КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних
Профилактика правонарушений (куда входят и преступления) несовершеннолетних как непрерывно действующий процесс имеет следующие основные последовательные этапы, характеризуемые взаимосвязанными мероприятиями. По примерным оценкам, полное использование возможностей каждого этапа позволило бы предотвращать до 60-65% преступлений несовершеннолетних из фактически совершаемых. Итак, начальным этапом является ранняя профилактика, за ним следуют этапы: непосредственная профилактика преступлений (на момент предпреступного поведения) и профилактика повторных преступлений (рецидива). Меры раннего предупреждения преступлений заключаются в следующем: - предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия, оказания социальной помощи в различных ее формах, своевременных для их восстановления; - устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жизни и воспитания несовершеннолетних; - целенаправленная корректировка неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализация условий и оздоровления среды жизни и воспитания конкретных подростков. К числу мер ранней профилактики относятся: вовлечение родителей в педагогический всеобуч; устройство детей в интернат, группу продленного дня, назначение шефа; помощь из фонда всеобуча; беседы о правах и обязанностях родителей; рассмотрение компетентными органами материалов о ненадлежащем выполнении родительских обязанностей; направление на лечение и т. д. Во взаимодействии с учебными заведениями, органами самоуправления и общественными объединениями выявление семей, нуждающихся в помощи, и семей, в отношении которых необходимо принять меры воздействия в целях обеспечения нормальной обстановки, осуществляют органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним. При невыполнении родителями воспитательных обязанностей к ним могут быть приняты такие меры, как: разъяснение обязанностей, предостережение, вынесение общественного порицания, наложение штрафа. В отношении злостных нарушителей родительских обязанностей может быть поставлен судом вопрос об ограничении дееспособности, изъятия детей или о лишении родительских прав. Суд вправе выселять лиц, создающих невозможные условия для совместного проживания с ними детей. Взрослые, пытающиеся вовлечь несовершеннолетних в преступления, пьянство, иные формы антиобщественного поведения, привлекаются к уголовной ответственности. Раннее предупреждение преступлений несовершеннолетних осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер (например, запрет порнографических фильмов и печатных произведений, продажи алкогольных напитков детям и подросткам), а также с помощью правовой и педагогической пропаганды. Меры непосредственного предупреждения необходимы, если на предыдущем этапе не было предотвращено формирование у несовершеннолетнего склонности к правонарушениям, и он начал их совершать. На данной ступени также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды. Вместе с тем существенно интенсифицируется воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости и меры правового характера. Служба социальной защиты и помощи, специализированная служба органов внутренних дел и специализированные формирования общественности выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают нарушения общественного порядка, мелкие кражи, принимают участие в выпивках, азартных играх и т.д., а равно ведут работу по исправлению самих этих лиц. Привлекаются к ответственности (административной, уголовной и др.) лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние. К административной, общественной, гражданско-правовой (возмещение ущерба) ответственности могут быть привлечены и родители либо лица, их заменяющие, если будет установлена их вина в безнадзорности. Меры в отношении самих несовершеннолетних, замеченных в правонарушениях непреступного характера, включают: - постановку на учет в органах, осуществляющих, профилактику преступлений несовершеннолетних, длящуюся воспитательную работу и контроль (в том числе через общественных воспитателей); - общественное воздействие; - устройство в возрождаемые студенческие строительные отряды, в спортивно-трудовые лагеря и клубы. В частности, опыт взаимодействия школ со специализированными районными клубами и спортивно-трудовыми лагерями показал, что удается за лето преодолеть отставание даже учащихся, не успевающих по двум-трем предметам, и тем самым устранить их отчуждение от школы; - воздействие через органы, рассматривающие административные правонарушения несовершеннолетних (предупреждение, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, передача под надзор, помещение в специальные воспитательные учреждения); - гражданско-правовые меры (взыскание ущерба). Меры предупреждения рецидива включают: а) деятельность специализированных инспекторов уголовного розыска, следователей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними (например, внесение представлений, частных определений); использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства; б) своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее судимых подростков; в) правовая и моральная подготовка к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению; трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из места лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишением свободы, и контроль за их поведением. В этих целях работа ведется сотрудниками мест лишения свободы, общественными воспитателями; организуются проверки прокуратурой и органами социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним, принимаются упомянутые выше меры оздоровления среды и т. д. Широкое применение к несовершеннолетним условного осуждения и отсрочки исполнения приговора обусловливает особую важность для предупреждения рецидива систематического контроля за соблюдением осужденными общественного порядка и принятых обязательств; своевременной постановки вопросов об обращении приговора к исполнению в случае злостных нарушений, допущенных осужденными. Деятельность всех органов и организаций, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, координируется для того, чтобы не допустить дублирования и обеспечить четкое размежевание компетенции, осуществление совместных мероприятий, обмен информацией. С учетом специфики борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних в координации на этом и других этапах профилактики участвуют в необходимых пределах (например, обмен информацией, совместное обсуждение положения дел, совместные мероприятия) наряду с правоохранительными органами также органы социальной защиты и помощи семье и несовершеннолетним, молодежные и профсоюзные организации, органы общего и профессионально-технического образования, здравоохранения, добровольные фонды, общественные объединения по месту жительства и др.
[1] См.: Невинная И. У семи нянек дитя без надзору // Рос. газета, 2002, 22 янв. [2] См.: Смолякова Т. Проблема перестала быть беспризорной // Рос. газета, 2002, 16 янв. [3] См.: Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980. С.38. [4] См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1969. С.51. [5] См. об этом: Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и ее профилактика. – М.: МВШМ МВД РФ, 1992. С.83. [6] См.: Долгова А.И. Личность преступника // Понятия советской криминологии. Методическое пособие. – М., 1985. С.51. [7] См.: Бейсебаев К.М., Крюкова Н.И., Рябис Л.А. Антиобщественное поведение и личность несовершеннолетнего правонарушителя. – М., 1982. С.15-16. [8] См.: Криминология и профилактика преступлений. Учебник / Под ред. А.И. Алексеева. – М.: МВШМ МВД СССР, 1989. С.329. [9] См. об этом подробнее: Жеребенков В.А., Огай С.Г. Изучение преступности несовершеннолетних девушек и организация индивидуальной профилактики. Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. С.7-14. [10] См.: Жеребенков В.А. Огай С.Г. Указ. работа. С.7-10. [11] См.: Шмелева Е. Заработай больше родителей // Рос. газета, 2003, 29 мая. [12] См. об этом: Криминология и профилактика преступлений. Учебник. С.329-330. [13] Ушинский К.Д. Собр. соч. – М., Л., 1959. Т.2. С.63. [14] См.: Счастье в довесок (почему современная педагогика игнорирует заветы Ушинского). Рос. газета, 2003, 6 авг. Кроме того, см.: Сабов А. Пять баллов по шкале Ямбурга // Рос. газета, 2003, 5 июня. [15] См.: Понятие советской криминологии. Методическое пособие. – М., 1985. С.67. [16] См.: Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С.404. [17] Сохранение у взрослого физических или психических черт детского возраста. [18] См.: Педагогика: Учебник. С.408-409. [19] См.: Рьюз М. Социобиология – ключ к вечным проблемам? // Человек, 1990, №6. С.30. [20] Там же. [21] По состоянию на декабрь 2003 года число людей с доходом ниже величины прожиточного уровня – 29 млн. человек или 20,3%. По данным Госкомстата России, в 2002 году их было 35,8 млн., или 25% (см.: Смолякова Т. Наши доходы по-прежнему скрытые // Рос. газета 2004, 27 янв.).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |