Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык – это знаковая система, материальная форма, посредством которой люди выражают мысли

Язык имеет пять видов:

линий, звуков, жесто в, цвета и запаха,

 

 

 

три формы:

естественный, который сложился в процессе социальной эволюции (это разговорный язык для повседневного общения);

 

искусственный, созданный как вспомогательный для передачи специальной информации в ограниченной системе деятельности (это язык специальных символов и цветов: азбука Морзе, светофор, математические таблицы и таблицы элементов и т.д.)

 

частично искусственный, который представляет органическое соединение естественного языка и специальных терминов, отражающих конкретную форму деятельности (научную, техническую, врачебную и т. д.).

Традиционная формальная логика основана на естественном языке

 

Математическая логика основана на искусственном языке и широко оперирует символами:

логическими переменными (a, b, c … ‑ символы единичных имен, слов или словосочетаний, обозначающих название предмета; они называются предметными переменными или константами; p, q, r … ‑ символы высказываний, повествовательных предложений; они называются пропозициональными переменными),

логическими связками для сложных высказываний – цепочек простых предложений, соединенных союзами и, а, ноконъюнкция (символ конъюнкции ‑ Λ), или, либ о – дизъюнкция (символ дизъюнкции ‑ V), если …, то … ‑ импликац ия (символ импликации ‑ →), тогда, и только тогда, когдаэквиваленция (символ эквиваленции ‑ ≡), также отрицание не (символ отрицания ‑ ‑).

Кроме символов логических переменных и связок используются символы:

· лжи – 0 и истины – 1;

· кванторы общности – V и существования – ;

· семантического следования .

 

 

С помощью языка мы излагаем мысли в определенной, общедоступной форме. Этому способствуют понятийные стереотипы, которые накладывают ограничения на использование слов, тем самым, удерживая язык в определенных рамках.

 

 

Я могу предположить, каким будет ваш отклик на слова, представленные ниже.

 

1. зверь

2. транспортное средство

3. подвиг

4. государь

5. треугольник

6. философ

7. небо

Вероятнее всего ваши ответы будут следующие:

 

1. тигр, возможно, медведь

2. автомобиль

3. вероятно, мужчины, разведчика, или военного

4. скорее всего, Петр 1, или Иван Грозный

5. равносторонний треугольник

6. скорее всего, будут названы Сократ или Аристотель

7. вероятно, назовете голубое небо

 

Как видно из этого примера, слова могут направлять и стимулировать мысль. Так же вполне очевидно, что язык помогает генерировать мысли.

 

Язык линий, звуков, жестов, цвета и запаха выходят за пределы слова и используются в тех случаях передачи мысли, когда слово «омертвляет» мысль силой абстракции.

 

 

 

Психологи давно заметили, что при обыденном мышлении люди используют свои собственные несовершенные правила. Например, на практическом занятии по логике, где обсуждались проблемы понятия, студентка встала и заявила:

«Очень важно говорить о том, что у тебя на уме. Мы столько времени проводим вместе, что, только общаясь, мы сможем понять друг друга. Поэтому мы обязаны высказывать свои мысли».

Но следует ли из сказанного студенткой, что, высказывая свои мысли мы сможем понять друг друга? И не отождествляет ли она понятие и понимание?

 

Психологи объясняют это тем, что разумное поведение отличается поразительной приспособляемостью и принимает разнообразные формы в зависимости от условий, в которых находится субъект мышления.

Председатель Верховного суда США Чарльз Эванс Хью давал следующие наставления молодому судье:

«Вы должны помнить одну вещь. На конституционном уровне, на котором мы работаем, девяносто процентов всех решений выносятся под влиянием эмоций. Рациональная часть нашего ума подыскивает доводы, обосновывающие наши предпочтения».

(Цит. по: Халперн Д. Психология критического мышления. СПб, 2000. С.166).

В рекламе почти всё не согласуется с законами логики. Поскольку реклама рассчитана на повседневное мышление человека, где люди обычно не следуют формальным правилам логики, то в её создании более принимают участие психологи.

 

 

В реальной жизни человек сталкивается с ситуациями, которые противоречат законам логики и общепринятым правилам вывода умозаключений.

 

 

 

В одном из отечественных кинофильмов есть забавный сюжет, который можно отнести к «черному юмору»: трактористпросит молодого инженера-механика присоединить прицепное орудие (сеялку) к трактору и зафиксировать присоединение пальцем (металлическая деталь цилиндрической формы), а тот фиксирует соединение пальцем собственной руки. Инженер не знал технического термина «палец».

Слово «палец» возникло в процессе развития естественного языка, а технический термин соединительной детали «палец» и его изображение на техническом чертеже - в процессе создания технического, искусственного языка. В формальной логике слово «палец» является именем, служащим для образования логических формул языка.

 

 

Формулы языка – это выражения, которые мы в дальнейшем будем интерпретировать как некоторые утверждения.

Имена – слово или слова, обозначающие (называющие) какие-то вещи (стол, чертеж), процессы (движение по наклонной плоскости, вращение), явления (внутреннее сгорание, солнечное затмение).

Высказывания – это особого рода языковые конструкции, образованные из имен и функторов (некоторые студенты освобождаются от занятий физкультуры).

Функторы – это языковые выражения и знаки препинания, которые служат для образования и преобразования имен и высказываний (все, некоторые, которые, возможно, должно быть).

Имена разделяются на простые и сложные. Примеры простых имен: «стол», «Ухта», «землетрясение», «ходьба» и т. п.; сложных – «отец двоих детей», «ходьба на лыжах», «частица, заряженная отрицательно» и т. п..

Имена могут образовываться при помощи функторов. Например, из имен «элементарная частица» и «заряжен отрицательно» с помощью функторов «который» и «запятая» образуется имя «элементарная частица, которая заряжена отрицательно».

Это же имя можно образовать с помощью грамматической формы и расположения слов: «отрицательно заряженная элементарная частица», «заряженная отрицательно элементарная частица»

Имена можно образовывать из высказываний и именаобразующих функторов. Например, из высказывания «электрон заряжен отрицательно» и функтора «установлено, что» образуется имя «установлено, что электрон заряжен отрицательно».

Высказывания образовываются из нескольких имен и функторов. Возьмем высказывание «электрон есть отрицательно заряженная частица». Оно состоит из имен «электрон», «отрицательно заряженная частица» и соединяющего их слова «есть», которое является функтором.

Имена в высказывании играют разную роль:

Первое обозначает предмет, о котором говорится и называется субъектом (S);

второе – обозначает признаки этого предмета. и называется предикатом (P).

При этом несколько субъектов могут иметь один предикат, и, наоборот, один субъект может иметь несколько предикатов

Формальные структурные свойства мышления, отражающие некоторые свойства реальной действительности нашли свое выражение в процедуре установления семантического отношения следования (p ╞ q), которое означает, что из истинности p следует истинность q, то есть q выводимо из p с помощью некоторых четко описанных правил.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Учебно-методическое обеспечение курса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.