КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или
И одно или несколько технических устройств; Цель и задачи инженерной психологии Цель, задачи, предмет и объект инженерной психологии, ее основные проблемы. Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации системы «Человек-машина» (СЧМ). Инженерная психология рассматривает деятельность человека и функционирование машины во взаимосвязи. При этом подчеркивается ведущая роль человека. Человек– это субъект труда, а машина – это орудие труда. Таким образом, предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействии человека и техники.
Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Как психологическая наука инженерная психология изучает психологические процессы и свойства человека, выясняя какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческой деятельности, т.е. решает задачу информационного приспособления техники и условий труда к человеку. Как техническая наука инженерная психология изучает пульты (панели) управления технических устройств, процессы и алгоритмы их функционирования для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и физиологическим особенностям человека-оператора. Таким образом, конечной целью инженерной психологии является обеспечение эффективного информационного взаимодействия человека-оператора с техническим средством, повышение производительности труда путем гуманизации техники и технологии.
Главной задачей инженерной психологии является разработка оптимальных методов и средств разрешения противоречий между технологическими процессами и техникой с одной стороны, и трудовой деятельностью человека – с другой, возникающих в процессе развития производства.
Основными задачами инженерной психологи являются: 1. Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификация деятельности оператора. 2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором, которое включает: прием информации, переработку информации, принятие решения, осуществление управляющих воздействий. 3. Разработка принципов построения рабочих мест операторов. 4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ. 5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ, которая включает: профессиональный отбор, обучение, тренировку, формирование коллектива. 6. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача является обобщающей и при ее реализации используются результаты, полученные при решении всех предыдущих задач. 7. Определение экономического эффекта инженерно- психологических разработок. Рассмотренные задачи решаются как на этапе проектирования, так и на этапе эксплуатации СЧМ. В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений: – методологическое; – психофизиологическое; – системотехническое; – эксплуатационное. Методологическое: – определение предметов и целей исследований; – разработка методов исследований; – разработка принципов исследований; – установление места инженерной психологии в системе наук. Психофизиологическое: – изучение характера оператора; – анализ деятельности оператора; – оценка характеристик выполнения отдельных действий; – изучение состояний оператора. Системотехническое: – разработка принципов построения элементов СЧМ; – проектирование и оценка СЧМ; – разработка принципов организации СЧМ; – оценка надежности и эффективности СЧМ. Эксплуатационное: – профессиональная подготовка операторов; – психологическое обеспечение научной организации труда; – организация групповой деятельности операторов; – разработка методов повышения работоспособности операторов. Рассмотренная классификация наглядно показывает, по каким направлениям происходит решение стоящих перед инженерной психологией задач. С инженерной психологией тесно связана эргономика.__ 2. Система «человек-машина» – центральный объект и категория инженерной психологии. Под системой в общей теории систем (системологии) понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, предназначенный для решения единой задачи. Системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из них является степень участия человека в работе системы. С этой точки зрения различают автоматические и автоматизированные системы. Работа автоматическойсистемы осуществляется без участия человека. В работе автоматизированной системы принимают участие как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система представляет собой систему «Человек - машина». На практике применяются самые разнообразные виды систем «Человек - машина». Основой их классификации могут являться следующие четыре группы признаков: целевое назначение системы, характеристикичеловеческого звена, тип и структура машинного звена,тип взаимодействия компонентов системы (человека имашины). 1. Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие ее характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению можно выделить следующие классы систем: – управляющие, в которых основной задачей человека является управление машиной (или комплексом); – обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы, ищет неисправности, производит наладку, настройку, ремонт и т. п.; – обучающие, т. е. вырабатывающие у человека определенные навыки (технические средства обучения, тренажеры и т. п.); – информационные, обеспечивающие поиск, накопление или получение необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные, документальные системы, системы радио- и проводной связи и др.); – исследовательские, используемые при анализе тех или иных явлений, поиске новой информации, новых заданий (моделирующие установки, макеты, научно- исследовательские приборы и установки). Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что объектом целенаправленных воздействий в них является машинный компонент системы. В обучающих и информационных системах направление воздействий противоположное, то есть на человека. В исследовательских системах воздействие имеет и ту, и другую направленность. 2. По признаку характеристики человеческого звена можно выделить два класса СЧМ: – моносистемы, в состав которых входит один человек – полисистемы, в состав которых входит некоторый
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |