КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Группа развитых стран
Структура международной экономики. В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социальноэкономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС. В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку. Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран. Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня. Развитые страны — это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44% мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) — это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них харак терны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28% мирового ВВП. Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго - Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста. Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии — Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке — Чили и другие Южно и Центрально американские страны. В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 — в Азии, 4 — в Океании, 1 — в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран — не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления. Группа стран с переходной экономикой К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Такой переход происходит с 1980—1990х гг. Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм) На страны с переходной экономикой приходится около 17— 18% мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики — более 4% (в том числе на Россию — около 3%), Китай — около 12%. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы. В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики. В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, относительно высокий уровень развития большинства из них. Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу. Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается. Открытость национальных экономических систем Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития нескольких последних десятилетий является последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, ориентированной на внешний рынок. Открытой называют национальную экономику, естественным путем интегрированную в мировое хозяйство, достаточно полно реализующую преимущества международного разделения труда, активно использующую различные формы мирохозяйственных связей, выработанных современной практикой. Это такая экономика, все субъекты экономических отношений которой могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и факторов производства. Обратим внимание на то, что, как это следует из вышесказанного, необходимо различать понятия открытости экономики и свободы торговли. Понятие открытости экономики шире понятия свободы торговли и включает помимо собственно торговли товарами и услугами свободу передвижения между странами факторов производства (трудовых ресурсов, капитала, информации), а также взаимообмен национальными валютами.Переход конкретной национальной экономики к политике открытости обеспечивает стране: 1) углубление специализации, а следовательно, и кооперации, что ведет к росту производительности, эффективности труда; 2) распространение мирового опыта через систему развитых международных отношений; 3) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый на мировом рынке; 4) рост благосостояния населения страны. Отмечая основные преимущества, которые обеспечивает политика открытой экономики, необходимо также обратить внимание на то, что открытость экономики не является синонимом бесконтрольности и вседозволенности во внешнеэкономических связях государства и, конечно, не означает открытости границ. Более того, открытая экономика требует существенного вмешательства государства в международные экономические отношения страны. Целью такого вмешательства должно быть последовательное отстаивание экономических интересов своей страны, обеспечение конкурентоспособности, эффективности национальной экономики, обеспечение национальной безопасности страны. Исходя из этих критериев должны решаться проблемы оптимизации структуры экспорта и импорта, движения капитала, таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политики. В результате государство оказывает существенное влияние не только на масштабы, но и на формы взаимодействия национальной экономики с внешним миром, с мировым хозяйством. В качестве количественных индикаторов степени открытости конкретной национальной экономики чаще всего используются следующие экономические показатели: 1) экспортная квота; 2) импортная квота; 3) объем "чистого" экспорта; 4) внешнеторговая квота. Рассчитываются они следующим образом. 1. Экспортная квота: XQ =X/ ВНП, где X - объем экспорта страны за год, ден. ед.; ВНП - объем годового валового национального продукта, ден. ед. 2. Импортная квота: MQ = М/ ВНП, где М - годовой объем импорта страны, ден. ед. 3. "Чистый" экспорт: XN= Х - М. 4. Внешнеторговая квота: ВТК = ВТО / ВНП, где ВТО - внешнеторговый оборот страны за год, рассчитываемый как сумма объемов экспорта и импорта в стоимостном выражении. Все рассмотренные выше показатели, за исключением "чистого" экспорта, могут быть рассчитаны и в процентах. Для этого результаты соответствующих расчетов необходимо умножить на 100. Основными факторами, влияющими на степень открытости экономики, масштабы и интенсивность экономических связей национальных хозяйств, являются следующие. П е р в ы й ф а к т о р – это уровень экономического развития страны, который принято измерять величиной национального дохода, приходящегося на душу населения. Первостепенное значение этого фактора не может вызывать сомнений, так как величина производственного и личного потребления в стране прямо зависит от объема национального дохода страны. И чем больше национальный доход на душу населения, тем шире возможности развития экономических связей с другими странами. При этом экономисты отмечают следующую закономерность: чем больший удельный вес в структуре национального продукта имеют базовые отрасли (энергетика, металлургия, горнорудная и т. д.), тем меньше участие страны в международном разделении труда, тем меньше открытость национальной экономики. В т о р о й ф а к т о р – это степень развития структуры национального (общественного) продукта. Зависимость между структурой общественного продукта и интенсивностью внешних (а также и внутренних) экономических связей (потоков) такова: чем более дифференцирована структура производства, тем более интенсивными (при прочих равных условиях) могут быть эти связи, и наоборот, чем менее дифференцирован общественный продукт, тем слабее интенсивность этих связей, так как тогда нет условий для широких потоков товаров и услуг внутри хозяйства данной страны и между странами. Международные экономические связи долгосрочны и прочны лишь тогда, когда товарная структура как экспорта, так и импорта дифференцирована, а степень обработки обмениваемых товаров велика. Вообще существует прямая зависимость между объемом национального дохода, приходящегося на душу населения, и развитостью структуры общественного продукта, но это не "жесткая" связь, так как в ее пределах могут быть весьма большие отклонения. Т р е т и й ф а к т о р – это наличие в стране производственных ресурсов, понимаемых здесь, главным образом, как природные ресурсы, необходимые для производства сельскохозяйственного сырья, а также полезных ископаемых. Причем если воздействие первых двух факторов на интенсивность внешних экономических связей проявляется лишь при определенном уровне промышленного развития, то обладание запасами сырья и сельскохозяйственными ресурсами играет определенную роль и в условиях недостаточно развитой экономики. Четвертый фактор связан с характером внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок способствует расширению экономических связей с другими странами, так как обеспечивает реализацию продукции даже крупномасштабного производства внутри страны. Богатый внутренний рынок с дифференцированным спросом - это обязательное условие полноценного функционирования национальной экономики на внешнем (мировом) рынке. Одной из отличительных особенностей функционирования открытого мирового хозяйства второй половины XX в. является рост интенсивности международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между отдельными странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными организациями и фирмами. В настоящее время в структуру международных экономических отношений в самом общем случае входят: международное разделение труда; международная торговля товарами и услугами; международная миграция рабочей силы; международное движение капиталов; международный обмен научно-техническими знаниями; международная экономическая интеграция; международные валютно-финансовые и кредитные отношения. Отличительная особенность современного экономического развития — опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства. Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национальногосударственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) — с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма. Открытая экономика — это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства. Один из важных критериев открытой экономики — благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью. Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |