Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы развития экономической науки




Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Ксенофонт (445 – 355 гг. до н.э.) составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикс», что можно перевести как «Домострой», т.е. «искусство (законы) управления домашним хозяйством». Он писал, что «экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство».

По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Понятие «экономика» превращается в политическую экономию. Сам термин «политическая экономия» впервые применил французский экономист Антуан Монкретьен (1575 – 1622) в своей работе «Законы общественного хозяйства». Политэкономия становится наукой о законах общественного хозяйства.

Политэкономия очерчивает свой предмет по мере зарождения капитализма. Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с золотом, которое стало олицетворением богатства. Поэтому первым учением стал Меркантилизм. Его сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения. Меркантилизм прошел два этапа. На раннем этапе: ( 15 – начало 16 веков) он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. Поздние меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. В отличии от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма. Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России – Ордын-Нащокин, Петр I, И.И. Посошков и др.

Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу отражается в теории: доказывается, что истинным богатством является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Европа того времени была еще аграрной страной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являлись представителями школы физиократов, которая сформировалась во Франции в середине 18 века и была французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был Франсуа Кенэ. Представители: Тюрго, Дюпон де Немур, Мирабо.

Родоначальником классической политэкономии в Англии был Уильям Петти. Самыми яркими представителями классической политэкономии были Адам Смит и Давид Рикардо. В 1776 году А. Смит выпустил книгу «Исследования о природе и причине богатства народов». Основные идеи А.Смита: 1. минимальное вмешательство государства в экономику; 2. Рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. в условиях конкуренции. Эти экономические регуляторы (спрос, цену, предложение, а главное – конкуренцию) он назвал «невидимой рукой».

Заслуги классической школы:

1. главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения.

2. раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров.

3. доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4. выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

В начале второй половины 19 века классическая политэкономия распалась на две ветви: марксизм и маржинализм.

Основателем марксизма был Карл Маркс. Главный его труд – Капитал. Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается эксплуатацией пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства. Маркс считал, что накопление капитала закончится обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия настолько серьезны, что рыночный механизм с ними не справится.

Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России. Оно было подхвачено Г.В. Плехановым, В.И., Лениным, М.А. Бакуниным. Марксизм обрел монополию на истину, которая как всякая монополия чревата застоем.

Маржинализм, в отличие от марксизма, абстрагировался от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации. Его представители: К. Менгер в Австрии, У. Джевонс в Англии, Л. Вальрас в Швейцарии. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть нетральность своих исследований, они даже отказались от термина «политэкономия» в пользу «экономикс». Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, издавший книгу «Принципы экономики».

В 90-е годы 19 в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Д. Рикардо, в результате чего она выиграла и стала называться Неоклассической системой. Ее представители: Д. Кларк; А. Маршалл, А. Пигу. Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследований считали «чистую экономику» вне зависимости от общественной формы ее организации, а объектом исследования – поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход получил название микроэкономического.

Позже маржинализм впитал в себя теорию Дж. Кейнса, согласно которой рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому требуется государственное вмешательство. В отличии от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. Такой подход получил название макроэкономического, а созданное им направление, изложенное в книге «Общая теория занятости, процента и денег», - Кейнсианство.

Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает Институционально-социологическое направление. Его представители: Т. Веблен, У. Митчелл, М. Вебер и др. Согласно этой теории характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок – лишь часть их. Они выработали идеал общества «социального благоденствия», в котором должны присутствовать: социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства

Весь спектр современных подходов хорошо отражает классификация, предложенная Б. Кларком. Она позволяет не только отразить многообразие современных подходов, но и отметить точки их соприкосновения и взаимного перехода.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.