Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В рассматриваемый период

Защищаемой информации и организацию ее защиты

Факторы, оказавшие влияние на состав

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕКРЕТОВ В 20-е ГОДЫ XX в.

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ

После окончания гражданской воины и прекращения военной ин­тервенции политика «военного коммунизма» стала еще меньше удов­летворять крестьянство. Ширились выступления крестьян против Со­ветской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и по­дорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелейшем по­ложении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производитель­ные силы деревни. В 1920 г. общий объем продукции сельского хо­зяйства составлял около половины довоенного. В еще более плачев­ном положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых продуктов и предметов: хлеба, одеж­ды, мыла и т.д. Хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс: были остановлены многие фабрики и заводы. Рабочие от голо­да уходили в деревню, занимались кустарничеством, мешочничест­вом. Стала ослабевать классовая база диктатуры пролетариата.

Срочно нужны были новые экономические мероприятия государ­ства по выходу из кризисного положения экономики. В марте 1921 г. X съезд правящей Коммунистической партии принял решение о пе­реходе к новой экономической политике, от продразверстки к прод­налогу. В советской науке НЭП трактовали как политику построения социализма в условиях многоукладной экономики, когда временно для поднятия экономики допускались капиталистические элементы при сохранении командных высот в экономике в руках государства. Сущность НЭПа состояла в том, что это была особая политика пролетарского государства, целью которой являлась ликвидация капиталистических элементов и построения социализма с использованием разных форм собственности, рынка и торговли как основных звеньев. Считается, что НЭП закончился в середине 1930-х годов с построением основ социализма в нашей стране.

Осуществление НЭПа проходило на фоне относительно благоприятной международной обстановки, что способствовало заключению торговых соглашений с другими странами. В 1921 г. такие соглашения были подписаны с Англией, Германией, Норвегией, Австрией, Италией; в 1922 г. - со Швецией и Чехословакией. Во время Генуэзской конференции 16 апреля 1922 г. РСФСР и Германия заключили договор, по которому между ними возобновлялись дипломатически и консульские отношения. В 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Англией, Италией, Китаем, Норвегией, Швецией Данией, Грецией, Мексикой, Австрией, Венгрией, Францией; 1925 г. - с Японией. Таким образом, из крупных государств не было дипломатических отношений лишь с США.

В рассматриваемый период произошла перестройка управления промышленностью, что привело к реорганизации чрезвычайных орга­нов. В соответствии с «Наказом Совета народных комиссаров о прове­дении в жизнь начал новой экономической политики» от 9 августа 1921 г. предприятиям предоставлялось право реализации части своей продукции, частично самостоятельно решать вопросы снабжения себя сырьем, в том числе из-за границы. Часть предприятий подлежала сда­че в аренду. Ставилась задача кооперирования мелкой и кустарной промышленности. В 1923 г. во Всероссийском совете народного хо­зяйства (ВСНХ) было создано два главных управления: Главное эко­номическое управление, являвшееся для всей промышленности регу­лирующим и планирующим органом, и Центральное управление госу­дарственной промышленности - орган оперативного управления. В губерниях и областях действовали местные совнархозы. С 1921 г. ста­ли создаваться тресты, объединявшие родственные предприятия.

НЭП позволил восстановить народное хозяйство. Однако вскоре встал вопрос: каким путем идти дальше? Длительное сосуществова­ние капитализма и социализма в стране было невозможно. В начале

1922 г. на XI съезде партии Ленин заявил: «Мы год отступали. Мы должны теперь сказать от имени партии: достаточно!... Теперь цель выдвигается другая - перегруппировка сил». Однако путей к пере­группировке Ленин не указал. Ничего не было сказано об этом и в решениях съезда. И все же очевидно, что речь об отказе от НЭПа в 1922 г. еще не шла. После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г. руководство правящей партии постепенно пошло по линии свертывания НЭПа как в деревне, так и в городе. Однако вопрос, куда и как идти оставался открытым. Таким образом, в конце 20-х гг. страна вновь стояла на пороге коренной ломки общественных отношений1.

1 См.: История отечественного государства и права. Ч. 2 / Под ред. О. И.Чистякова. С. 168,169.

 

Расширение состава защищаемой информации по сферам государственной деятельности. Перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Система засекречивания информации. Как уже подчеркивалось молодой Советской республике пришлось практически заново разрабатывать и создавать эффективную систему защиты государственной тайны. Первым шагом в создании централизованной системы защиты государственной тайны можно назвать организацию органов контрразведки.

В соответствии с Постановлением Совета труда и обороны от 18 августа 1920 г. НКВД было предоставлено исключительное право оп­ределять порядок въезда и выезда в отдельные местности. Таким об­разом, впервые в истории России было введено понятие территории или района особого режима. Значительно позднее эти районы и тер­ритории трансформируются в «закрытые» города.

До 1921 г. особых попыток упорядочить обработку и хранение до­кументов, содержащих государственную тайну, не предпринималось. Это создавало благоприятные условия для утечки и утраты секретной информации по различным (в том числе и несанкционированным) ка­налам доступа к ней. В первую очередь это были неконтролируемые средства массовой информации, иные печатные издания, почтово-телеграфная связь, радиотелеграфные коммуникации. Секретная ин­формация «уходила» также через различного рода нечистоплотных, коррумпированных, а зачастую просто беспечных граждан, распола­гавших доступом к ней. Однако в первую очередь западные спец­службы рассчитывали на использование возможностей военных спе­циалистов и других бывших чиновников царского режима, прохо­дивших службу в Красной Армии, работавших в советских госучреж­дениях и на предприятиях. Широко использовались также возможно­сти антисоветских организаций, насаждавших в СССР свою агентуру.

Например, признанный вождь белого движения и русского воин­ства в изгнании генерал барон П. Н. Врангель, создавший в 1924 г. Русский Обще-Воинский Союз (РОВС), рассматривал свое детище как краеугольный камень будущего широкого антисоветского фронта который объединит все патриотические силы Русского Зарубежья. К 1930 г. члены организации активно сотрудничали с разведками Польши, Румынии, Англии, Японии. Французский филиал и его руководитель генерал А. П. Кутепов тесно взаимодействовали с «северо-восточной секцией» 2-го (разведывательного) отдела Генштаба Франции. В начале 1921 г. бывший атаман А. И. Дутов предпринял попытку объединить все находившиеся в Китае отряды белогвардейцев. Кроме того, он установил контакты с командующим Доброволь­ческой армией генералом Врангелем, среднеазиатскими басмачами, представителями иностранных (в частности, английской) разведок.1 Подобных примеров можно привести немало.

1 См.: Бабиенко Л. «Столыпинский» галстук // За СССР. 2001. № 9 (92).

 

В этих условиях требовалась разработка срочных мер, направленных на защиту государственной и военной тайн. Впервые простейшие методы организации секретного делопроизводства и наряду с ними перечень сведений, которые могли являться военной тайной, нашли отражение в учебном пособии издания 1921 г. «Военная тайна» Управления Военно-учебных заведений Западного фронта. Автор учебного пособия, бывший офицер военной разведки царской армии Н. Е. Какурин, пытался таким образом решить проблему, связанную с защитой военной тайны в действующей Красной Армии. 13 октября 1921 г. Декретом СНК был утвержден Перечень сведений, состав­ляющих тайну и не подлежащих распространению. Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. В этот же день, 13 октября 1921 г., Постановлением СНК было утверждено «Положение о военной цензуре ВЧК», по которому «для ограждения политических, экономических и военных интересов РСФСР» вводи­лась «цензура печатных произведений, почтово-телеграфной коррес­понденции и контроль за радиотелеграфными связями».

Первая попытка навести порядок в сфере обработки и хранения секретных документов в гражданской сфере была предпринята 30 ав­густа 1922 г. В этот день Секретариат ЦК РКП(б) принял постановле­ние «О порядке хранения и движения секретных документов». В дан­ном постановлении впервые было зафиксировано, что для организа­ции и ведения секретного делопроизводства необходимо создание секретных частей. В ноябре того же года Оргбюро ЦК РКП(б) приня­ло постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)». Аналогичный документ был издан и в Красной Армии. Приказ РВСР № 2011 определял порядок обращения с совершенно секретной корреспонденцией. В 1924 г. вышло учебное пособие Н. Е. Какурина «Техника штабной службы. Оперативная служба вой­сковых штабов (в военное время)», предназначенное для слушателей военных академий, автор целый раздел посвятил вопросам секретно го делопроизводства.

Представляет также интерес тот факт, что Постановлением По­литбюро ЦК РКП(б) от 11 января 1923 г. при ГПУ было создано специальное межведомственное бюро по дезинформации (Дезинформбюро) в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП(б), НКИД, РВС, РУ Штаба РККА. Основными задачами бюро являлись: «учет поступающих в ГПУ и Разведупр и другие учреждения сведений о степени осведомлённости иностранных разведок о России; учет и характеристика сведений интересующих противника; выявление степени осведомленности противника о нас; составление и техническое изготовление целого ряда ложных сведений и документов, дающих непра­вильное представление противнику; снабжение противника вышеуказанными материалами и документами через соответствующие органы ГПУ и Разведупра». Тем самым была заложена долговременная практика многочисленных эффективных операций по дезинформации противника, информация об уровне осведомленности противника по­зволяла органам контрразведки оперативно выявлять факты утечки секретной информации и нейтрализовать агентов противника.

Постановлением СНК СССР от 24 апреля 1926 г. был утвержден новый открытый «Перечень сведений, являющихся по своему содер­жанию специально охраняемой государственной тайной». Все сведе­ния были разделены на три группы: сведения военного характера, сведения экономического характера и сведения иного характера. Кроме этого было введено три категории секретности. Согласно Пе­речню указанным в нем сведениям присваивался один из трех грифов секретности: совершенно секретно, секретно и не подлежит оглаше­нию. Однако данный Перечень имел ряд недостатков, поэтому через два месяца спецотдел при ОГПУ издал секретный «Перечень вопро­сов секретной, совершенно секретной и не подлежащий оглашению переписки». В нем были учтены все недостатки предыдущего переч­ня, изменилась и его структура. Теперь все сведения были разделены на четыре категории: вопросы военного характера, вопросы финансово-экономического характера, вопросы политического (в том числе партийного) характера, вопросы общего характера.

В 1926 г. был принят также ряд общесоюзных инструкций, которые регламентировали отдельные вопросы организации и ведения секретного делопроизводства: «Инструкция по ведению секретного и шифровального делопроизводства»; «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за постановкой секретного и мобилизационного делопроизводства»; «Инструкция по ведению архивного делопроизводства и сдаче дел в органы Центрархива»; «Инструкция о порядке заготовления и конвертования корреспонденции, пересылаемой дипломатической почтой; «Инструкция о порядке стенографии на секретных совещаниях и заседаниях»; «Инструкция о порядке веде­ния и хранения секретной переписки». В 1928 г. было принято решение о том, что необходимо разделить секретное делопроизводство шифровальное делопроизводство, в связи с чем приняты раздельные «Инструкция по секретному делопроизводству» и «Инструкция и шифровальному делопроизводству». А в 1929 г. была принята новая «Инструкция местным органам ОГПУ по наблюдению за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций». Тем самым были подтверждены функции ОГПУ по контролю за соблюдением требований секретного делопроизводства1.

Таким образом, в связи с началом преобразований в народном хо­зяйстве Советской России, а затем и СССР, помимо тайн политического и военного характера появляется еще одна важнейшая область инфор­мационной безопасности - защита от утечки секретов в области финан­сово-экономической деятельности, а также секретных аспектов общего порядка. К последним относятся и профессиональные секреты различ­ных ведомств, в том числе связанные с осуществлением оперативно-розыскной и иной разведывательной деятельности. В качестве носите­лей конфиденциальной информации в широком смысле этого слова вы­ступали физические и юридические лица, получавшие к ней доступ в силу своих функциональных обязанностей либо по иным причинам.

Понятие защищаемых «материальных» носителей информации в тот период было относительно узким. К ним относились бумажные носители (рукописные, машинописные и исполненные типографским способом документы), фотоматериалы (фото-, кинодокументы), граммофонные пластинки (фонограммы), радиоэфир (как средство передачи радиотелеграфных сообщений). В качестве объектов защи­щаемой информации в этот период рассматривались интересы Совет­ской России (а затем СССР) в следующих областях: обеспечения го­сударственной и военной безопасности; создания и развития новых экономических отношений; коммунистической идеологии; обеспече­ния личной безопасности лидеров государства; служебной тайны правоохранительных и иных ведомств.

 

1 См.: Столяров К В. Организация защиты государственной тайны в сии. - [Электронный ресурс] Режим доступа: htfo://www.sec4allil^&^^^ russ/html.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Для предотвращения | Создание и задачи Специального отдела ВЧК-ГПУ-ОГП
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.