Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слайд 6-7

А) доюстиниановский;

Классический (I-III вв. н. э.);

Предклассический (IV-I вв. до н. э.);

Архаический (VIII-IV вв. до н. э);

Слайд 5

Слайд 4

Интересно, что варвары, разграбившие и уничтожившие Рим, стершие с лица земли все культурные ценности, отбросив их за ненадобностью, тем не менее, восприняли римское право, приспособив его к своим потребностям.

Варвары дали толчок рецепции римского права – восприятие, заимствование в средние и последующие века категорий, терминов и конструкций римского права большинством развитых стран, ставшей основой процесса формирования современного права.

Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болонье возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве.

Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву.

В Италии римское право приобретает значение главного источника в конце XII в., во Франции с XIII в. оно распространяется на юг страны, на севере римское право применяется в качестве субсидиарного источника, в разрозненных германских государствах с XV в. (после падения суда шеффенов) именно римское право становится общим правом.

 

2. В развитии римского права можно выделить несколько периодов:

4) постклассический:

б) юстиниановский, или кодификационный (IV-VI вв. до н.) 1.

В основе деления на периоды положено два критерия:

а) доминирующий источник права;

б) круг субъектов правового регулирования.

1) В архаический период римское государство представляло небольшой город с прилегающими к нему поселками. Население делилось на две категории: коренное (квириты) и пришлое.

Пришлое население не обладало никакими юридическими правами. По-этому действующими нормами были охвачены отношения, субъектами которых являлись исключительно римские граждане – квириты. Отсюда и название права – квиритское право (ius quiritum).

Таким образом, квиритское право – это древнейшая и первая система римского права, его своеобразное ядро.

Его отличительными чертами являлись:

- строгий формализм: внимание обращалось на буквальное толкование существующей нормы, поэтому квиритское право еще известно как строгое право (ius stricti iuris);

- круг субъектов правового регулирования составляли отношения, возникающие исключительно между римскими гражданами – членами римской цивитас (общины), поэтому еще одно название данной системы права – цивильное право (ius civile);

- источники права – обычаи, законы.

Право этого периода сосредоточено в Законах XII таблиц (Leges duodecem libularum).

Законы XII таблиц – это основа и начало всего, римского права Высказывание Цицерона: «Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна книжица XII таблиц обилием пользы превосходит все библиотеки всех философов».

В 451 г. до н.э. по решению Сената была создана комиссия из 10 человек, уполномоченных записать существовавшие обычаи (decemviri consulari imperio Inyibus scribundis).

Децемвирами были избраны Аппий Клавдий, Тит Генуций, Публий Сестий, Луций Ветурий, Гай Юлий, Авл Манлий, Публий Сульпиций, Публий Куриаций, Тит Ромилий, Спурий Постумий.

Децемвиры трудились над составлением законов и в ответ на ожидание народа выставив десять таблиц, они призвали людей прийти на собрание и прочитать законы, предлагаемые ради благоденствия Рима, собственного их благополучия и счастья их детей.

Они сказали, что уравняли в правах всех – и лучших и худших, но предусмотрели лишь то, что позволяли способности десяти человек, а ведь многие люди сообща могут сделать больше.

Пусть, мол, каждый сам обдумает каждую статью, потом вместе обсудят и, наконец, сведут воедино, чего в какой статье с избытком, а чего недостает. Тогда у римского народа будут законы, принятые с общего согласия, а не одобренные по приказу.

Когда в соответствии с замечаниями, высказанными по каждой главе, свод законов стал казаться вполне выправленным, законы десяти таблиц, которые и сегодня, несмотря на целую гору нагроможденных друг на друга законов, остаются истоком всего публичного и частного права, передали для голосования по центуриям.

В 449 г. до н.э. десять таблиц законов были дополнены еще двумя. Они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены на Форуме. До нас Законы не дошли. Существующий текст – результат научной реконструкции на основе произведений различных авторов: Цицерон, Гай, Дионисий Галикарнасский и др.

Законы XII Таблиц – это, преимущественно, запись национальных римских обычаев, главным образом, в области имущественных и семейных отношений, в области правонарушений. О значимости этого сборника свидетельствует тот факт, что даже по истечении пятисот лет после принятия этого уложения, оно заучивалось школьниками наизусть.

Таблицы с первой по третью содержат правила ведения тяжбы («судоговорения») и исполнения судебного приговора. При этом поражает непомерная жестокость, с которой община предписывала обращаться с неисправным должником: «...В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им в вину» (таблица III).

Таблица IV посвящена взаимоотношениям в семье. Бросается в глаза неравенство лиц: отец (муж) наделяется широкими правами по отношению к детям (жене); о правах последних не упоминается. Так, отец вправе продавать своего ребенка и только трехкратная продажа ведет к эмансипации – освобождению от власти отца, муж праве изгнать жену, отобрав у нее ключи от кладовых.

В таблице V содержатся различные положения, относящиеся к наследованию и опекунству (вследствие природного легкомыслия, женщины слишком доверчивы и потому не могут управлять своими делами, следовательно, должны состоять под опекой; «если человек впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут агнаты или его сородичи»; «расточителю воспрещается управление принадлежащим ему имуществом»).

Таблица VI содержит правила, касающиеся способов приобретения права собственности на различное имущество (о договорах, об уступке собственности по приговору суда; о приобретательской давности и пр.); при этом, косвенным образом, приравнивается приобретение собственности нажену и на прочее движимое имущество.

В таблице VII помещены многие, совершенно казуистические правила о разграничении земельных участков и некоторые другие (о поземельных сервитутах, о переходе права собственности по договору купли-продажи).

Таблица VIII – это свод правил, касающихся правонарушений. Примечательно, что община не делает различия между правонарушениями (клевета, оскорбление, нанесение обиды) и серьезными преступлениями (поджог, кража, членовредительство), причем ростовщичество карается строже, чем явное воровство. Здесь обращает на себя внимание разнообразие санкций: и применение принципа талиона (око за око), и разнообразные штрафы, и присуждение к бесчестию, и самоуправство в виде убийства вора, застигнутого с поличным.

Таблица IX содержит положения о применении смертной казни. Таблица X – многочисленные ограничения, связанные с проведением ритуальных обрядов.

Таблица XI содержит запрет на браки между патрициями и плебеями (который Цицерон называет «самым бесчеловечным законом»).

Наконец, в таблице XII обнаруживаем разнообразные правила, связанные с судоговорением, с установлением ответственности за вред, причиненный подвластными или рабами.

К концу III в. до н.э. Рим превратился в сильнейшую средиземноморскую державу, были проведены, как результат борьбы патрициев и плебеев, внутренние реформы.

Это сразу же обнажило все недостатки действующего квиритского права: строгий формализм, ограниченный круг субъектов. Римляне достаточно быстро осознали пагубность сложившейся обстановки. И надо признать, что, устраняя недостатки действующего права, они поступили достаточно мудро.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Слайд 3 | Слайд 10
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.