Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие развития




Вопрос Становление дошкольной педагогики. Народная педагогика.

Воспитание как общественное явление принимает конкретные формы под влиянием педагогических идей, выдвигаемых и развиваемых в ту или иную историческую эпоху, поэтому оно во многом отражает результаты деятельности педагогов и просветителей.
Появление педагогики было вызвано потребностью в более эффективном воспитании подрастающих поколений. Выделение педагогики как специальной науки связано с необходимостью осмыслить уже накопившийся опыт воспитания детей, вывести из него определенные закономерности, найти наилучшие организационные формы, а также создать правила и руководства по воспитанию подрастающего поколения.
Обобщение опыта воспитания, несомненно, происходило даже в первобытном обществе, когда начали складываться определенные формы поведения, связанные прежде всего с ритуалами и обрядами, взаимоотношения старших и младших.
Педагогика как научная дисциплина начала формироваться в рабовладельческом обществе. Когда воспитание стало играть заметную роль в жизни общества, стали создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения, где особые лица должны были обеспечивать более планомерную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к жизни. Для выполнения этих обязанностей от воспитателей требовались педагогические умения и специальные знания. В чем же должны были заключаться эти знания и умения, отражающие обобщение уже накопленного опыта воспитания? Как и на что нужно было ориентироваться воспитателю в своей работе по формированию личности человека, подготовке его к жизни? Какие нужны учреждения для осуществления целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение? Ответы на эти вопросы и должна была дать педагогическая наука.
Педагогическая мысль стала оформляться вначале в виде отдельных суждений и высказываний о содержании и задачах воспитания, об отношении учащихся к учителю и нормах поведения; затем эти суждения и высказывания стали приобретать характер обобщений. Истоки теоретической педагогической мысли следует искать в недрах философии, которая с давних времен была известна как наука, занимающаяся осмыслением жизни, поиском ответов на вопросы о цели существования человека, его роли и месте в обществе, о подготовке к осуществлению своего назначения в жизни.
Философская мысль в рабовладельческом обществе получила значительное развитие. Стройные философские системы были созданы Сократом, Платоном, Аристотелем, Демокритом. В их системах значительное место отводилось воспитанию, выдвигались предложения о его совершенствовании.
В историю педагогической мысли яркие страницы вписаны великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским, французским просветителем Жан-Жаком Руссо, швейцарским педагогом Иоганном Песталоцци и др.
Существенное влияние на развитие педагогической теории оказали прогрессивные деятели дореволюционной России.
Основоположники революционно-демократической педагогики В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов выдвигали проекты, направленные на изменение дела народного просвещения в стране, требовали предоставления детям трудящихся равных прав на образование. Естественно, большая часть их предложений не получала поддержки царских чиновников и не была реализована. Но нельзя забывать, что в их трудах впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания стали связываться с необходимостью борьбы за преобразование общества.
Большую роль в развитии отечественной педагогической мысли сыграл великий русский педагог К. Д. Ушинский. Его теоретические взгляды изложены в капитальном труде «Человек как предмет воспитания». Методическое воплощение они получили в ряде созданных им учебных книг. В их числе широко известные «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.
Важное значение К. Д. Ушинский придавал воспитанию у детей чувства патриотизма, любви к родному языку как лучшему, выражению народности, формированию нравственных качеств, воспитанию уважения к труду. Он выступал против «забавляющей педагогики» и рассматривал учение как серьезный труд, требующий усилий и напряжения воли. К. Д. Ушинский разработал стройную дидактическую систему, детально рассмотрев структуру урока. Он выдвинул и обосновал целый ряд методических приемов и правил обучения, в том числе разработал звуковой аналитико-синтетический метод обучения чтению. Много сделал К. Д. Ушинский для совершенствования содержания и методики начального обучения, а также для подготовки учительских кадров.
Вопросами педагогической теории и организацией практического обучения и воспитания много занимался Л. Н. Толстой. Он создал школы для крестьянских детей, сам написал ряд учебников для школьников, в том числе «Новую азбуку» и учебник арифметики. В своих педагогических исканиях Л. Н. Толстой выражал протест против формализма и казенщины царской школы, призывал развивать творческие способности детей, уважать личность каждого ребенка.
Одновременно с развитием прогрессивной педагогической мысли, выражавшей интересы и стремления народных масс и находившей отражение в трудах и практической деятельности передовых педагогов, продолжала развиваться народная педагогика. Народная мудрость и поучения в области трудового, нравственного и эстетического воспитания находили отражение в сказках, былинах, пословицах, поговорках, загадках, играх и танцах, песнях, праздничных обрядах, а также в традициях семейного воспитания. Народная педагогика способствовала сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению мудрости и ясности суждений людей труда. Наряду с прогрессивными педагогическими идеями прошлого она послужила одним из источников формирования основ педагогики социалистического общества.

