Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды воображения




 
 


Основные виды воображения — активное и пассивное.

а) Активное воображение всегда направлено на решение творчес­кой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами конкретной информации в определенной области В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии, оно направлено в будущее и оперирует временем как вполне определен­ной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обще­ством, деятельностью и меньше — внутренними субъективными про­блемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Рассмотрим основные виды активного воображения

Воссоздающее воображение–вид вооб­ражения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стиму­ляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения яв­ляются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком об­разы, этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Читается отрывок из художественного произ­ведения а всем остальным предлогается задание - внимательно слушать и представлять содержание. Чтение художественного произведения предполагает работу произвольного воссоздающего воображения, т.к. студенты наполняют конкретный исходный материал имеющимися в их распоряжении образами.

Например: плотный, широкоплечий, румяное лицо обрамляет окладистая борода, нос картошкой. За узорным широким поясом – тяжёлый боевой топор, за спиной приторочена кирка. (Описание гнома в произведении Ника Перумова «Властелин кольца»)

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека — предвосхищать будущие со­бытия, предвидеть результаты своих действий и т. д. Важно осознание ситуа­ции и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Ф. Лерш назвал это прометеевской (глядящей вперед) функцией воображения, которая зависит от величины жиз­ненной перспективы: чем моложе человек, тем больше и ярче пред­ставлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение как вид профессионального воображения режиссера и актера — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, пред­ставляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригиналь­ные продукты деятельности. Творческое воображение является необ­ходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельно­сти человека.

Все, что окружает нас и что сделано человеческой рукой, весь мир культуры, кроме мира природы,- все это является продуктом творческого воображения человека. Следует учесть, что деление на творческое и воссоздающее воображение до некоторой степени относи­тельно.

Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль. В этом процессе ведущую роль играет наше воображение.

Воображение с его магическим "если бы" и "предлагаемыми об­стоятельствами" досказывает то, что не досказали автор, режиссер и другие, но и оно оживляет работу всех вообще создателей спектакля. Творческое воображение в актерской и ре­жиссерской деятельности включает в себя интенсивную работу мышле­ния, оно пронизано эмоциональностью и волей. Слияние мышления и.воображения происходит в области подсознания.

б) Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам: желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления направлены на усиление и сохранение положи­тельных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицатель­ных эмоций и аффектов. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереаль­ное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.

3. Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах, т.е. различными способами:

­ агглютинация – «склеивание» различных несоединимых в жизни, качеств и частей; Пример: Египетская мифология – грифон, сфинкс, цербер, бог загробного мира (человек с собачьей головой) и т. д.

­ гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;

Пример: Гулливер, лилипуты, мальчик с пальчик, и т. д.

­ типизация — выделение существенного, повторяющегося в одно­родных образах; Пример: создание сценического образа – Обломов, Манилов, поручик Ржевский и т. д.

­ заострение, акцентуация — подчеркивание каких-либо отдельных признаков. Пример: дружеские шаржи, карикатуры.

Рассмотрим приемы, кото­рые надо знать и использовать: задать вопрос, подсказать ответ, выявить смысл, дать интересное задание, увлечь себя.

Таким образом, воображение – один из важнейших психических познавательных процессов, характеризирующих определённый уровень развития сознания личности, её творческого потенциала. Воображение играет исключительно большую роль в деятельности, а развитие её профессиональных особенностей у студентов является важнейшим условием становления личности специалиста.

Практика «Особенности творческого воображения»

Задача 1. Проследить особенности творческого воображения. Вре­мя на работу — 10 минут. В качестве критерия оценки используются следующие показате­ли: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, не­обычность поворота сюжета, неожиданность концовки

Ход задачи. Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически свя­занный рассказ, используя все данные слова.

Задача 2. Выяснить особенности творческого воображения.

Ход задачи. Испытуемым предлагается начертить в тетради кру­жок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.

Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо ис­ходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными; воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5095; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.