Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль государства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации и их классификация

чрезвычайная ситуация - обстановка на отдельной территории или субъекте ведения хозяйства на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровья населения, большого количества погибших и пострадавших, причинение значительных материальных убытков, а также к невозможности проживание населения на такой территории или объекте, осуществления на ней хозяйственной деятельности;

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и экологического характера характеризуются по различным признакам, описывающим эти явления со всех возможных сторон их природы и притаманности.

Для практических нужд общую классификацию чрезвычайных ситуаций, как правило, осуществляют по типам чрезвычайных событий, их источникам, важным показателям проявления. Кроме основного признака при классификации часто используют признаки принадлежности, причинности и масштаба.

На предварительной стадии происшествия образуются и растут предпосылки к возникновению природного, техногенного или экологического бедствия,. накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного, техногенного или экологического бедствия. Порой они могут быть долговременными.

Примерами долговременных последствий техногенного и природного бедствия могут быть последствия аварии на Чернобыльской АЭС и катастрофических паводков в Закарпатье.

Поражающее влияние чрезвычайных ситуаций может иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, электромагнитный, акустический, биологический, информационный.

Но, одной из основных характеристик любой чрезвычайной ситуации является ее масштаб, который характеризуется, прежде всего, размером зоны чрезвычайной ситуации. Как правило, при определении масштаба учитывается также и весомость последствий, главными составляющими которых являются потери и убытки.

В свою очередь, масштаб чрезвычайной ситуации является основанием для определения сил и средств, количества ресурсов, которые следует привлечь для проведения ликвидации последствий.

Наибольшую опасность представляет чрезвычайная экологическая ситуация. Согласно законодательству, в случае ее возникновения, отдельная местность Украины объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Президентом Украины, Указом, который утверждается Верховной Радой Украины.

Таким образом, классификация чрезвычайных ситуаций на практике позволяет оценивать масштаб чрезвычайной ситуации, определять силы и средства, необходимые для его преодоления, а также органы управления, отвечающие за организацию аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Человечество еще в начале своего существования пришло к выводу о том, что противостоять опасностям, включая разрушительные силы природы, лучше всего объединившись в коллективы и сообщества. Более того, можно утверждать, что это обстоятельство в определенной мере стало одной из причин возникновения государства.

Рассматривая эту проблему в историческом плане, нетрудно заметить тенденцию, заключающуюся в том, что с развитием цивилизации, техническим прогрессом, роль и влияние государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных, техногенных и экологических катастроф неуклонно растут.

В связи с этим, в Кодексе гражданской защиты Украины (одобренном Верховной Радой Украины в 2012 году) определено: ««Кодекс гражданской защиты Украины регулирует отношения, связанные с защитой населения, территорий, окружающей естественной среды и имущества, от чрезвычайных ситуаций, реагированием на них, функционированием единой государственной системы гражданской защиты, и определяет полномочия органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, права и обязанности граждан Украины, иностранцев и лиц, без гражданства, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собстенности».

.....Государство, как гарант этого права создает систему гражданской защиты, перед которой стоит цель защитить население от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, природного и военного характера.

Ранее был принят Закон Украины от 07.06. 2012г. «Об общегосударственной целевой программе защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на 2013 - 2017 годы».

Все это свидетельствует, что в Украине вопрос защиты человека в случае катастроф природного и техногенного характера поднят на уровень государственной политики.

Какую же роль играет государство в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз?

Прежде всего, она заключается в создании системы соответствующих организационных структур. В Украине на всех уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решением Правительства, а теперь и Кодексом гражданской защиты Украины создана Единая государственная система гражданской защиты.

Важная роль принадлежит государству в деле создания специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций, определен перечень этих сил и порядок их применения.

В рамках государственной политики создана и постоянно совершенствуется законодательная, нормативно-правовая и методическая база, регламентирующая вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, функционирование ЕГС ГЗ.

Год от года растет материальная и финансовая поддержка мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС со стороны государства. И речь не только о государственной помощи пострадавшему населению в районах бедствия, что само по себе является крайне важным, но и о средствах и ресурсах, которые направляются на превентивные меры.

Усиливается роль государства по расширению международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Открытость нашего государства позволяет осуществлять интеграцию системы МЧС к Европейской и мировой системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Сотрудничество осуществляется на основании договоров, соглашений и других международных актов, создание общей правовой базы двусторонней или коллективной заинтересованности, участия в работе международных организаций: ООН, НАТО, частично открытого соглашения Совета Европы, Международной организации гражданской обороны и других.

Силы Гражданской защиты Украины неоднократно принимали участие в международных спасательных операциях в Турции, Индии, Иране, Греции, Польше, Словакии, Венгрии.

На будущее можно предсказать, что на государственном уровне начнется активная реализация общегосударственных стратегических программ, направленных на уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов, которые должны обеспечить гармоничное стабильное развитие общества. Необходимость таких программ обусловлена ​​не только вероятностью нетрадиционных аварий и катастроф, но и появлением глобальных проблем, несущих угрозу всему человечеству.

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска.

Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

1) гарантирования и обеспечения государством конституционных прав граждан на защиту жизни, здоровья и имущества;

2) комплексного подхода к решению задач гражданской защиты;

3) приоритетности задач, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья граждан;

4) максимально возможного, экономически обоснованного уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

5) централизации управления, единоначалия, подчиненности, уставной дисциплины Оперативно-спасательной службы гражданской защиты, аварийно-спасательных служб;

6) гласности, прозрачности, свободного получения и распространения публичной информации о состоянии гражданской защиты, кроме ограничений, установленных законом;

7) добровольности - в случае привлечения граждан к осуществлению мероприятий гражданской защиты, связанных с риском для их жизни и здоровья;

8) ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления за соблюдение требований законодательства по вопросам гражданской защиты;

9) оправданного риска и ответственности руководителей сил гражданской защиты по обеспечению безопасности во время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В случае недостаточности указанных сил привлекаются к действиям силы и средства центрального подчинения МЧС и других министерств и ведомств.

Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий осуществляется на основе соответствующих законов и нормативно-правовых актов, за разработку и реализацию государственных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой системы гражданской защиты.
Финансирование мероприятий по защите населения и территорий осуществляется в соответствии с законодательством.

В целях улучшения работы по защите населения и территорий, предоставление этой работе общенациональной значимости, вывода ее на уровень государственной политики еще в 1992 году гражданская оборона была выведена из сферы военной организации и передана в подчинение Кабинета Министров Украины, а в 1996 году было создано Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

МЧС является центральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере гражданской защиты, а также координирует деятельность других органов исполнительной власти в указанной сфере.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
За два месяцев 2012 года на объектах, подконтрольных органам государственного пожарного надзора, количество пожаров, увеличилось на 18,7% | Понятие политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.