КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Междисциплинарная наука
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПЛЕКСНАЯ ЛЕКЦИЯ 1
План: Введение 1. История развития и становления экологии человека. 2. Предмет и задачи экологии человека: 2.1. Экология человека как наука. Ее связь с другими науками. 2.2. Направления в экологии человека. 2.3. Цели и задачи экологии человека. 3. Методы исследования в экологии человека.
Человечество — всего лишь небольшая часть живой Природы, которое без Природы существовать пока не может. Совокупная деятельность человечества на Земле приобрела такие глобальные масштабы, столь заметно преобразила условия существования других живых организмов и даже облик и свойства поверхности Земли, что уже появились грозные признаки отклонений от существовавшего прежде определенного равновесия между живой и неживой Природой. Эти отклонения угрожают большей части живого на Земле, и, как следствие этого, - самоуничтожение человечества. Поэтому возникла острая необходимость изучения основных закономерностей взаимодействия человека с окружающей средой с позиций сохранения жизни самого человека. Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде — одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире и в первую очередь в экономически развитых странах в последние два десятилетия так обострились проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Наблюдается этот процесс и в современной науке. Происходит «экологизация» общественных дисциплин. Вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, журналисты. Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология. Экология человека — это новое научное направление, изучающее среду обитания и механизмы адаптации человека к различным ее условиям, физиологические основы нормы и патологии функциональных систем человеческого организма, здоровье людей и особенности влияния природных, антропогенных факторов на здоровье населения, критерии и способы его оценки. 1. В качестве научной дисциплины экология человека появилась не на пустом месте. Она впитала в себя идеи многих исследователей. Сегодня ученые говорят о развитии экологического мышления, связывая это с угрозой всемирной экологической катастрофы. Но нельзя забывать о том, что уже наш далекий предок в полном смысле слова был «стихийным антропоэкологом». Человек палеолита, выбирая пещеру для жилья или место для строительства свайного поселка, решал множество задач, которые несомненно можно отнести к числу экологических. Ведь жилье должно быть удобным для жизни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья дрова для очага и угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедобных растений. Нужно было выбрать жилище, защищенное от наводнений и других стихийных бедствий. Для успешной охоты следовало знать повадки зверей и птиц, предугадывать изменения погоды. Особенно важно предвидеть опасности, угрожающие племени, отличать съедобные растения от ядовитых, понимать, какие продукты могут вызвать болезни. По мере развития человечества многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленные как табу и религиозные запреты, были зафиксированы в письменной форме в виде законов. Античные ученые стремились осмыслить роль и место человека в окружающем его мире, понять, как природные и хозяйственно-бытовые условия влияют на него. О зависимости путей развития человеческого общества и природы писал древнегреческий историк Геродот (484—425 гг. до н. э.). Платон (427 — 347 гг. до н.э.) считал, что характер людей и политические события зависят от природных условий. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) полагал, что человек имеет общие функции как с растениями, так и с животными. Сам человек, в его понимании, — «общественное животное», в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Анализ научных знаний античных времен показывает, что общественная мысль формировала представления о зависимости развития общества и человека от природных условий. Особенно глубоко взаимоотношения человека со средой его обитания исследовались в связи с опасностью возникновения различных заболеваний. Великий врач древности, основоположник научной медицины Гиппократ (460—370 гг. до н. э.) посвятил рассмотрению данной проблемы труд «О воздухах, водах и местностях». В этом произведении, содержащем советы врачам, в частности говорится: «Поэтому, кто придет в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад. <...> как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жесткими, <...> или же солеными и неудобными для варения» и т.д. Продолжая характеристики особенностей природных условий городов, Гиппократ рассказывает, какого телосложения и каких болезней следует ожидать у людей в зависимости от преобладающих ветров, воды, рельефа и времен года. Физическая конституция и психические особенности описываемых народов, по убеждению Гиппократа, — результат природных условий и географического положения мест их обитания. Об этом же почти через четыреста лет после Гиппократа писал в I в. до н. э. римский философ Лукреций Кар в блистательной книге «О природе вещей» В эпоху Возрождения Роджер Бэкон (1214—1292) показал, что живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц и живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды. Религиозный догматизм и схоластика средних веков значительно замедлили развитие экологических знаний. Однако даже в те времена в трудах немецкого химика и врача Т. Парацельса (1493 — 1541) содержатся суждения о влиянии природных факторов на организм человека. Великие географические открытия, колонизация стран способствовали дальнейшему развитию естественных наук. Освоение новых территорий было немыслимо без знаний об их природе. Эти знания позволяли человеку выжить в непривычных условиях. Европейцы, продвигаясь в недавно открытые земли, огромное внимание уделяли описанию растительного и животного мира, влиянию климата и погодных явлений на организм человека. Рост городов и расширение мануфактурного производства привели к усиливающемуся загрязнению среды жизнедеятельности людей, что заставило власти и специалистов пристально взглянуть на эту проблему. Она возникла с появлением средневековых поселений, загрязненных сточными водами и различными бытовыми отходами на улицах. Российский император Петр I наряду с многочисленными государственными делами рассматривал вопросы благоустройства, чистоты улиц и рынков, а также регулирования спуска сточных вод в Санкт-Петербурге и Москве. Экология человека на современном этапе. Прослеживая корни экологии человека в глубокой древности, оценивая положительный вклад многих ученых XIX и первой половины XX в., необходимо признать, что по-настоящему экология человека стала развиваться только во второй половине XX в. Импульсом к этому послужило осознание многими исследователями катастрофических последствий для человечества роста числа людей на Земле, интенсивного воздействия хозяйственной деятельности на природу, на среду обитания человека, на самого человека, на его труд, быт, отдых, состояние здоровья. Огромное влияние на создание подлинно научного подхода к пониманию и решению экологических проблем оказали взгляды В.И.Вернадского (1863—1945), который сформулировал представление о ноосфере (сфере разума), т.е. о таком этапе развития человечества, когда оно осознанно будет охранять окружающую среду. Ухудшение качества среды обитания человека, которое становилось все более очевидным с середины XX в., не могло не волновать ученых и общественность. Как результат этой обеспокоенности за рубежом появилось большое число публикаций: У. Фогт «Путь к выживанию» (1948), У.Л.Томас «Роль человека в изменении облика Земли» (1956), Р. Карсон «Безмолвная весна» (1962), Донелла и Денис Медоуз с соавторами «Пределы роста» (1972). Первая в отечественной литературе статья, посвященная экологии человека, принадлежит перу Н. П. Соколова, она появилась в 1964 г. В этот же период опубликованы работы Д. А. Бирюкова об экологической физиологии человека, в которых исследуется роль природных факторов как постоянных условий развития и совершенствования функций человеческого организма. Принципиальное значение для развития экологии человека имела книга В.П.Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека» (1983). Огромное значение для теории экологии человека имели труды и непосредственная деятельность В.Б.Сочавы (1905—1978), С.С.Шварца (1919-1976), В.П.Алексеева (1928-1991) и А.Л.Яншина (1911 — 1996). В отечественной науке экология человека получила «права гражданства» в 1974 г., когда в Москве в Институте географии АН СССР было проведено совещание «Теория и методика географических исследований экологии человека» и вышел сборник материалов этого совещания. В сборнике опубликованы доклады А.П.Авцына, В.П.Алексеева, Т.И.Алексеевой, В.С.Преображенского, Б.Б.Прохорова, Н.Ф.Реймерса и др. Большой вклад в развитие отечественной экологии и антропоэкологии внес Н.Ф.Реймерс (1931 — 1993). Он считал, что важное место в ряду дисциплин, составляющих в совокупности «большую экологию», принадлежит экологии человека, которая служит мостом, соединяющим биологические разделы экологии с социально-демографическими и хозяйственно-технологическими ее разделами. Для совершенствования теории и практики экологии человека велико значение работ Т.И.Алексеевой по адаптации населения, адаптивным типам людей в различных природных зонах, В.С.Преображенского — по теоретическим проблемам экологии человека. В становлении экологии человека как науки условно можно выделить 3 этапа: I этап (с XIX в. до 20-30 гг. XX века) - формирование экологического мировоззрения. Среди научных трудов, в которых рассматривались проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, следует отметить работы Т.Г Гексли «Место человека в природе» (1863), Дж.П. Марша «Человек и природа. Физическая география и ее изменение под воздействием человека» (1864), Г. Спенсера «Изучение социологии» (1870), Э. Реклю «Земля и люди» (1876) и другие. Именно на этом этапе был введен термин «экология человека». По некоторым данным его предложили американские исследователи Р. Парки Э. Берджес в работе «Человеческая экология» (1921). Правда, они проводили социологические исследования населения г. Чикаго, поэтому под «экологией человека» в большей степени понимали «социальную экологию». Наиболее полно экологический подход был разработан в трудах французских географов П. Видаля де ля Блаш «Принципы географии человека» (1922) и Брюна «География человека»(1925). Кроме формирования экологического мировоззрения на первом этапе большое внимание уделялось изучению различных влияний географических закономерностей, территорий на состояние здоровья людей.
II этап (40—60 гг. XX века) — период становления. Одной из важнейших работ этого этапа является 3-томное издание «Основ человеческой географии» (1943-1952) французского исследователя М. Сорре, т.к. в первом томе под названием «Очерки экологии человека» (1943) была сформулирована основная задача экологии -«изучение человека как живого организма, который испытывает воздействие определенных условий существования и реагирует на раздражение со стороны окружающей его естественной среды». С середины XX века отмечается ухудшение качества среды обитания человека, что вызвало обеспокоенность ученых и появление за рубежом таких публикаций, как «Путь к выживанию» У. Фокта (1948), «Роль человека в изменении облика Земли» У.Л. Томаса (1956), «Безмолвная весна» (1962) и другие. Первые статьи в отечественной литературе, посвященные проблемам экологии человека, были написаны Н.П. Соколовым и Д.А. Бирюковым в начале 60-х гг. прошлого столетия. Основными исследованиями этого периода являются вопросы возникновения и распространения эндемичных (от греч. endemos — местный) болезней.
III этап (с 70-х гг. ХХ века до настоящего времени) — современный период. Значительным событием этого периода является Первое международное совещание по окружающей человека среде, прошедшее в г. Стокгольме в 3972 г., где экология человека была провозглашена как наиболее важное направление. В нашей стране
*** Деятельность людей по использованию природных ресурсов наносила и наносит большой ущерб растительному и животному миру планеты, ее недрам, водам и почвам, но и сам человек становится жертвой своей деятельности. Эта идея стала очевидной для мыслителей прошлого задолго до появления самих понятий «экология» и «экология человека». Н.Ф. Реймерс в книге «Надежды на выживание человечества: концептуальная экология» (1992) подчеркивает, что важное место в ряду дисциплин, составляющих в совокупности «большую экологию», принадлежит экологии человека. В «Экологическом манифесте» Н.Ф. Реймерс писал: «Бездумная техника сминает природу, кромсает биосферу, давит человечество, травит землю. Этот путь окончен. Смог, удушающий людей, озоновые дыры над полюсами и чума XX века — ВИЧ (СПИД) — достаточное тому доказательство. В обращении с планетой, с самим человеком нужны глубокие знания и мудрая осторожность. Они — символ экологии. Век безоглядной эксплуатации позади: и человека человеком, и природы человеком. Природа требует воспроизводства. В особой заботе нуждается человек. Экономика перестала быть единственной общественной целью. Не безвременно скончаться богатыми, а жить, пользуясь благами природы и цивилизации, — задача людей».
