Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития систем качества




В 1987 году Международной организацией по стандартизации (ИСО), при участии США, Канады, ФРГ и других ведущих капиталистических стран были разработаны международные стандарты на системы качества семейства 9000 и терминологический стандарт ИСО 8402 “Качество. Словарь”. Эти основополагающие документы устанавливали требования к системам управления качеством продукции, которые могли применяться при заключении контракта между фирмами и вне его.

В 1990 году Подкомитет 2 “Системы качества” Технического комитета ИСО ТК/176 “Управление качеством и обеспечение качества” утвердил стратегию пересмотра стандартов ИСО семейства 9000. В 1994 году были аннулированы стандарты ИСО 9000, выпущенные в 1987 году и заменены на стандарты ИСО семейства 9000 1994 года. Была изменена структура стандартов и учтены замечания, полученные по стандартам 1987 года.

Стандарты в семействе стандартов ИСО 9000:94 не были предназначены для какой-либо конкретной отрасли промышленности или экономики. Они содержали руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества. В основу стандартов семейства ИСО 9000:94 входили элементы системы качества и способы их построения, исходя из задач, продукции, процессов и индивидуальных подходов конкретной организации. Реализация стандартов семейства ИСО 9000:94 не должна была привести к появлению однородных систем качества на различных предприятиях, наоборот, каждая организация из элементов системы качества должна была создать свою оригинальную систему качества, предназначенную только для нее.

В семействе международных стандартов ИСО 9000:94 отмечалось различие между требованиями к системе качества и требованиям к продукции. Стандарты ИСО 9000:94 применялись к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям качества, и ко всем характеристикам качества продукции. Требования к системе качества являлись дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции.

Международные стандарты ИСО 9000:94 были написаны в виде задач системы качества, но не указывали как достичь выполнения этих задач, представляя такой выбор руководству организации.

Международные стандарты ИСО 9000:94 применялись ко всем общим категориям продукции. Требования к системе качества одни и те же для всех категорий продукции, однако, терминология и детали административных систем и акценты могли отличаться.

Целью методических указаний и требований стандартов ИСО 9000:94 являлось выполнение требований аспектов качества продукции:

а) качество, обусловленное определенным спросом на продукцию;

б) качество, обусловленное проектированием продукции;

в) качество, обусловленное соответствием продукции проекту;

г) качество, обусловленное материально-техническим обеспечением продукции.

Организация будет работать успешно и получать прибыль, когда выпускаемая продукция будет соответствовать следующим условиям:

а) отвечать четко определенным потребностям, области применения или назначения;

б) удовлетворять требованиям потребителей;

в) соответствовать применяемым стандартам и техническим условиям;

г) отвечать требованиям общества, то есть обязательствам, вытекающим из законов, инструкций, правил, кодексов, уставов и других соображений;

д) учитывать требования охраны окружающей cреды;

е) предлагается потребителю по конкурентноспособным ценам;

ж) является экономически выгодной.

Для достижения выше перечисленных условий организация должна была держать под контролем все технические, административные и человеческие факторы, влияющие на качество выпускаемой продукции. Этот контроль должен был быть направлен на сокращение, устранение и, главное; предотвращение несоответствий, то есть невыполнений установленного требования.

В семействе стандартов ИСО 9000:94 существовали три модели систем качества, изложенные в:

ИСО 9001:94   Система качества - Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании
ИСО 9002:94   Система качества - Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании
ИСО 9003:94   Система качества - Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях

 

 

Модели систем качества состояли из следующих элементов (рисунок 3) и отличались друг от друга количеством (таблица 2).

 

 
 

 

 


Рисунок 3- Элементы системы качества по ИСО 9001:94

 

Таблица 2- Отличия моделей систем качества

Элементы системы качества Присутствие элемента в стандарте
  ИСО 9001 ИСО 9002 ИСО 9003
       
1.Ответственность руководства · · O
2. Системы качества · · O
3. Анализ контракта · · ·
4.Управление проектированием · - -
5.Управление документацией и данными · · ·
6.Закупки · · -
7.Управление продукцией, поставляемой потребителем · · ·
8.Идентификация продукции и прослеживаемость · · O
9.Управление процессами · · O
10.Контроль и проведение испытаний · · O
11.Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием · · ·

Продолжение таблицы 1

       
12.Статус контроля и испытаний · · ·
13.Управление несоответствующей продукцией · · O
14.Корректирующие и предупреждающие действия · · O
15.Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка · · ·
16.Управление регистрацией данных о качестве · · O
17.Внутренние проверки качества · · O
18.Подготовка кадров · · O
19.Техническое обслуживание · · -
20. Статистические методы · · O

Обозначения: · - исчерпывающие требования; O - менее исчерпывающие требования; - - элемент отсутствует

Рассмотрим описание отдельных элементов системы качества согласно ИСО 9001:94, имеющей в своем составе все элементы, и руководящих указаний по их применению согласно ИСО 9000-2.

Краткое содержание элементов систем качества

1) «Ответственность руководства»:

* разработка политики предприятия в области качества;

* определение целей в области качества;

* утверждение организации процесса производства и структуры предприятия;

* регламентация задач, ответственность и полномочия сотрудников;

* определение ответственного за систему качества из высшего руководства;

* проведение оценки системы качества со стороны руководства;

* предоставление средств, ресурсов, назначение персонала для разработки, внедрения и поддержания системы качества.

2) «Система качества»:

* распределение ответственности;

* документация системы качества;

управление документацией, утверждение, выпуск, распределение, изменение, архивирование, назначение ответственных

3) «Анализ контрактов»:

* ясное изложение требований: «что желает потребитель» и «что должно быть поставлено»;

* уверенность изготовителя в способности выполнить условия контракта;

* разрешение разногласий на стадии согласования;

* выяснение возможности выполнения контракта;

установление требований к продукции.

4) «Управление проектированием»:

* планирование проектирования и разработки;

* задачи проектирования, должностные инструкции, выдача заданий: кто, что делает;

* анализ проекта, перепроверки, оценки;

* проверка проекта, когда и кем;

* изменения проекта, назначение ответственных, регламентация порядка действий и ответственности.

5) «Управление документацией и данными»:

* разработка и поддержание в рабочем состоянии перечня существенных для качества документов;

* регламентация составления, публикации, распределения;

* хранение оригиналов, где, кто, безопасность, правила длительности хранения;

* изменения/модификации, назначение ответственных, идентификация;

* предотвращение использования утративших силу и (или) устаревших документов.

6) «Закупки»:

* обсуждение возможных поставщиков;

* первая оценка и выбор поставщика, установление хода поставок;

* текущая оценка, установление ее хода и методов;

* сведения о поставках сырья и материалов, документация поставок;

* договорная документация;

* ответственность за продукцию;

* проверка правильности поставок продуктов, контроль, кто, что и где проверяет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.