Практически до начала XVII в. педагогика (в том числе и дошкольная) существовала как система философских знаний. Как самостоятельную науку педагогику вычленил английский естествоиспытатель и философ Френсис Бэкон. Он и ввел собственно термин "педагогика". Вслед за ним педагогику как самостоятельную науку признал вьщающийся чешский ученый и философ Я. А. Коменский, изложив ее основные постулаты в трудах "Всеобщий совет", "Великая дидактика", а целостная система дошкольного образования и воспитания представлена в его книге "Материнская школа". В своих научных трудах он отразил цели и задачи, формы и методы воспитания и обучения. Среди них особенно важны следующие: цель воспитания — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.

Составные части воспитания:
-религиозное;
-нравственное;
-научное образование;
-осознание значимости единства общего и индивидуального, целого и частного в воспитании и развитии, а также социального воспитания;
-всестороннее развитие личности;
-изучение законов духовной жизни и соответствие им педагогических воздействий;
-единство обучения и воспитания;
-соблюдение принципа последовательности и постепенности, соответствия источников обучения воз
расту ребенка;
-осознание единства трех источников познания: веры, чувства и разума.

По мере развития педагогической науки ее постулаты дополнялись идеями ученых и философов (Джон Локк, Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци). Последователем идей Я. А. Ко-менского стал основоположник российской педагогики К. Д. Ушинский. Он отмечал важность трудового воспитания как ведущего фактора развития индивидуума, целью воспитания видел формирование творческой и активной личности, подготовку ребенка к умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. С его идеями перекликаются утверждения более поздних педагогов (Е. И. Ильина, В. Ф. Шаталова, С. И. Лысенкова), которые утверждают, что важнейшая задача педагогики состоит в том, чтобы привить ребенку позитивное отношение к труду, людям, творчеству.
Существенный вклад в развитие педагогической науки внесли такие видные российские ученые, как И. П. Подласный, Ф. А. Фрадкин, В. В. Краев-ский. Современные педагоги определяют дошкольную педагогику как науку о взаимосвязи обучения, образования и воспитания, направленных на всестороннее развитие личности.
Основные педагогические понятия

Всякая наука связана с определенным кругом понятий и категорий, характеризующих сущность, связи и отношения изучаемых данной наукой явлений.
Основными педагогическими понятиями являются: воспитание, обучение, образование.
В современной педагогике можно встретить употребление понятия воспитание в трех значениях:
в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и всех общественных институтов;
в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательном учреждении и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс;
в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная работа, направленная на формирование определенных черт и качеств личности, взглядов и убеждений воспитуемых.
Рассмотрим последовательно каждое из этих значений.
История воспитания и формирования педагогической мысли показывает, что воспитание, исследованием закономерностей которого занимается педагогическая наука, является очень широким общественным явлением.
А. С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка».
На формирование растущего человека оказывают влияние семья, детский сад, школа, общественные организации, все социальное окружение, которое формирует человека как личность, способствует осознанию им себя как члена общества.
Когда имеется в виду вся эта сумма влияний, идущих от социальной среды и созданных обществом учреждений, то говорят о воспитании в самом широком - социальном - смысле.
Непосредственной областью педагогики как науки является воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений, специально создаваемых обществом для обеспечения целенаправленной и планомерной подготовки подрастающих поколений к жизни.

Воспитание как специально организованный процесс в системе учебно-воспитательных учреждений осуществляется под руководством особых, выделяемых обществом людей - учителей, педагогов, воспитателей. Оно включает в себя и обучение, т. е. вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, и собственно воспитание.

Под воспитанием в более узком смысле подразумевается формирование определенных черт и качеств человека, его взглядов, убеждений.

Образование предполагает овладение определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков. Этот объем всегда определялся уровнем развития производительных сил общества. Понятие «образованный человек» было неодинаковом в разные исторические эпохи и периоды развития общества. Уровень общественно необходимых знаний повышается по мере развития общества, роста его производительных сил.
Образование, получаемое человеком, включает знания, умения и навыки, как приобретаемые на учебных занятиях и в процессе разнообразной внеучебной воспитательной работы, которая проводится учебным заведением, так и формирующиеся вне школы на основе самообразования.
Под обучением понимается вооружение детей знаниями, умениями, навыками, а также способами познавательной деятельности, осуществляемое под руководством педагога в процессе занятий.
Обучение - понятие более узкое, чем образование. Обучение является основным способом, обеспечивающим овладение систематизированными знаниями, умениями, навыками.
При рассмотрении педагогических явлений, связанных с обучением, употребляются понятия: знания, умения, навыки.
Так, знания представляют собой усвоенную детьми познавательную информацию, которая включает конкретные факты, правила, законы и закономерности, устанавливающие связи между фактами и явлениями. Умение - это сформированная у детей способность совершать определенные действия на основе полученных знаний. Умение проявляется в деятельности.
Навык представляет собой автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Навык формируется в результате многократного выполнения определенных действий.

Развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социального созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т. д.

В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.
Социальное развитие ребенка, осуществляющееся в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т. д.
В ходе развития происходит превращение ребенка как биологического индивида в человека как личность — члена человеческого общества.
Развитие человека — это не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков.

Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. При воздействии внешних влияний на внутренние процессы постоянно возникают противоречия: например, между новыми потребностями и возможностями ребенка. Наличие противоречий является главной движущей силой развития человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.