КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерфейс MIDI
Цифровой интерфейс музыкальных инструментов MIDI (Musical Instrument Digital Interface) является последовательным асинхронным интерфейсом с частотой передачи 31,25 Кбит/с. Этот интерфейс, разработанный в 1983 году, стал фактическим стандартом для сопряжения компьютеров, синтезаторов, записывающих и воспроизводящих устройств, микшеров, устройств специальных эффектов и другой электромузыкальной техники. В настоящее время интерфейс MIDI имеют и дорогие синтезаторы, и дешевые музыкальные клавиатуры, пригодные в качестве устройств ввода компьютера. Сообщения MIDI широко используются и для передачи музыкальных записей (на дисках и по сети), а также как выходной аудиоинтерфейс для игр и прочих «звучащих» приложений. Описание музыкальных фрагментов в формате MIDI очень компактно: минута MIDI (файлы с расширением.MID) может занимать менее 10 Кбайт, в то время как минута оцифрованного звука (файлы с расширением.WAV) с качеством аудио-CD занимает около 10 Мбайт. Однако формат MIDI позволяет воспроизводить лишь звуки, на которые способен синтезатор на исполняющей стороне, в то время, как цифровое аудио воспроизводит любые звуки. В отличие от оцифрованного звука при воспроизведении данных MIDI пользователь может независимо изменять тональность (транспонировать музыкальный текст) и темп исполнения, причем без искажения тембра и характера звучания инструментов. Современные процессоры и методы обработки сигналов позволяют транспонировать оцифрованный звук даже в реальном времени, но все-таки с рядом ограничений. В физическом интерфейсе применяется токовая петля 5 мА (возможно, до 10 мА) с гальванической (оптронной) развязкой входной цепи. Логическому нулю соответствует наличие тока, логической единице и отключению — отсутствие тока (в «классической» токовой петле телекоммуникаций — наоборот). Интерфейс определяет три типа портов: MIDI-In, MIDI-Out и MIDI-Thru (рис. 12.4). Входной порт MIDI-In представляет собой вход интерфейса «токовая петля», гальванически развязанного от приемника оптроном с быстродействием не хуже 2 мкс. Устройство отслеживает информационный поток на этом входе и реагирует на адресованные ему команды и данные. Выходной порт MIDI-Out представляет собой выход источника тока, гальванически связанного со схемой устройства. Ограничительные резисторы предохраняют выходные цепи от повреждения при замыкании на землю или источник 5 В. На выход подается информационный поток от данного устройства. При специальной настройке устройства в этом потоке может содержаться и транслированный входной поток, но это нетипично. Транзитный порт MIDI-Thru служит только для ретрансляции входного потока, по электрическим свойствам он аналогичен выходному. Его наличие не является обязательным для всех устройств. In VIDI 1 Контроллер (Секвенсор) MIDI
Out
1 голосовые Звук. модуль 16 управляющие Thru синхронизирующие In MIDI 2 Thru In MIDI 3
Рис. 12.4. Соединение интерфейсов MIDI Поток данных MIDI исходит от MIDI-контроллера или от секвенсора. MIDI-контроллер представляет собой устройство, на котором играют как на музыкальном инструменте (чаще всего это клавиатура). MIDI-контроллер формирует поток сообщений, отражающий события исполнения (нажатие и отпускание клавиш) в реальном времени. MIDI-секвепсор (sequencer) — устройство, позволяющее перехватывать, хранить и редактировать (включая комбинирование, наложение и генерацию) поток MIDI-сообщений и воспроизводить его в заданном темпе. Исходящий поток MIDI-контроллера или секвенсора поступает на его разъем MIDI-Out. Для использования в качестве секвенсора компьютер должен иметь порт MIDI и соответствующее прикладное ПО, а также иметь производительность, достаточную для работы в реальном времени. Секвенсоры оперируют треками — строками нот, исполняемыми параллельно. Трек примерно соответствует партии (или ее части) одного инструмента. Такое представление естественно для композиторов и обеспечивает богатые возможности по редактированию. Программный секвенсор может сохранять партитуры как в своем собственном (ни с кем не совместимым), так и в стандартизованном формате. Для синтезаторов с аналоговым управлением интерфейс MIDI непосредственно не подходит. Для их подключения существуют специальные микроконтроллеры с ЦАП, формирующие управляющее напряжение (линейное или экспоненциальное) и разрешающий сигнал на основе потока сообщений MIDI, адресованных к выбранному каналу. Встроенное программное обеспечение такого контроллера может реализовать все команды, связанные с изменением частоты тона: вибрато, глиссандо, портаменто и т. п. Наиболее распространенные MIDI-контроллеры представляют собой 4-6-ок-тавные клавиатуры с полноразмерными (как у рояля) или уменьшенными клавишами. Каждая клавиша имеет датчик нажатия: простейший дискретный (кнопочный), фиксирующий лишь факт нажатия-отпускания, или же динамический, измеряющий скорость (силу удара) и передающий это значение в качестве параметра сообщения. Простейшие клавиатуры имеют подпружиненные клавиши, более качественные «взвешенные» клавиатуры для исполнителя по ощущениям близки к настоящим рояльным. Клавиатура может иметь датчик давления на клавишу после удара, «колеса» (wheels) для управления строем канала, а также подачи сообщений управления контроллерами (например, глубины модуляции). К клавиатуре могут подключаться педаль удержания нот (sustain), органы включения различных эффектов, переключения номера канала. На клавиатуре может быть установлен и небольшой дисплей или отдельные индикаторы режима работы. Интерфейс MIDI в значительной степени ориентирован на клавишные музыкальные инструменты. Однако даже самая хорошая «взвешенная» клавиатура с датчиками скорости и давления не позволяет передать всех нюансов исполнения, например, духовых или струнных (щипковых или смычковых) инструментов. В настоящее время существуют MIDI-контроллеры с интерфейсами, отличными от клавишных. Существуют MIDI-контроллеры в виде гитар, где датчики определяют место прижима струн и силу удара (щипка). Есть и MIDI-контроллеры с «духовым интерфейсом» — датчики устанавливаются на клапанах, а специальный мундштук измеряет расход проходящего воздуха. Существуют также и преобразователи аналогового сигнала в поток MIDI-инструкций. Они имеют АЦП, оцифровывающий входной сигнал, снятый микрофоном с реального инструмента, и внутренний сигнальный процессор. Для гитар выпускаются специальные звукосниматели, сопряженные с сигнальными процессорами. Задача разложения звука на голосовые (не спектральные!) составляющие достаточно сложна и легче решается для одноголосных инструментов. Если преобразователь использовать как устройство ввода для секвенсора, то ошибки преобразования можно исправлять средствами редактирования музыкального текста в секвенсоре. Самым примитивным MIDI-контроллером может являться обыкновенная компьютерная клавиатура — она способна генерировать сообщения по фактам нажатия и отпускания клавиш. Ценным свойством клавиатуры является способность реагирования на одновременные нажатия-отпускания клавиш, в том числе и во время удержания нескольких клавиш нажатыми. Конечно, она не воспринимает динамику удара и расположение клавиш отнюдь не фортепьянное, но при отсутствии настоящей клавиатуры поиграть можно (даже аккордами). Возможность ввода MIDI-команд с клавиатуры имеется во многих программах, работающих с MIDI-синтезатором. Поток сообщений MIDI проигрывается в компьютере с помощью синтезаторов, аппаратных или программных. Чисто аппаратная реализация MIDI выполняется на звуковых картах с собственным процессором. Этот процессор интерпретирует каждое сообщение MIDI в команды управления синтезатором (FM или WT). Простые карты имеют только сами синтезаторы, а управление ими для интерпретации сообщений MIDI осуществляет программный драйвер карты, исполняемый центральным процессором. Современные процессоры способны поддерживать чисто программную интерпретацию MIDI (Soft MIDI), выполняя и собственно синтез звука в цифровой форме. Правда, при этом занимаются ресурсы (процессорное время и память).
Конечным приемником потока MIDI-сообщений является звуковой модуль (sound module) — синтезатор, формирующий аудиосигнал на основе приходящих к нему команд. Применительно к PC синтезатор может входить в состав звуковой карты, а может быть и внешним. Каждому звуковому модулю назначается свой номер логического канала (MIDI Channel) в диапазоне 1-16. Наличие порта MIDI-Thru позволяет соединять устройства в цепочки и более сложные структуры. Возможные варианты топологии должны подчиняться главному правилу: вход MIDI-In одного устройства должен подключаться к выходу MIDI-Out или MIDI-Thru другого устройства. При планировании MIDI-сети необходимо руководствоваться знаниями информационных потоков и связей устройств. Управляющие устройства — клавиатуры, секвенсоры (в режиме воспроизведения), источники синхронизации — должны находиться, естественно, перед управляемыми. Возможно применение и специальных устройств-мультиплексоров, позволяющих логически коммутировать множество входных потоков в один выходной. Сообщения MIDI разделяются на канальные (Channel Messages) и системные (System Messages). Канальные сообщения подразделяются на голосовые и управляющие (Channel Mode Messages). Голосовые сообщения несут основную исполнительную информацию. Исполнение ноты начинается по приему сообщения Note On, которое содержит номер ноты и скорость нажатия клавиши. Это сообщение инициирует фазы атаки, спада и удержания (см. рис. 11.3). Скорость нажатия задает уровень (громкость) исполнения, качественные синтезаторы в зависимости от скорости могут корректировать и характер исполнения (спектр, форму огибающей, выбирать нужный образец). Нота снимается (отрабатывается фаза затухания) по приему с ее же номером сообщения Note Off (или Note On с нулевой скоростью). Голосовые сообщения управляют и характером исполнения (громкость, вибрато, смещение строя и т. п.). Каждому параметру синтезатора соответствует номер контроллера (в данном контексте — номер управляемого параметра), с помощью которого можно им управлять. Эти контроллеры не следует путать с MIDI-контроллерами — устройствами, с помощью которых исполнитель генерирует MIDI-сообщения. Управляющие сообщения определяют, как именно звуковой модуль должен отрабатывать голосовые сообщения. Системные сообщения служат для синхронизации с видеооборудованием и ленточными записывающими устройствами, выбора произведения и позиции воспроизведения, настройки аналоговых синтезаторов. Сообщения реального времени образуют систему синхронизации MIDI Sync, используемую секвенсорами, ритм-машинами и другими тактируемыми устройствами MIDI. Есть и специальные сообщения для обмена различными данными, например для загрузки патчей. Для обеспечения совместимости различных звуковых модулей был принят стандарт General MIDI (GM). Он определяет минимальные требования к модулям и оставляет место для расширений, среди которых широко распространены стандарты GS и XG. Стандарт GM поддерживают все звуковые карты, «понимающие» MIDI. Расширение GS поддерживается довольно большим числом производителей; XG поддерживают лишь синтезаторы (и звуковые карты) фирм Yamaha и Korg. Для унификации методов хранения и передачи информации MIDI были приняты и стандарты на форматы файлов. Хранение и передача данных MIDI имеют свою специфику. Когда источником сообщений MIDI является MIDI-контроллер и генерируемый им поток исполняется сразу в реальном времени, никакой маркировки сообщений обычно не требуется. Для хранения данных MIDI в виде файлов требуются специальные меры для отметки времени. При сопряжении устройств MIDI с «инородными» устройствами (видеосистемы, аудиорекордеры) возникает задача их синхронизации. В MIDI используется система MIDI Sync с однобайтными сообщениями SRT. Кроме этой системы в музыкальных инструментах применяется и аппаратная синхронизация Sync24, известная под названием «DIN Sync», однако, несмотря на однотипность разъемов, никакой совместимости интерфейсов MIDT и Sync24 нет. Выделить из потока MIDI- сообщения SRT может несложный микроконтроллер (или же аппаратная логика). В мультимедийных приложениях возникает необходимость синхронизации MIDI-звука с движущимся видеоизображением. Существует несколько систем синхронизации SMPTE, принятых организацией Society of Motion Picture; Television Engineers (Общество инженеров движущихся изображений и телевидения). Для передачи данных счетчиков SMPTE по интерфейсу MIDI разработана система синхронизации МТС (MIDI Time Code). Она является мостом, соединяющим систему синхронизации MIDI, построенную на отметках долей тактов (beat), с данными в форматах SMPTE. Отметим, что синхронизация MIDI Sync является темпозависимой — частота посылки синхросообщений пропорциональна темпу исполнения, который может меняться. Система SMPTE, а следовательно, и МТС привязана к абсолютному времени — ее частота сообщений определяется только частотой кадров. . Направление потоков MIDI задается программно (в среде Windows через Панель управления, значок Multimedia, вкладка MIDI). В простейшем варианте все сообщения MIDI можно посылать на одно из присутствующих в системе устройств, которые включают аппаратные (FM, WT и иные) синтезаторы установленных звуковых карт, их порты, к которым подключены дочерние карты, внешние порты MIDI, а также программные синтезаторы. Более сложную конфигурацию можно задать, указав для каждого из 16 каналов MIDI свой синтезатор (порт назначения). Внешний порт MIDI (с сигналами ТТЛ) обычно выводится на разъем джойстика, установленный на звуковой карте (или системной плате с интегрированным звуком), и для связи с внешними устройствами (с разъемами DIN и токовым интерфейсом) используются специальные переходники (см. п. 11.2.4). Программно порт обычно совместим с UART MPU-401 (см. п. 11.2.5). На некоторых системных платах применяются БИС контроллеров интерфейсов, в которых UART, используемый для СОМ-порта, конфигурированием через CMOS Setup может быть переведен в режим MIDI-порта. В последнее время в аудиотехнике намечается тенденция к использованию шины USB, которая пригодна как для обмена данными в традиционном виде.так и для изохронной передачи (с равномерной скоростью поступления данных) аудиоданных в цифровом виде. Интерфейс MIDI имеет ограничение на число каналов (16), и его невысокая скорость передачи ограничивает полифонические возможности (большое число нот в аккорде не может звучать строго одновременно). В то же время производительности современных PC хватает на то, чтобы справляться и с более мощными потоками данных. Для подключения устройств MIDI к компьютеру через USB фирма Roland выпускает 64-канальный процессорный блок S-MPU64, который кроме шины USB имеет 4 входных и 4 выходных порта MIDI. Программное обеспечение допускает объединение до 4 блоков на одной шине USB, что увеличивает число каналов до 256.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |