Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики электрического поля

Введение (10 мин.).

Дополнительная

Основная

Заключение

ДВ, как и многие другие сравнительно молодые научные дисциплины, возникло на стыке фундаментальных наук, имеющих теоретические основы и практический опыт. В то же время эта наука, имея широкое практическое значение в различных областях человеческой деятельности, пришла к естественному этапу, когда необходимость обобщения и разработки собственной теоретической базы стала насущной потребностью и непременным условием ее дальнейшего развития.

1. Электротехника и электроника: рабочая программа цикла по специальности 280104.65 – Пожарная безопасность. Екатеринбург: УрИ ГПС МЧС России, 2009. 25 с.

2. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника и электроника: учеб. М.: Академия, 2005. 9-е изд. С. 4–34.

 

3. Данилов И.А. Общая электротехника с основами электроники: учеб.

пособие. М.: Высш. шк., 2008. С. 6-23, 50-78.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие, записывается тема занятия (время 10 мин.)

 

Мы приступаем к изучению дисциплины «Электротехника и электроника», которая относится к общеинженерным дисциплинам и изучается будущими инженерами как электротехнических, так и неэлектротехнических специальностей, т.к. ни одна область жизнедеятельности человека не обходится без соприкосновения с электрической энергией.

Первый раздел дисциплины посвящен изучению электротехники. Электротехника – это область науки, которая изучает применение электрических и магнитных явлений для практического использования.

Первые попытки понять смысл и значение электрических явле­ний предприняли еще Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Но реальные ре­зультаты систематического исследования электричества в связи с изучением постоянного тока появились в XVIII в., т.е. началось его практическое применение. Первые элементы постоянного тока разработал итальянский исследователь А. Вольта (1745–1827) при­мерно в 1800 г. Эксперименты с постоянным током позволили ис­следователям объяснить сущность некоторых физических явлений и сделать следующие открытия в теории электричества: электри­ческая дуга – в 1802 г. (В.В. Петров); закон Ома – в 1827 г. (Г. Ом); закон электромагнитной индукции – в 1831 г. (М. Фарадей); правила для электрической цепи — в 1845—1847 гг. (Г. Кирхгоф).

В 1876 г. П.Н. Яблочков применил переменный ток и изобрел трансформатор, а в 1887–1889 гг. Г.Р.Герц эксперимен­тально доказал существование электромагнитных волн. Трехфазная система переменного тока, трехфазные трансформатор и асинхронный двигатель были изобретены русским ученым М.О. Доливо-Добровольским. И это только некоторые из важнейших достижений науки об электричестве.

Широкое применение электроэнергии во всех областях жизнедеятельности человека объясняется тем, что электрическая энергия обладает ценными свойствами:

1) универсальностью, т.е. она легко преобразуется в другие виды энергии (тепловую, механическую, химическую, ядерную и др.);

2) возможностью передачи на большие расстояния с небольшими потерями;

3) легкостью дробления и распределения по потребителям любой мощности (от десятков тысяч киловатт до долей ватт);

4) легкостью регулирования (реостатами и др.) и контроля (счетчики и электроизмерительные приборы).

Современная цивилизация требует дальнейшего увеличения производства электроэнергии и со­вершенствования электротехнологий для использования во всех отраслях общественного производства. Но при использовании электрической энергии необходимо понимать, что электрический ток и напряжение представляют опасность для жизни человека.

Во-первых, следствием нарушения правил электробезопасности является электротравмирование человека, зачастую заканчивающееся летальным исходом. Доказано, что смерть человека может вызвать ток силой всего лишь 1мА. Электрический ток и напряжение в результате теплового воздействия вызывают на теле человека ожоги. Электродинамическое воздействие тока и напряжения на тело человека приводит к вывихам рук и ног, образованию рваных ран, разрывам внутренних тканей. Но основной причиной смерти человека в результате попадания под воздействие электрического тока и напряжения является остановка дыхания и сердца.

Во-вторых, токоведущие части электротехнических устройств, электроустановки, находящиеся под напряжением, технологические процессы, связанные со статической электризацией, представляют собой источники повышенной пожароопасности. Короткие замыкания в сетях электроснабжения, нарушение изоляции токоведущих частей электрообрудования и электрической проводки, образование электрических дуг в элементах электрооборудования, связанных с коммутацией, статическая электризация в различных процессах и аппаратах зачастую становятся причиной пожаров и взрывов.

Для того, чтобы правильно организовать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности электроустановок и технологических процессов, основанных на использования электрических явлений, а также грамотно применять методы и средства по устранению пожаров, возникших по причине нарушения правил электробезопасности будущему инженеру пожарной безопасности необходимо понимать природу электрических и магнитных явлений, их положительные и отрицательные проявления, знание назначения, устройства и принципа действия электротехнических устройств и их пожароопасности.

Кроме того, владение базовыми знаниями в областях электротехники и электроники позволяет специ­алисту рационально применять электротехнические и электрон­ные устройства на практике.

Таким образом, целью изучения дисциплины «Электротехника и электроника» является формирование у будущих инженеров пожарной безопасности теоретических знаний в области современной электротехники и электроники и практических умений по расчету, выбору и эксплуатации электротехнических и электронных устройств, необходимых для эффективного использования в будущей профессиональной деятельности.

Данная дисциплина является базовой для дальнейшего изучения таких специальных дисциплин как «Пожарная безопасность электроустановок», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Автоматизированные системы управления и связь», «Производственная и пожарная автоматика».

Для успешного освоения дисциплины необходимы знания, усвоенные при изучении общей физики, высшей математики, технической механики, материаловедения и инженерной графики.

Вопросы лекции:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объект, предмет и структура документоведения | Электродвижущая сила (20 мин.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.