КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития систем качества
В 1987 году Международной организацией по стандартизации (ИСО), при участии США, Канады, ФРГ и других ведущих капиталистических стран были разработаны международные стандарты на системы качества семейства 9000 и терминологический стандарт ИСО 8402 “Качество. Словарь”. Эти основополагающие документы устанавливали требования к системам управления качеством продукции, которые могли применяться при заключении контракта между фирмами и вне его. В 1990 году Подкомитет 2 “Системы качества” Технического комитета ИСО ТК/176 “Управление качеством и обеспечение качества” утвердил стратегию пересмотра стандартов ИСО семейства 9000. В 1994 году были аннулированы стандарты ИСО 9000, выпущенные в 1987 году и заменены на стандарты ИСО семейства 9000 1994 года. Была изменена структура стандартов и учтены замечания, полученные по стандартам 1987 года. Стандарты в семействе стандартов ИСО 9000:94 не были предназначены для какой-либо конкретной отрасли промышленности или экономики. Они содержали руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества. В основу стандартов семейства ИСО 9000:94 входили элементы системы качества и способы их построения, исходя из задач, продукции, процессов и индивидуальных подходов конкретной организации. Реализация стандартов семейства ИСО 9000:94 не должна была привести к появлению однородных систем качества на различных предприятиях, наоборот, каждая организация из элементов системы качества должна была создать свою оригинальную систему качества, предназначенную только для нее. В семействе международных стандартов ИСО 9000:94 отмечалось различие между требованиями к системе качества и требованиям к продукции. Стандарты ИСО 9000:94 применялись к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям качества, и ко всем характеристикам качества продукции. Требования к системе качества являлись дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции. Международные стандарты ИСО 9000:94 были написаны в виде задач системы качества, но не указывали как достичь выполнения этих задач, представляя такой выбор руководству организации. Международные стандарты ИСО 9000:94 применялись ко всем общим категориям продукции. Требования к системе качества одни и те же для всех категорий продукции, однако, терминология и детали административных систем и акценты могли отличаться. Целью методических указаний и требований стандартов ИСО 9000:94 являлось выполнение требований аспектов качества продукции: а) качество, обусловленное определенным спросом на продукцию; б) качество, обусловленное проектированием продукции; в) качество, обусловленное соответствием продукции проекту; г) качество, обусловленное материально-техническим обеспечением продукции. Организация будет работать успешно и получать прибыль, когда выпускаемая продукция будет соответствовать следующим условиям: а) отвечать четко определенным потребностям, области применения или назначения; б) удовлетворять требованиям потребителей; в) соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям; г) отвечать требованиям общества, то есть обязательствам, вытекающим из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и других соображений; д) учитывать требования охраны окружающей cреды; е) предлагается потребителю по конкурентноспособным ценам; ж) является экономически выгодной. Для достижения выше перечисленных условий организация должна была держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции. Этот контроль должен был быть направлен на сокращение, устранение и, главное; предотвращение несоответствий, то есть невыполнений установленного требования. В семействе стандартов ИСО 9000:94 существовали три модели систем качества, изложенные в:
Модели систем качества состояли из следующих элементов (рисунок 3) и отличались друг от друга количеством (таблица 2).
Рисунок 3- Элементы системы качества по ИСО 9001:94
Таблица 2- Отличия моделей систем качества
Продолжение таблицы 1
Обозначения: · - исчерпывающие требования; O - менее исчерпывающие требования; - - элемент отсутствует Рассмотрим описание отдельных элементов системы качества согласно ИСО 9001:94, имеющей в своем составе все элементы, и руководящих указаний по их применению согласно ИСО 9000-2. Краткое содержание элементов систем качества 1) «Ответственность руководства»: * разработка политики предприятия в области качества; * определение целей в области качества; * утверждение организации процесса производства и структуры предприятия; * регламентация задач, ответственность и полномочия сотрудников; * определение ответственного за систему качества из высшего руководства; * проведение оценки системы качества со стороны руководства; * предоставление средств, ресурсов, назначение персонала для разработки, внедрения и поддержания системы качества. 2) «Система качества»: * распределение ответственности; * документация системы качества; управление документацией, утверждение, выпуск, распределение, изменение, архивирование, назначение ответственных 3) «Анализ контрактов»: * ясное изложение требований: «что желает потребитель» и «что должно быть поставлено»; * уверенность изготовителя в способности выполнить условия контракта; * разрешение разногласий на стадии согласования; * выяснение возможности выполнения контракта; установление требований к продукции. 4) «Управление проектированием»: * планирование проектирования и разработки; * задачи проектирования, должностные инструкции, выдача заданий: кто, что делает; * анализ проекта, перепроверки, оценки; * проверка проекта, когда и кем; * изменения проекта, назначение ответственных, регламентация порядка действий и ответственности. 5) «Управление документацией и данными»: * разработка и поддержание в рабочем состоянии перечня существенных для качества документов; * регламентация составления, публикации, распределения; * хранение оригиналов, где, кто, безопасность, правила длительности хранения; * изменения/модификации, назначение ответственных, идентификация; * предотвращение использования утративших силу и (или) устаревших документов. 6) «Закупки»: * обсуждение возможных поставщиков; * первая оценка и выбор поставщика, установление хода поставок; * текущая оценка, установление ее хода и методов; * сведения о поставках сырья и материалов, документация поставок; * договорная документация; * ответственность за продукцию; * проверка правильности поставок продуктов, контроль, кто, что и где проверяет.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |