КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общественных объединений, в том числе политических партий
Вопрос 3. Производство по государственной регистрации Вопрос 2. Производство по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
«Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц» (ст. 51 ГК РФ). Данная разновидность административного производства также регулируется: федеральными законами — от 8 августа 2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 21 марта 2002 г. «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», постановлениями Правительства Российской Федерации: от 17 мая 2002 г. «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», от 19 июля 2002 г., утвердившим «Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», от 19 июня 2002 г. «Об утверждении форм документов используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению», от 19 июня 2002 г., утвердившим «Порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации», от 19 июня 2002г., утвердившим «Положение о порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц». Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, реализующим предоставленные ему полномочия на основе Конституции Российской Федерации и Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Государственная регистрация юридических лиц осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочий дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно либо направляются почтовым отправлением с соблюдением установленного порядка. Требования к оформлению документов, представленных для государственной регистрации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Уполномоченными лицами могут быть следующие физические лица: — руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени юридического лица; — учредитель (учредители) юридического лица при его создании; — руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; — конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; — иное лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Федеральными законами может устанавливаться специальная регистрация отдельных видов юридических лиц. Важной особенностью названного закона является то, что он предусматривает дифференцированное регулирование порядка государственной регистрации юридических лиц, выделяя следующие варианты общего регистрационного производства этих субъектов. А. Государственная регистрация юридических лиц при их создании. В этом случае уполномоченное лицо представляет в регистрирующий орган следующие документы: — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федераций требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопроса о создании юридического лица; — решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, — учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); — выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя; — документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа— по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Б. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) может быть осуществлена при представлении следующих документов. — подписанного заявителем заявления о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении должно быть подтверждено, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизаций юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; — учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии); — решение о реорганизации юридического лица; — договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами; — передаточный акт или разделительный баланс; — документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации. В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридических лиц путем слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной. В. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, осуществляется на основе представления документов, к которым относятся: — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесений изменений в учредительные документы юридического лица; — решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; — документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица. Г. Производство по государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией начинается с уведомления, которое в трехдневный срок обязаны направить в регистрирующий орган учредители (участники), принявшие решение о ликвидации юридического лица. К уведомлению прилагается решение о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Для государственной регистрации при ликвидации юридического лица представляются следующие документы: — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; — ликвидационный баланс; — документ об уплате государственной пошлины. При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются: — определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства; — документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица. Важнейшим условием осуществления административного производства (по государственной регистрации юридических лиц) является ведение государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, содержащим следующие сведения и документы о юридическом лице: а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В установленных случаях — на языке народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке; б) организационно-правовая форма; в) адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях юридического лица; е) копии учредительных документов юридического лица; ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц прекративших свою деятельность в результате реорганизации; з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации); к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом. Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Д. Производство по государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Это новая разновидность административной процедуры, предусмотренной законодательством, с помощью которой осуществляется регистрация физических лиц— граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, намеревающихся заняться предпринимательской деятельностью. Основные правила о государственной регистрации названных субъектов состоят в следующем. 1. Физическое лицо при государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя представляет в регистрирующий орган: — подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; — копию основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации); — копию документа, установленного федеральным законом или признанного в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя; — копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; — копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства); — подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если в документе, удостоверяющем личность заявителя, не содержатся сведения о таком адресе); — нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физические лицо, о котором идет речь, является несовершеннолетним); — документ об уплате государственной пошлины. 2. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документы представляются в регистрирующий орган физическим лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день получения их регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. 3. Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. 4. Действующее законодательство предусматривает порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, по следующим основаниям: — в связи с принятием физическим лицом решения о прекращении данной деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; — в связи со смертью предпринимателя; — в связи с принятием судом решения о признании данного индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); — в связи с вступлением в силу приговора суда, которым данному лицу назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; — в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации. 5. Действующее законодательство предусматривает ведение Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В нем содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе: а) фамилия, имя, в случае, если имеется, отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации); б) пол; в) дата и место рождения; г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается — «лицо без гражданства»); д) место жительства в Российской Федерации; е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации; ж) вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, либо лица без гражданства; з) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации; и) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации; к) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; л) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми к общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Закон предусматривает право регистрирующего органа обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность отказа в государственной регистрации, а также ответственность за нарушение порядка государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается в случае. — непредставления определенных законом о государственной регистрации необходимых для этой процедуры документов; — представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные законом. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней, как это предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного законом, а также за отказ в представлении или за несвоевременное представление сведений, содержащихся в государственном реестре, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации При этом установлено, что регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине. В свою очередь за непредставление или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица также несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. При этом регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц
Процессуальные аспекты государственной регистрации общественных объединений регулируются федеральными законами, например: от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», от 25 июля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г., утвердившим «Положение об аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) по различным видам спорта», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. «Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации». Действующим законодательством установлено, что для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка регистрации общественных объединений различных видов. Производство по делам о государственной регистрации общественных объединений строится на основе следующих важнейших положений. 1. В зависимости от масштаба деятельности общественной организации решение о ее государственной регистрации принимается: а) при государственной регистрации общероссийского или международного общественного объединения — Министерством юстиции Российской Федерации; б) при государственной регистрации межрегионального общественного объединения — территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; в) при государственной регистрации регионального или местного общественного объединения — территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае избрания граждан, достигших 18 лет, в руководящие органы указанных объединений. Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации. 2. Государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа юстиции в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае права юридического лица указанное отделение приобретает с момента государственной регистрации общественного объединения. Для государственной регистрации общественного объединения в Министерство юстиции Российской Федерации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: — заявление о государственной регистрации, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, с указанием их фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов; — устав общественного объединения в трех экземплярах; — выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; — сведения об учредителях; — документ об уплате государственной пошлины; — сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; — при использовании общественным объединением личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочия на их использование; — опись документов, представленных на государственную регистрацию общественного объединения. Указанные документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Устав общественного объединения должен предусматривать: 1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. В уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам: а) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Выписка должна отражать следующие данные: дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания; список учредителей — участников учредительного съезда (конференции) или общего собрания с указанием их фамилий и инициалов; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т. д.); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола; б) сведения об учредителях — гражданах: фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, адрес постоянного местожительства, паспортные данные. Указанные сведения заверяются личными подписями учредителей. Все экземпляры устава представляются в оригиналах. В отношении общественных объединений — юридических лиц, которые могут входить в состав учредителей наряду с физическими лицами, в сведениях об учредителях указываются следующие данные: официальное полное название общественного объединения, включающее указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности, указание номера свидетельства о регистрации; юридический адрес и местонахождение его постоянно действующего руководящего органа; в) документ об уплате регистрационного сбора. В Министерство юстиции Российской Федерации общественным объединением представляется в надлежащем оформленном виде платежное поручение или иной документ банка, подтверждающего уплату регистрационного сбора в федеральный бюджет Российской Федерации за регистрацию общероссийского или международного общественного Объединения, а также организаций, отделений иностранных общественных объединений; г) документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению. Этот документ может быть оформлен в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его местонахождение. Предоставление юридического адреса общественному объединению по месту жительства гражданина по закону не влечет за собой отказ в государственной регистрации общественного объединения; д) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие полномочия на их использование. Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование ими символики, защищенной законодательством Российской Федерации, могут быть: регистрационное свидетельство государственного патентного ведомства Российской Федерации, решения судебных органов и другие правоустановительные документы. Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, являются решения по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения. 3. Документы на государственную регистрацию представляются в Министерство юстиции Российской Федерации членами постоянно действующего руководящего органа или его представителями либо направляются в регистрационный орган почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения в течение трех месяцев со дня учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Датой представления учредительных документов в регистрирующий орган является дата их поступления в Министерство юстиции Российской Федерации. 4. В порядке подготовки к государственной регистрации орган юстиции анализирует поступившие документы с точки зрения: — соответствия их Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «Об общественных объединениях», федеральным законам об отдельных видах общественных объединений; — соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов; достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документах; — соответствия названия общественного объединения требованиям закона; — наличия в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальный орган в необходимых случаях осуществляют проверку учредительных документов и других материалов, представленных для государственной регистрации общественного объединения, которая предполагает: — получение для ознакомления у обратившегося за государственной регистрацией общественного объединения подлинных экземпляров учредительных документов и иных дополнительных материалов; — получение справок и объяснений от представителей общественного объединения и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения; — направление запросов в государственные органы и общественные объединения; — получение заключений специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией общественных объединений; — совершение иных действий, вытекающих из требований закона. 5. Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальный орган обязаны в месячный срок со дня подачи заявления рассмотреть его, принять решение о государственной регистрации и рыдать свидетельство о государственной регистрации общественного объединения с подтверждением факта внесения записи в Единый Государственный реестр юридических лиц, либо отказать ему в государственной регистрации и выдать заявителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке. Решение о государственной регистрации общественного объединения оформляется в виде заключения и утверждается распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа. Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ. Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном законом. 6. Решение о государственной регистрации общественного объединения оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа. На основании решения о государственной регистрации общественному объединению присваивается регистрационный номер с внесением его в Единый государственный реестр юридических лиц, который ведется Министерством юстиции Российской Федерации. Зарегистрированному общественному объединению выдается свидетельство установленного образца. Для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях» и другими законами; — проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; — учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; — осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; — участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах). В 2002 г. Федеральный закон «Об общественных объединениях» пополнился нормой, регулирующей права общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Это общественное объединение имеет право: — свободно распространять информацию о своей деятельности; — проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; — представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; — осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений; — выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. 7. В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям: — если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, положениям ст. 16, 19, 20, 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» и законам об отдельных видах общественных объединений; — если представлен неполный перечень учредительных документов или они оформлены в ненадлежащем порядке; — если ранее зарегистрировано общественное объединение с тем же названием, которое осуществляет деятельность в пределах той же территории; — если установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация; — если название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Отказ в государственной регистрации общественного объединения оформляется в виде заключения, утвержденного уполномоченным должностным лицом Министерства юстиции Российской Федерации или его территориального органа. Об отказе в государственной регистрации общественного объединения заявителям сообщается не позже месячного срока со дня подачи заявления в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного общественного объединения. В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу. Крайней мерой, применяемой к общественному объединению, является его ликвидация. Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: — нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; — неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям. Заявление в суд о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения по указанным основаниям вносится Генеральным прокурором Российской Федерации Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд. Действующее законодательство предусматривает основания, при наличии которых деятельность общественного объединения может быть приостановлена, а также основания для ликвидации этого объединения. Как установлено ст. 42 Федерального закона «Об общественных объединениях», в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанным основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией. В отличие от неполитических общественных объединений, действующее законодательство предусматривает, что политические общественные объединения, и прежде всего политические партии, подлежат государственной регистрации в обязательном порядке. Основные правила, регулирующие порядок государственной регистрации политических партий, закреплены ст. 15-20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях». Политическая партия может быть создана на ее учредительном съезде либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде этих общественных объединений. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек. Оргкомитет уведомляет в письменной форме Министерство юстиции Российской Федерации о своем намерении создать политическую партию, указывает ее предполагаемое наименование и направляет документы, предусмотренные законом «О политических партиях». Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в день получения уведомления и иных документов оргкомитета выдает его уполномоченному лицу документ, подтверждающий их представление. Оргкомитет в течение месяца со дня выдачи ему указанного документа публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующих документов. Оргкомитет самостоятельно определяет и организует свою деятельность. В течение срока своих полномочий он готовит, созывает и проводит учредительный съезд политической партии, после чего прекращает свою деятельность В случае если оргкомитетом в течение срока своих полномочий не будет проведен учредительный съезд политической партии, организационный комитет прекращает свою деятельность В соответствии с законом государственной регистрации подлежат политические партии и их региональные отделения. Политическая партия и ее региональное отделение осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Документом, подтверждающим государственную регистрацию политической партии или ее регионального отделения, является свидетельство о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации. Документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются в Министерство юстиции Российской Федерации не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации, или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании. Для государственной регистрации политической партии, созданной на ее учредительном съезде, представляются следующие документы: а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов; б) устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии; в) программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами; г) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда о создании политической партии, о принятии устава политической партии, ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатов голосования; д) документ об уплате регистрационного сбора; е) документ о предоставлении юридического адреса, политической партии; ж) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения Учредительного съезда политической партии; з) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии. Закон устанавливает также перечень документов, представляемых для государственной регистрации регионального отделения политической партии. Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган при установлении соответствия документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, требованиям закона, принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о политической партии или ее региональном отделении и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии или ее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом, в случае если не принято решение об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления о государственной регистрации. Сведения о создании и ликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодических печатных изданиях. Образцы документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения, утверждаются федеральным регистрирующим органом, публикуются в «Российской газете», а также размещаются на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования в течение месяца после их утверждения. После проведения учредительного съезда политическая партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования. «Российская газета» обязана в течение месяца после представления указанных положений на безвозмездной основе опубликовать основные положения программы политической партии в объеме не менее двухсот газетных строк. Политической партии может быть отказано в государственной регистрации, если: — положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам; — наименование и (или) символика политической партии не соответствует требованиям закона о политических партиях; — не представлены документы, необходимые для государственной регистрации политической партии; — федеральным регистрирующим органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партией документах информация не соответствует требованиям федерального закона о политических партиях; — нарушены установленные законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии. В случае принятия регистрирующими органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения документов с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения. Отказ в государственной регистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявление политической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа в государственной регистрации рассматриваются судом в течение месяца со дня подачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения не является препятствием для повторных представлений документов в регистрирующие органы для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения при условии устранения оснований, вызвавших такой отказ. Регистрирующие органы на основе действующего законодательства осуществляют контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законов Российской Федерации, а также за соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий. Осуществляя контроль, регистрирующие органы вправе: а) не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии; б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятий (в том числе в съездах, конференциях или общих собраниях) по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов; в) выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии; г) вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения. В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «О политических партиях», иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа. В случае приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения как учредителя средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетов по трудовым договорам (контрактам). Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает два пути ликвидации политической партии, по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае. а) невыполнения требований п. 1, 4 и 5 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях»; б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии; в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со ст. 37 Федерального закона «О политических партиях»; г) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее ста членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации; д) отсутствия необходимого числа членов политической партии — не менее 10 тыс. членов, как это предусмотрено п. 2 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях». Политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом Отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением деятельности либо незаконной ее ликвидацией.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |