![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. М., «Форум», 2009. - 304 с
Табл. 2. Структура психических явлений Табл. 1. Отношение внешнего мира и его психического отражения
Итак, постижение внешнего мира происходит путем отражения, моделирования объектов и событий внешнего мира в нашем внутреннем мире. И когда такая модель построена, и она верна, мы можем сказать: «Я знаю … (географию Васильевского острова, характер какого-либо человека, виды химических реакций)». Но как происходит построение этой модели? Есть ли какие-либо закономерности в ее построении, какие-либо ограничения? Какими свойствами обладает процесс построения этой модели? Можно ли управлять этими процессами? Почему одним людям требуется больше информации и времени для построения правильной модели, а другим меньше? На какой физиологической основе протекают эти процессы? Как влияет на них физическое состояние субъекта? Какая связь между отражением объекта и деятельностью по поводу этого объекта? Как возможна корректировка процесса познания? На эти и многие другие вопросы отвечают разные отрасли психологической науки. Когда мы говорим, что в психологии предмет и метод науки сливаются, это означает, что работу мозга и закономерности психической деятельности мы вынуждены изучать посредством мозга и по законам психической деятельности, так как другого инструмента познания у нас нет. Однако, если судить по сделанным открытиям и изобретениям, это довольно мощный инструмент. Стивен Хокинг, один из крупнейших ученых современности, предполагает, что человеческий разум даже способен создать теорию, которая объясняет все процессы, происходящие во Вселенной.
Понятие и функции психики. Виды психических явлений Как уже говорилось, предметом психологии является психика. Само слово «психика» происходит от греческого «ψυχή» (читается как «психе») - «душа». Таким образом, в дословном переводе «психология» означает «наука о душе». Но мы ни в коем случае не можем сказать, что психология изучает душу. Ведь душа не может быть предметом научного исследования. Наука может изучать только те явления, существование которых не подлежит сомнению, и которые четко определены, так что у разных людей не может быть разного толкования этих явлений. Душу никто никогда не видел, и мы не можем четко определить, чем она является, и чем не является. Обычно мы используем это слова для обозначения целого ряда различных явлений, ощущений и переживаний («душа болит», «взяло за душу», «душегуб», «мелкая душонка», «душа компании»). Что же касается понятия «психика», то оно определено достаточно четко. Приведем несколько определений: 1) Психика – это отражательная деятельность мозга. 2) Психика – это особая система функций организма, управляющих поведением и деятельностью на основе субъективного (то есть активного и пристрастного) отражения объективного мира. 3) Психика – особое свойство внутреннего отражения объективной действительности, присущее высокоорганизованной живой материи; определяет качественное своеобразие поведения высших животных и человека. Материальной основой психики является высшая нервная деятельность, работа мозга.[1] Основными функциями психики являются 1) отражение объективной действительности и 2) регуляция поведения и деятельности на основе этого отражения. В зависимости от уровня развития психики, отражение может быть более или менее точным, с разной степенью точности предсказывать развитие событий и поведение других существ. Регуляция собственного поведения также может быть более или менее сложной, различается по степени сознательности и эффективности. Более подробно уровни развития психики представлены в главе 2. Поскольку человек является носителем самой сложной из известных форм психики, проявления человеческой психики наиболее многообразны. Ниже приведена структура психических явлений, присущих человеку.
Психические процессы – это первичные регуляторы поведения человека. Выделяют следующие виды психических процессов: 1. познавательные – связанные с восприятием и обработкой информации; 2. эмоциональные – связанные с субъективной значимостью объекта или ситуации; 3. волевые – связанные с регуляцией поведения и деятельности; Психические состояния – это режимы работы психики и организма; Психические свойства – это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения человека. Индивидуальность человека, уникальность его личности определяется: ü уровнем развития и своеобразием протекания его психических процессов (особенностями памяти, объемом и сосредоточенностью внимания, скоростью и глубиной мышления, силой и продолжительностью эмоций, богатством воображения, и т.д.), ü наиболее типичным для него психическим состояниям (бодрость или уныние, сосредоточенность или рассеянность, скука, энтузиазм и т.д.), ü особенностям психических свойств (установки и мотивы, тип темперамента и характера, вид и уровень развития способностей). История развития психологии и уровни психологического знания Первым научным трудом по психологии принято считать работу Аристотеля «О душе». Действительно, в этой работе, написанной в IV веке до н.э. впервые выдвинуты идеи, которые впоследствии развивали ученые XIX-XX веков. Прежде всего, интересно определение понятия «душа». Согласно Аристотелю, она является формой реализации тела, его сутью, его главной функцией. Так, питательность – суть пищи, изменение – суть жизни. До соприкосновения с телом душа существует лишь как возможность; она является формой тела. Греческие философы ввели специальный термин для обозначение сущности вещи – «энтелехия». Итак, душа – это энтелехия тела. Далее, Аристотель различает виды души в зависимости от ее стремлений (в современной психологии используются понятия «потребности» и «мотивы»). Растительная душа стремится к физиологическому комфорту (вода, пища, удовлетворение половой потребности и т.д.) Животная душа наделена чувствами, а также ощущениями и памятью. Эти виды души умирают вместе с телом; бессмертна лишь человеческая душа (третий вид души), которая стремится к познанию и наделена способностью мыслить. В трактате «О душе» подробно анализируются такие явления, как ощущения, эмоции, воображение, мышление и их роль в регуляции поведения человека. «Но и стремление не есть решающее в этом движении. Ведь владеющие собой люди, хотя и имеют стремление и желание, не делают того, к чему у них есть стремление, а сообразуются со своим умом», - замечает Аристотель. Кроме того, он ввел типологию ассоциаций, благодаря которым наполняется душевный мир человека. Типы ассоциаций: 1) по сходству; 2) по контрасту; 3) по смежности в пространстве; 4) по смежности во времени. Роль ассоциаций в психическом развитии изучалась в рамках ассоцианизма – направления в психологии XIX века. Исследования сознания в психологии связаны с именем Рене Декарта (1596-1650). Именно он ввел в психологию понятие рефлекса, как стереотипной реакции организма на внешнее воздействие. Декарт полагал, что тело и душа существуют независимо друг от друга, и поэтому душевные движения человека – мысли, чувства, ощущения, переживания – можно наблюдать лишь изнутри. Метод самонаблюдения («интроспекции») активно использовался для изучения процессов сознания вплоть до начала XX века. С критикой этих методов в 1913 г. выступил американский ученый Джон Бродес Уотсон. В своей лекции «Психология с точки зрения бихевиориста, прочитанной в 1913 г., он иронизирует над современной ему психологией: «Если вы не можете наблюдать от 3 до 9 состояний ясности в вашем внимании, у вас плохая интроспекция. Если, с другой стороны, чувствование кажется вам достаточно ясным, опять ваша интроспекция является ошибочной. Вам кажется слишком много: чувствование никогда не бывает ясным». Уотсон правомерно утверждал, что для оправдания статуса науки психология должна исследовать объективную реальность, а не такую, которая доступна лишь одному наблюдателю (то есть собственное сознание). Предметом психологии, убеждал он, должно быть поведение, которое доступно наблюдению и измерению. Так возникло новое направление – бихевиоризм (от англ. слова behavior – «поведение»), или поведенческий подход. Бихевористы добились значительных успехов в прогнозировании и формировании поведения животных и людей. Их открытия и сейчас используются в дрессировке, мотивации персонала, педагогике и т.д. однако главный постулат бихеворизма – формула «S→R» (стимул определяет реакцию) – не учитывает многообразие реальных реакций индивидов. Очевидно, что реакция на стимул зависит от того, как преломляется он во внутреннем мире человека, а также от мотивов и решений, принятых человеком. Например, даже если человек боится крупных собак и всегда обходит их, в определенный момент он может пойти навстречу кавказской овчарке, потому что, например, решил бороться со своим страхом или пребывает в депрессии, поэтому равнодушен к последствиям такой встречи. Таким образом, предметом науки следует делать не собственно поведение, а систему отражения внешнего мира, определяющую поведение. Эта система и называется «психика».