Предмет и задачи экологии человека 2.1. Экология человека как наука. Ее связь с другими науками. Об экологии человека как о проблеме или как об особой науке говорят и пишут специалисты самых разных областей знаний, поэтому до сих пор нет общепринятого определения этого научного направления. Еще С.С. Шварц (1974) писал, что «экология человека — наука, еще не получившая прав гражданства, не определившая своего предмета и метода исследования, — уже стала одной из популярнейших отраслей знания. Естественно поэтому в экологию человека разные авторы вкладывают разное содержание». Б.Б. Прохоров (1979) так определил данную проблему; «видимо, наиболее правильно рассматривать экологию человека как новую, складывающуюся синтетическую науку (точнее, ассоциацию наук), которая должна обобщить данные отраслевых дисциплин». «...Экология человека — ассоциация медико-биологических, географических, исторических и общественных наук, которые в рамках экологии человека изучают взаимодействие групп населения с окружающей средой и ее географическими подразделениями и в связи с этим морфологические особенности, потенциальную и актуальную патологию, численность, бытовые и хозяйственные навыки населения, обусловленные влиянием из внешней среды». Н.В. Казначеев (1983) считал, что экология человека - это комплексное междисциплинарное научное направление, исследующее - закономерности взаимодействия популяций людей с окружающей средой; - проблемы развития народонаселения в процессе этого взаимодействия; - проблемы целенаправленного управления сохранения и развития здоровья населения; - совершенствование Homo sapiens. Н.Ф. Реймерс (1990) рассматривал данное научное направление как * Экологию человека, которая является комплексной дисциплиной, исследующей общие законы взаимоотношения биосферы (ее подразделений) и антропосистемы (ее структурных уровней человечества, его групп (популяций) и индивидуумов), влияние природной (в ряде случаев и социальной) среды, на человека и группы людей. Антропосистема — это человечество как развивающееся целое, включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культуру, производственные силы и производственные отношения. * Экологию человеческой личности. * Экологию человеческих популяций, в том числе этносов. В последнее время сформировалось следующее определение экологии человека — это наука, изучающая закономерности воздействия на население конкретных регионов природных, социальных, производственных факторов, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность и последствия эколого-социально-демографических (антропоэкологических) процессов, а также причины их возникновения. Таким образом, экология человека представляет собой комплексную эколого-социально-экономическую отрасль знаний, где все социальные, экономические и природные условия рассматриваются как одинаково важные составляющие среды жизни человека. Если говорить о науках, представители которых активно участвовали в разработке проблем экологии человека, то одними из первых следует назвать медицину и биологию. В пределах медицинских наук вопросы экологии человека в той или иной степени рассматриваются гигиеной, токсикологией, эпидемиологией и другими направлениями этой отрасли. Среди биологического блока наук, внесших большой вклад в становление и развитие экологии человека, следует отметить физиологию, генетику, антропологию, психологию и общую экологию.
Рис. 1. Структура экологии человека (по В.Н. Мовчану, 2004).
Кроме того, важную роль в экологии человека сыграли представители географических наук: география, ландшафтоведение и другие. На рис. 1 представлена упрощенная схема структуры экологии человека. Хотя данная схема не отражает многочисленные междисциплинарныесвязи, которые существенны для этой науки. 2.2. Направления в экологии человека. Условно экологию человека можно разделить на два направления:
2.3. Цели и задачи экологии человека. Цель экологии человека, как и любой науки, - обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях. Объектом изучения экологии человека является система «человек - окружающая среда», в которой человек выступает как на организменном, так и на популяционном уровне, а понятие «окружающая среда» охватывает природную, техногенную, социокультурную среды (рис. 2). При этом важным является: 1. Здоровье индивида — динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, обеспечивающих оптимальную трудоспособность и социальную активность, совершенствование психофизиологических возможностей человека; 2. Здоровье территориальной общности людей — динамический процесс сохранения и развития биологической, физиологической, психосоциальной жизнеспособности населения в ряду поколений; 3. Профессиональное предпочтение и профзаболевания; 4. Культурно-образовательный уровень; 5. Демографические показатели.
Рис. 2. Структура системы «человек - окружающая среда»
Элементы внешнего для человеческой общности окружения в свою очередь взаимодействуют между собой, составляя большую динамическую систему. Изменения отдельных элементов этой подвижной системы оказывают влияние на основные характеристики общности людей: уровень здоровья индивида, демографические показатели и т.д. Исходя из вышеизложенного задачи, стоящие перед экологией человека, многообразны. Выделяют 3 основных подхода при разработке теоретических задач: - создание на различных государственных уровнях единой системы контроля качества окружающей среды и оценки последствий для здоровья населения; - создание социально-экономических, физических условий поддержки здоровой окружающей среды и коррекции неблагоприятных изменений здоровья человека и общества, вызванных действием антропогенных и экстремальных факторов; - разработка и реализация технико-технологических и природоохранных программ, направленных на минимизацию риска для здоровья населения, связанного с приоритетными антропогенными факторами окружающей среды. Среди прикладных з адач можно выделить: - исследование влияния условий города на здоровье человека и общность людей; - создание благоприятной окружающей среды (улучшение качества атмосферного воздуха, воды, снижение шумовой нагрузки и др.); - стабилизация и улучшение социально-экономического положения населения (улучшение медицинской помощи, обеспечение занятости населения и др.); - формирование здорового образа жизни; - мониторинг за экологическим состоянием города и здоровьем населения; - формирование экологического мышления и культуры.
3. Методы исследования В ходе развития экологии человека сформировались ее теоретические основы, методологические положения и конкретные методические приемы решения научных и прикладных задач. Теория и практика антропоэкологических исследований базируются на осмыслении, переработке и совершенствовании методов других дисциплин. Для формирования методических основ экологии человека важно понимание ее как науки о законах развития пространственно-временных систем (антропоэкосистем), включающих изучение здоровья населения и его демографического поведения, обусловленных процессом взаимодействия человеческих общностей и природных комплексов, а также о методах регулирования этих систем и управления ими. В процессе изучения тех или иных антропоэкосистем на основе сведений различных наук необходимо интерпретировать полученную информацию в сугубо антропоэкологическом аспекте, используя идеи и приемы, присущие именно экологии человека. Для решения научных и прикладных задач по экологии человека исследования проводятся на различных пространственных уровнях, которые можно разделить на три основных — локальный, региональный и глобальный. Каждому из них соответствует своя специфика исследования и свойственная только данному уровню широта и глубина вскрываемых процессов. Для каждого уровня характерен свой картографический масштаб, как используемых картографических источников, так и картографического оформления окончательных результатов исследования. Решение исследовательских антропоэкологических проблем осуществляется с использованием методов и техники сбора информации, которые сложились в науках, послуживших базой формирования экологии человека. Среди этих методов — наблюдение, эксперимент, оценивание, моделирование, картографирование, районирование и прогнозирование. Эту работу могут проводить как сами антропоэкологи, так и исследователи соответствующего профиля. Специалисты по экологии человека непосредственно осуществляют анализ и синтез собранной информации и ее верификацию (проверку результатов). Большое значение имеет правильный выбор формы представления полученных результатов. Основные знания, получаемые в экологии, равно как и в других науках, основаны прежде всего на наблюдении. Поэтому метод непосредственного наблюдения изучаемой системы (в том числе и живого организма) или ее определенных компонентов в естественных условиях подразумевает невмешательство (или минимально возможное вмешательство) наблюдателя и является одним из наиболее важных, в историческом плане, — первым методом экологических исследований. В современных условиях метод наблюдения проводится с помощью новейшей электронной, акустической, фотографической и прочей аппаратуры. В ходе проверки или подтверждения наблюдения становятся научным фактом. Для объяснения причины наблюдаемого явления выдвигаются различные предположения (гипотезы), которые проверяются в процессе эксперимента. Экспериментальный метод широко применяется в экологии. Его принципиальным отличием от пассивного наблюдения является то, что задача наблюдения — получение сведений о поведении организма или популяции (экосистемы) в ненарушенных естественных условиях, тогда как в эксперименте исследователь следит за объектом, в котором им сознательно произведены определенные, может быть и достаточно сильные, изменения. Многообразие экспериментов определяется степенью контроля человека за условиями эксперимента и числом сознательно варьируемых факторов. На одном конце располагаются практически неконтролируемые эксперименты (например, проводимые в полевых условиях), а на другом противоположном конце группируются эксперименты, в которых исследователь имеет полную возможность контролировать все интересующие его экологические факторы в течение всего опыта (чаще всего такого типа эксперименты проводятся в лабораторных условиях). Промежуточное положение занимают эксперименты, в которых контролируются лишь некоторые факторы. При современном состоянии статистических материалов и степени изученности территории большая роль в исследованиях по экологии человека принадлежит методу оценивания. Оценивание среды обитания населения — один из наиболее распространенных методов исследования в экологии человека. Оценивание служит важным способом получения необходимой информации. Если объективные данные, выраженные в четкой количественной форме, отсутствуют или их недостаточно, исследователи используют метод оценок. Оценивание — это сопоставление неизвестного с известным. Прием оценивания предполагает анализ состояния того или иного объекта или процесса в данное время. Однако при этом оценивание нацелено на прогнозирование развития процесса или явления и, в конечном счете, на управление им, т.е. на целенаправленное его изменение. Кроме того, в экологии используют популяционный подход в исследованиях. Наиболее часто в рамках данного направления изучаются вопросы по выявлению факторов, ограничивающих распространение тех или иных популяций и рост их численности. К методам изучения популяций относят количественный метод, который основан на математической статистике с использованием различных показателей. Простейшие статистические показатели, характеризующие совокупность по какому-либо одному количественно оценивающему признаку, — это среднее значение и дисперсия. Дисперсия количественно оценивает разброс данных, их средний квадрат отклонения от среднего значения. Высокие значения дисперсии соответствуют большей гетерогенности исследуемой совокупности поданному признаку, а низкие - малой. При описании популяции используются показатели, характеризующие ее состояние в определенный момент времени (например, численность и плотность населения) или за некоторый промежуток времени (рождаемость, смертность и т.д.). Современные достижения информационных технологий позволили в экологии активно применять метод моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что наряду с системой (оригиналом) рассматривается ее модель, в качестве которой выступает некоторая другая система, представляющая собой образ (подобие) оригинала. Модель — упрощенное представление реальной системы, для которой характерно бесконечное число связей с окружающей средой. Упрощение позволяет ограничить число связей и выбрать те из них, которые являются наиболее важными. Затем осуществить компьютерное моделирование (исследование) динамики поведения системы в различных ситуациях и прогнозирование ее поведения в будущем. Моделирование позволяет определить основные свойства модели экологической системы, законы развития и взаимодействия с окружающим миром, научиться управлять поведением модели и определить наилучшие способы управления экологической системы для достижения заданных целей, прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации различных форм и способов воздействия на экологический объект. Яркий пример компьютерного моделирования — модель возможных последствий ядерного конфликта между США и СССР. Модель разработали ученые Вычислительного центра Академии наук СССР (ВЦ АН СССР, ныне это ВЦ РАН) под руководством академика Н.Н. Моисеева. По предсказаниям, сделанным на основе этой модели, были спрогнозированы глобальные последствия: «ядерная ночь», длящаяся три года, и как ее результат — «ядерная зима» на всей планете. Последствия «ядерной зимы» могли привести к фатальному концу существование человечества. Ученые сделали свою модель достоянием научной международной общественности, а также правительств. Видимо, благодаря и этому обстоятельству человечество смогло избежать роковой «глобальной проверки». Результаты изучения модели переносятся потом на оригинал. Обратный переход от модели к оригиналу называется интерпретацией модели. В зависимости от особенностей оригинала и задач исследований применяются самые разнообразные модели. По своей природе модели подразделяются на реальные и идеальные (знаковые). Реальные модели близки к оригиналу (например, аквариум — модель водной экосистемы), а знаковые представляют собой условное описание системы оригинала с помощью символов и операций над символами. Наибольшее значение для экологии имеют две разновидности знаковых моделей: концептуальные и математические. Концептуальная модель состоит из научного текста, сопровождаемого блок-схемой системы, таблицами, графиками и прочим иллюстративным материалом. При количественном изучении динамики экосистем эффективнее является метод математического моделирования, в котором поведение системы описывается соответствующими математическими функциями. Метод математического моделирования включает создание следующих типов моделей: динамические — для их создания используют обыкновенные В последнее время для поиска оптимальной стратегии поведения человека или воздействия его на экологические системы стали активно применяться игровые и оптимизационные модели. Для антропоэкологического изучения территории, анализа проблемных ситуаций, возникающих при воздействии факторов риска на население, и последующего упорядочивания полученной информации служит антропоэкологическое таксонирование (районирование), т.е. деление территории на более мелкие таксоны. При решении антропоэкологических проблем весьма продуктивно могут быть использованы дистанционные методы и приемы исследования {аэрофотосъемка, космофотосъемка, непосредственные визуальные наблюдения из космоса). С помощью дистанционной информации (в сочетании с наземными исследованиями) могут быть изучены природа, хозяйство, структура территориальной организации общества, природные очаги ряда опасных заболеваний, нарушения среды обитания человека и, что очень важно, динамические тенденции в развитии этих явлений и процессов. Использование космической информации о территории вместе с другими методами позволяет прогнозировать изменения, происходящие в окружающей человека среде.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |