептуальных оснований.

Термин «концепция» означает определенный способ понимания (точку зрения) эмпирических обобщений, гипотез и законов, принципов и теорий, являющихся результатами научных исследований и выражающих сущность изучаемых объектов, явлений и процессов.

Концепции, представляющие собой основополагающие идеи, которые позволяют объяснять изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединяющую, обобщающую роль в науке, принято называть научными.

В общем концепции – это системы ассоциаций и понятий, которые формируются в процессе развитии нашего сознания.

Построение, разработка и овладение концепциями в естественнонаучном понимании осуществляется происходит через создания научных картин мира, научных парадигм и программ.

История человеческого знания связана с научными революциями, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, изменению самих норм и идеалов научности.

Современный этап эволюции человеческого сознания осуществляется с опорой на новейшие достижения в понимании времени, пространства и движения материи.

Современное естествознание (естествознание XX в.) аккумулирует в концепциях историю науки, теоретические и философские аспекты естественных наук, их роль в решении современных технических и даже социальных проблем.

Социализация любого общества в значительной степени определяются уровнем современного производства, реализацией возможностей научно-технического прогресса, порожденного успехами естественных наук.

Современное естествознание - это трансдисциплинарное научное направление; модель интеграции наук XX в; это новый подход в описании явлений и законов природы на основе эволюционно-синергетической парадигмы, рассматривающей эволюцию материального мира (живой и неживой материи) на основе самоорганизации материи (синергетики).

КСЕ можно расценивать как продукт междисциплинарного синтеза на эволюционно-синергетической парадигме, способствующей осознанию научных принципов и закономерностей эволюции материи – от момента возникновения самой Вселенной и жизни в ней, до возникновения и эволюции человека на Земле и раскрытию современной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ).

ЕНКМ представляет собой видение мира в единстве микро-, макро- и мегамиров, в единстве физической, химической, биологической и социальной эволюции материи, обозначающего глобально-универсальный эволюционизм материи.

Современное естественнонаучное миропонимание (мировоззрение) на метанаучном уровне с единой стержневой методологической основой в виде эволюционно-синергетической парадигмы начинает доминировать и в духовном мире человека, проникает в науки о самом человеке и обществе. Но добиться такого миропонимания - чрезвычайно сложная задача.

Ведь не случайно академик РАН В.А. Коптюг замечает: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXI веке. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию … мышления … и формированию духовного стержня».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1. Исходным в криминологии служит положение о том, что преступность — это все-таки одно из соци­альных отклонений в обществе | Наука как отрасль культуры, как рациональная сфера человеческой деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.