Структура психологии В настоящее время существует множество направлений психологических исследований. Рассмотрим наиболее значительные из них: Общая психология изучает психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, эмоции, воля и др.) их свойства и особенности. Психология личности включает в себя исследования темперамента, характера, направленности и способностей личности. Дифференциальная психология исследует психологические различия у представителей разных групп: например, мужчин и женщин, высокообразованных и малообразованных, и т.п. Областью когнитивной психологии (от лат. «cognitio» - «познание») являются познавательные процессы – внимание, память, мышление, способы обработки информации и ее репрезентация во внутреннем мире индивида. Нейропсихология изучает строение и функционирование мозга как основу психической деятельности. Клиническая (медицинская) психология изучает психические явления в аспекте психического здоровья человека, нарушения психической деятельности, их причины и способы коррекции, гармонизации психического состояния человека. Психология спорта исследует особенности личности спортсмена и психологические аспекты спортивной деятельности. Педагогическая психология занимается вопросами повышения эффективности обучения и воспитания, исследует психологические аспекты учебной деятельности. Психология труда связана с научной организацией труда; эта дисциплина изучает психологические закономерноститрудовой деятельности и условия повышения ее эффективности. Социальная психология изучает поведение человека в обществе; процессы общения и взаимодействия в малых группах, социальные стереотипы и взаимоотношения групп.
Методы психологических исследований Любая наука стремится к тому, чтобы добываемое ею знание было как можно более объективным и точным. Житейские представления и здравый смысл далеко не всегда позволяют получить адекватное представление о реальности (вспомним знаменитый пример с Землей, которая вращается вокруг Солнца, хотя глаза подсказывают нам обратное). Поэтому наука вообще выработала определенные методы познания; к общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент. Кроме того, в зависимости от предмета науки, в ней имеются частные методы, характерные только для нее. На психологию это правило тоже распространяется. Наблюдение можно определить как целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. В отличие от повседневного наблюдения, в научном четко определены цели и задачи, объект и предмет наблюдения; оно осуществляется по заранее продуманному плану; его данные фиксируются в специальном протоколе по заранее разработанной сфере. Эти правила позволяют минимизировать утерю данных и искажения, связанные с субъективностью исследователя (например, избирательность внимания, склонность одни явления преувеличивать, а другие игнорировать). Самонаблюдение является частнонаучным методом психологии, что связано с уникальностью объекта исследования (то есть сознания). Эксперимент – метод,в котором исследователь целенаправленно создает и (или) видоизменяет условия, в которых находится объект наблюдения. Чем четче определены условия, тем меньше вероятность того, что причина изменений в поведении объекта будет определена неправильно. Эксперимент, в котором максимум факторов может регулироваться исследователем, называется лабораторным. Эксперимент, когда объект находится в естественных для него условиях, а деятельность экспериментатора заключается лишь в изменении этих условий, называется естественным. В психологии широко применяется метод тестов. Психологический тест – это стандартизированное, одинаковое для всех испытуемых задание, стимулирующее определенную форму деятельности, выполняемое за ограниченное время. В зависимости от цели этой деятельности, выделяют следующие виды тестов: · тесты способностей, в которых выясняется уровень развития способностей личности (например, тесты IQ, тесты креативности и т.д.); · личностные тесты, которые обнаруживают своеобразие типа личности человека (например, тесты темперамента, тесты характера, тесты ведущих мотивов личности); личностные тесты могут быть как в виде опросников, так и в другой форме, например, задание нарисовать рисунок (дом, дерево, человека) или выбрать последовательность цветов (тест Люшера). Во втором случае речь идет о проективных тестах, результаты которых не могут быть четко определены, так как они отражают своеобразие внутреннего мира или психического состояния человека. · тесты отдельных психических функций (внимания, памяти, скорости и точности реакции, чувствительности). Профессиональный психолог знает, что одного теста для оценки личности недостаточно. Необходимо учитывать состояние, в котором человек находился, типичный для него уровень активности в это время суток, соответствие теста возрастным и культурным особенностям личности и т.д. Для адекватности оценки используют серию тестов, проводимых с интервалом в 2 недели в разное время суток.
Практические направления психологии Человек устроен так, что сам процесс познания доставляет ему удовольствие. Многие великие открытия были сделаны из исследовательского интереса. Однако для неспециалиста отношение к науке зависит от того, можно ли применить накопленные ею знания для практического использования, для повышения эффективности своей деятельности. Практическая психология ориентирована на работу с людьми: их просвещение, оказание психологических услуг, создание соответствующих товаров (книг, дисков, тренингов). Наиболее часто встречающиеся направления практической психологии: Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза, то есть выявления наличия и степени выраженности каких-либо психологических признаков. Психодиагност может использовать систему тестов, беседу, наблюдение. Эти методы позволяют ему решить поставленную задачу: например, выяснить психическое состояние человека; уровень развития каких-либо способностей личности; уровень развития личности в целом. Психодиагностика применяется в следующих сферах: - профессиональная ориентация и профессиональный отбор (в организациях); - определение психологической готовности ребенка к школе; - получение первичной информации о клиенте психолога-консультанта или психотерапевта. Психологическое консультирование – это кратковременная (обычно 1-5 встреч) целенаправленная (то есть с четко оговоренной целью) психологическая помощь психически здоровому человеку в решении его проблемы. Психолог не принимает решение за человека и не диктует ему линию поведения. В результате беседы с психологом человек лучше понимает свои желания и страхи; четче представляет свои возможности и ресурсы; более адекватно оценивает свои достоинства и опыт. Эта информация и позволяет ему принять решение, максимально подходящее именно для этого уникального индивида и для его уникальной ситуации. Психологи-консультанты работают в школах, вузах, детско-родительских центрах, коммерческих организациях, медицинских учреждениях. Существуют психологические центры, куда может обратиться за консультацией любой желающий. Разновидностью психологического консультирования является «телефон доверия» (телефон экстренной психологической помощи). Психотерапия – система мер, направленных на увеличение адаптивности и повышение психологического здоровья клиента в целом. Не всегда легко провести границу между консультированием и психотерапией, но в целом можно сказать, что психотерапия ориентирована на более длительную и углубленную работу с клиентов. Психотерапия может иметь как индивидуальный, так и групповой характер; психотерапевт может иметь психологическое образование или медицинское. Во втором случае он имеет право назначать препараты, стабилизирующие психическую деятельность, поддерживающие работу нервной системы. Это важный фактор успеха при работе с клиентами, которые пережили психическую травму или находятся в состоянии психического истощения. Психотерапия может значительно различаться по срокам работы – от 3-5 встреч до 50-100. Обычно встреча с психологом или психотерапевтом продолжается 45-60 мин. (первая встреча может длиться дольше – до 120 мин.). При регулярной работе встречи происходят 1 раз в неделю, иногда 2 раза. Для успеха работы важно соблюдать требования к месту: это должно быть уединенное и уютное место, где клиент может чувствовать себя в покое и безопасности. Важнейшим условием успешной работы является соблюдение психологом (психотерапевтом) профессиональной этики. Этические принципы работы психолога Этический кодекс – это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов. Многие профессии имеют свой этический кодекс – врачи, полицейские, учителя, журналисты. Приведем выдержку из профессионального кодекса психолога-консультанта[2]: «….Пункт 9. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве. Пункт 10. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий. Пункт 11. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц…» Подводя итог, можно сказать, что психика – это сложная система функций организма, отвечающая за успешность его поведения и деятельности. Адекватно и полноценно функционирующая психика удовлетворяет потребности индивида оптимальным для него образом. Работа психики зависит как от врожденных особенностей организма (сила нервной системы, сохранность коры головного мозга и т.д.), так и от прижизненных условий ее формирования (насыщенности окружающей среды, особенностей культуры, стиля воспитания и т. д.) Будучи развивающейся системой, психика высоких уровней способна совершенствовать способы обработки информации и регуляции поведения. Среди всех живых существ человек обладает этой способностью в наибольшей мере.
Литература:
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |