![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В рассматриваемый период
Защищаемой информации и организацию ее защиты Факторы, оказавшие влияние на состав ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В 20-е ГОДЫ XX в. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ После окончания гражданской воины и прекращения военной интервенции политика «военного коммунизма» стала еще меньше удовлетворять крестьянство. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и подорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелейшем положении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В 1920 г. общий объем продукции сельского хозяйства составлял около половины довоенного. В еще более плачевном положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых продуктов и предметов: хлеба, одежды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс: были остановлены многие фабрики и заводы. Рабочие от голода уходили в деревню, занимались кустарничеством, мешочничеством. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата. Срочно нужны были новые экономические мероприятия государства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. X съезд правящей Коммунистической партии принял решение о переходе к новой экономической политике, от продразверстки к продналогу. В советской науке НЭП трактовали как политику построения социализма в условиях многоукладной экономики, когда временно для поднятия экономики допускались капиталистические элементы при сохранении командных высот в экономике в руках государства. Сущность НЭПа состояла в том, что это была особая политика пролетарского государства, целью которой являлась ликвидация капиталистических элементов и построения социализма с использованием разных форм собственности, рынка и торговли как основных звеньев. Считается, что НЭП закончился в середине 1930-х годов с построением основ социализма в нашей стране. Осуществление НЭПа проходило на фоне относительно благоприятной международной обстановки, что способствовало заключению торговых соглашений с другими странами. В 1921 г. такие соглашения были подписаны с Англией, Германией, Норвегией, Австрией, Италией; в 1922 г. - со Швецией и Чехословакией. Во время Генуэзской конференции 16 апреля 1922 г. РСФСР и Германия заключили договор, по которому между ними возобновлялись дипломатически и консульские отношения. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Китаем, Норвегией, Швецией Данией, Грецией, Мексикой, Австрией, Венгрией, Францией; 1925 г. - с Японией. Таким образом, из крупных государств не было дипломатических отношений лишь с США. В рассматриваемый период произошла перестройка управления промышленностью, что привело к реорганизации чрезвычайных органов. В соответствии с «Наказом Совета народных комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики» от 9 августа 1921 г. предприятиям предоставлялось право реализации части своей продукции, частично самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем, в том числе из-за границы. Часть предприятий подлежала сдаче в аренду. Ставилась задача кооперирования мелкой и кустарной промышленности. В 1923 г. во Всероссийском совете народного хозяйства (ВСНХ) было создано два главных управления: Главное экономическое управление, являвшееся для всей промышленности регулирующим и планирующим органом, и Центральное управление государственной промышленности - орган оперативного управления. В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. стали создаваться тресты, объединявшие родственные предприятия. НЭП позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше? Длительное сосуществование капитализма и социализма в стране было невозможно. В начале 1922 г. на XI съезде партии Ленин заявил: «Мы год отступали. Мы должны теперь сказать от имени партии: достаточно!... Теперь цель выдвигается другая - перегруппировка сил». Однако путей к перегруппировке Ленин не указал. Ничего не было сказано об этом и в решениях съезда. И все же очевидно, что речь об отказе от НЭПа в 1922 г. еще не шла. После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г. руководство правящей партии постепенно пошло по линии свертывания НЭПа как в деревне, так и в городе. Однако вопрос, куда и как идти оставался открытым. Таким образом, в конце 20-х гг. страна вновь стояла на пороге коренной ломки общественных отношений1. 1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И.Чистякова. С. 168,169.
Расширение состава защищаемой информации по сферам государственной деятельности. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Система засекречивания информации. Как уже подчеркивалось молодой Советской республике пришлось практически заново разрабатывать и создавать эффективную систему защиты государственной тайны. Первым шагом в создании централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать организацию органов контрразведки. В соответствии с Постановлением Совета труда и обороны от 18 августа 1920 г. НКВД было предоставлено исключительное право определять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким образом, впервые в истории России было введено понятие территории или района особого режима. Значительно позднее эти районы и территории трансформируются в «закрытые» города. До 1921 г. особых попыток упорядочить обработку и хранение документов, содержащих государственную тайну, не предпринималось. Это создавало благоприятные условия для утечки и утраты секретной информации по различным (в том числе и несанкционированным) каналам доступа к ней. В первую очередь это были неконтролируемые средства массовой информации, иные печатные издания, почтово-телеграфная связь, радиотелеграфные коммуникации. Секретная информация «уходила» также через различного рода нечистоплотных, коррумпированных, а зачастую просто беспечных граждан, располагавших доступом к ней. Однако в первую очередь западные спецслужбы рассчитывали на использование возможностей военных специалистов и других бывших чиновников царского режима, проходивших службу в Красной Армии, работавших в советских госучреждениях и на предприятиях. Широко использовались также возможности антисоветских организаций, насаждавших в СССР свою агентуру. Например, признанный вождь белого движения и русского воинства в изгнании генерал барон П. Н. Врангель, создавший в 1924 г. Русский Обще-Воинский Союз (РОВС), рассматривал свое детище как краеугольный камень будущего широкого антисоветского фронта который объединит все патриотические силы Русского Зарубежья. К 1930 г. члены организации активно сотрудничали с разведками Польши, Румынии, Англии, Японии. Французский филиал и его руководитель генерал А. П. Кутепов тесно взаимодействовали с «северо-восточной секцией» 2-го (разведывательного) отдела Генштаба Франции. В начале 1921 г. бывший атаман А. И. Дутов предпринял попытку объединить все находившиеся в Китае отряды белогвардейцев. Кроме того, он установил контакты с командующим Добровольческой армией генералом Врангелем, среднеазиатскими басмачами, представителями иностранных (в частности, английской) разведок.1 Подобных примеров можно привести немало. 1 См.: Бабиенко Л. «Столыпинский» галстук // За СССР. 2001. № 9 (92).
В этих условиях требовалась разработка срочных мер, направленных на защиту государственной и военной тайн. Впервые простейшие методы организации секретного делопроизводства и наряду с ними перечень сведений, которые могли являться военной тайной, нашли отражение в учебном пособии издания 1921 г. «Военная тайна» Управления Военно-учебных заведений Западного фронта. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н. Е. Какурин, пытался таким образом решить проблему, связанную с защитой военной тайны в действующей Красной Армии. 13 октября 1921 г. Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. В этот же день, 13 октября 1921 г., Постановлением СНК было утверждено «Положение о военной цензуре ВЧК», по которому «для ограждения политических, экономических и военных интересов РСФСР» вводилась «цензура печатных произведений, почтово-телеграфной корреспонденции и контроль за радиотелеграфными связями». Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов в гражданской сфере была предпринята 30 августа 1922 г. В этот день Секретариат ЦК РКП(б) принял постановление «О порядке хранения и движения секретных документов». В данном постановлении впервые было зафиксировано, что для организации и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей. В ноябре того же года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)». Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. В 1924 г. вышло учебное пособие Н. Е. Какурина «Техника штабной службы. Оперативная служба войсковых штабов (в военное время)», предназначенное для слушателей военных академий, автор целый раздел посвятил вопросам секретно го делопроизводства. Представляет также интерес тот факт, что Постановлением Политбюро ЦК РКП(б) от 11 января 1923 г. при ГПУ было создано специальное межведомственное бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП(б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными задачами бюро являлись: «учет поступающих в ГПУ и Разведупр и другие учреждения сведений о степени осведомлённости иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности противника о нас; составление и техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих неправильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами через соответствующие органы ГПУ и Разведупра». Тем самым была заложена долговременная практика многочисленных эффективных операций по дезинформации противника, информация об уровне осведомленности противника позволяла органам контрразведки оперативно выявлять факты утечки секретной информации и нейтрализовать агентов противника. Постановлением СНК СССР от 24 апреля 1926 г. был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной». Все сведения были разделены на три группы: сведения военного характера, сведения экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Перечню указанным в нем сведениям присваивался один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглашению. Однако данный Перечень имел ряд недостатков, поэтому через два месяца спецотдел при ОГПУ издал секретный «Перечень вопросов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки». В нем были учтены все недостатки предыдущего перечня, изменилась и его структура. Теперь все сведения были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово-экономического характера, вопросы политического (в том числе партийного) характера, вопросы общего характера. В 1926 г. был принят также ряд общесоюзных инструкций, которые регламентировали отдельные вопросы организации и ведения секретного делопроизводства: «Инструкция по ведению секретного и шифровального делопроизводства»; «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного и мобилизационного делопроизводства»; «Инструкция по ведению архивного делопроизводства и сдаче дел в органы Центрархива»; «Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой; «Инструкция о порядке стенографии на секретных совещаниях и заседаниях»; «Инструкция о порядке ведения и хранения секретной переписки». В 1928 г. было принято решение о том, что необходимо разделить секретное делопроизводство шифровальное делопроизводство, в связи с чем приняты раздельные «Инструкция по секретному делопроизводству» и «Инструкция и шифровальному делопроизводству». А в 1929 г. была принята новая «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций». Тем самым были подтверждены функции ОГПУ по контролю за соблюдением требований секретного делопроизводства1. Таким образом, в связи с началом преобразований в народном хозяйстве Советской России, а затем и СССР, помимо тайн политического и военного характера появляется еще одна важнейшая область информационной безопасности - защита от утечки секретов в области финансово-экономической деятельности, а также секретных аспектов общего порядка. К последним относятся и профессиональные секреты различных ведомств, в том числе связанные с осуществлением оперативно-розыскной и иной разведывательной деятельности. В качестве носителей конфиденциальной информации в широком смысле этого слова выступали физические и юридические лица, получавшие к ней доступ в силу своих функциональных обязанностей либо по иным причинам. Понятие защищаемых «материальных» носителей информации в тот период было относительно узким. К ним относились бумажные носители (рукописные, машинописные и исполненные типографским способом документы), фотоматериалы (фото-, кинодокументы), граммофонные пластинки (фонограммы), радиоэфир (как средство передачи радиотелеграфных сообщений). В качестве объектов защищаемой информации в этот период рассматривались интересы Советской России (а затем СССР) в следующих областях: обеспечения государственной и военной безопасности; создания и развития новых экономических отношений; коммунистической идеологии; обеспечения личной безопасности лидеров государства; служебной тайны правоохранительных и иных ведомств.
1 См.: Столяров К В. Организация защиты государственной тайны в сии. - [Электронный ресурс] Режим доступа: htfo://www.sec4allil^&^^^ russ/html.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |