КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование международной торговли
Ни в одном государстве развитие международной торговли не обходится без вмешательства государства, т.е. без политики протекционизма.
Сегодня в ходе развития внешней торговли сталкиваются интересы различных слоев населения, к тому же национальная экономика становится все более открытой, поэтому государство должно учитывать в своей политике процессы, происходящие как внутри страны, так и в сфере внешнеэкономических связей, к тому же ВТО проделывает большую работу по ослаблению протекционизма. Поэтому внешнеторговая политика государства остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики. Государство в лице его исполнительной и законодательной власти призвано: - защищать общенациональные интересы и превратить внешнюю торговлю в фактор экономического развития и роста; - улучшать положение страны в международном разделении труда; - защищать интерес национальных производителей и потребителей; - способствовать улучшению структуры экспорта, - следить за благоприятным соотношением экспортных и импортных поставок, обеспечением производства и населения необходимыми товарами, услугами, ресурсами, - повышать бюджетные доходы от внешней торговли, которые складываются из доходов государственных экспортеров, таможенных пошлин, налогов и других сборов. Государственное регулирование внешней торговли осуществляется тарифными (таможенный тариф) и нетарифными средствами (квоты, лицензии, субсидии). В нашей стране наиболее распространены таможенные.
Виды пошлин: - по способу установления: адвалорные (в процентах с цены) и специфические (ставка с объема, веса и т.д.), комбинированные (с одного товара взимаются две пошлины - адвалорная и специфическая); - по направлению движения товара: экспортные, импортные, транзитные; - в зависимости от уровня цен на товары: компенсационные и антидемпинговые пошлины устанавливаются для выравнивания цен; - в зависимости от того, производится или не производится товар в данной стране: фискальные (взимаются с товаров, не производимых в данной стране) и протекционистские (устанавливаются на товары, производимые в данной стране). Рассмотрим последствия введения таможенного тарифа на импортные товары (рис. 13.7).
Рис. 13.7. Последствия введения таможенного тарифа на импорт
Предположим, что мировая цена на товар РW ниже внутренней цены равновесия (внутренняя цена в условиях автаркии – Равт), это означает, что стране выгодно импортировать этот товар. В результате цена на внутреннем рынке на данный товар установилась на уровне мировой РW. Это привело к падению объемов производства c Qe до QS1, однако, объем спроса возрос c Qe до QD1. На рынке образуется дефицит товара, который и восполнится за счет импорта товара. . В целях поддержки отечественного производителя государство ввело тариф (Т). Это привело к росту цены на данный товар на внутреннем рынке с РW до уровня РW+T. В результате объем производства вырос с QS1 до QS2, однако объем внутреннего спроса снизился с QD1 до QD2. Это привело к сокращению импорта с (QD1 - QS1) до (QD2 –QS2). Таким образом, от введения таможенного тарифа выигрывают производители, а проигрывают покупатели, так как они должны платить за весь товар (как импортный, так и отечественный) дороже. С вводом тарифа потери потребителя составили (a+b+c+d). Отечественные производители могут в этих условиях расшить продажи, так как импортные товары станут дороже и потребители переключатся на отечественные товары. Но с другой стороны, подорожание импортных товаров позволит и отечественным производителям повысить цены на свои товары и получить дополнительный выигрыш. Выигрыш производителя составит a. Но их выигрыш меньше потерь потребителя, поскольку отечественный производители выигрывают только от повышения цены на свою продукцию, а потребителям приходится платить дороже за весь приобретенный продукт. Таможенный тариф оказывает воздействие на благосостояние и потребителей, и производителей, поскольку является важным источником дохода для государственного бюджета. Поступления в бюджет = Т∙(QD2- QS2). Графически это представлено площадью прямоугольника c. Таким образом, введение таможенного тарифа приводит к перераспределению доходов от потребителя в пользу государства и производителей импортозамещающей продукции. Совокупный выигрыш государства и производителей составит (a+c), но они меньше, чем проигрыш потребителя (a+b+c+d). Чистые потери благосостояния общества составят (b+d). Кроме таможенных пошлин при пересечении границы с товаров взимаются различные поборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные налоги, импортные сборы, компенсационные сборы и т.п. К финансовым методам регулирования относятся различные валютные ограничения, в том числе авансовые депозиты, ограничения на обмен валюты, валютный курс, валютный контроль. Однако, говоря о таможенном тарифе, необходимо помнить, что одновременно государство несет и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации и т.д. В результате, возможно, что доходы от тарифа будут частично «съедены» самой системой организации тарифа и эффект для государства будет в несколько раз меньше ожидаемого. Поэтому их роль в последние годы ослабла, государство перешло на нетарифные инструменты внешнеторговой политики (административные). К нетарифным инструментам относятся: 1) квоты.
Квотирование внешней торговли осуществляется путем лицензирования – государство выдает лицензии (разрешения) на экспорт или импорт ограниченного объема продукции и запрещает нелицензионную торговлю. Лицензии могут быть генеральными (общими), индивидуальными, разовыми или автоматическими; 2) добровольные ограничения экспорта. Государство «добровольно» лимитирует объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность» условна, т.к. экспортер идет на это, дабы избежать более серьезных мер со стороны своих партнеров; 3) антидемпинговые меры (демпинг – продажа продукции по более низким ценам (ниже себестоимости или ниже, чем внутри страны) обычно используют в период экономического спада); 4) введение запрета на экспорт или импорт того или иного товара; 5) использование технических средств регулирования: таможенные формальности, технические стандарты, санитарные, экологические и другие нормы безопасности; 6) установление экспортного контроля. Рассмотрим экономические последствия установления квоты (Q) на импорт (рис. 13.8). Пусть страна является импортером товара. В условиях свободной торговли внутренняя цена на данный товар установилась на уровне мировой (РW). При этой цене отечественные производители не могут обеспечить внутреннюю потребность в товаре, и объем импорта составит (QD1- QS1). Правительство, желая ограничить объем импорта, устанавливает квоту размером Q.
Рис. 13.8. Последствия введения квоты на импорт
В результате ввода квоты кривая S сместится вправо на величину квоты, и общее предложение на внутреннем рынке с учетом импорта, будет описываться кривой S1. Это стимулирует рост отечественного производства с QS1 до QS2. Но спрос на продукцию остался прежним QD1, к тому в результате количественного сокращения импорта, часть внутреннего спроса останется неудовлетворенной, и это приведет к росту цен до уровня РW+Q и сокращению объема спроса с QD1 до QD2. Потребитель в результате роста цены несет потери в размере (a+b+c+d+e). Производитель же расширяет объемы производства и реализует ее по более высокой цене, в результате размер его дополнительного выигрыша составит a. Области (c+d) – это либо доход государства, если лицензия продается, либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получаю лицензии бесплатно. В любом случае он распределяется между тем, кто продает лицензии или их получает. Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные (b+e), Результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны. Разница лишь в том, что при введении тарифа доход получит государство, а при установлении квоты он может полностью или частично достаться импортерам. Государство отдает предпочтение квоте, а не тарифу, поскольку введение квоты дает: 1) гарантию того, что импорт не превысит определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов увеличить продажу своей продукции за счет снижения цен (тариф этого не дает); 2) более гибкий механизм, не требующий вмешательства национального законодательства, поскольку изменение тарифов регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями; 3) использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, т.к. путем распределения лицензий государство может оказать поддержку отдельным предприятиям. Однако использование квот на импорт приводит и к негативным эффектам: 1) ограничивая конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота способствует монополизации экономики; 2) распределение лицензий проводится не на открытых аукционах, а произвольно, недостаточно эффективными административными решениями, что в худшем случае приводит к коррупции; 3) будучи менее прозрачными, чем таможенные пошлины, нетарифные инструменты дают больше возможностей для произвольных действий правительства и создают значительную неопределенность в торговле. Поэтому перед ВТО стоит задача постепенной отмены количественных ограничений и замены их на тарифные. В настоящее время положения ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта только в случае резкого неравновесия платежного баланса. Несмотря на то, что и тарифные, и нетарифные методы приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются всеми странами. Это объясняется следующими положительными моментами протекционизма: 1) приносят немалый доход государству. Государство прибегает к ним для пополнения дефицита бюджета, особенно в странах, где налоговая система находится на стадии становления, и существуют трудности со сбором внутренних налогов. Но эти поступления будут зависеть от эластичности спроса на импортную продукцию. В случае неэластичного спроса по цене поступления в казну возрастут, если же товар высокоэластичен целесообразно ослабление протекционизма; 2) стимулируют производство и занятость, что обеспечивает социальную стабильность. Сокращение импорта увеличивает совокупный спрос и тем самым стимулирует рост производства и занятости. Однако существует и другая точка зрения относительно стимулирования производства: протекционизм ограничивает конкуренцию и создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях (аналогичных отечественных производствах), но одновременно создает занятость в сферах, связанных с импортом - с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции. К тому же существуют и другие более эффективные методы защиты, поддержки отечественного производителя, например, предоставление субсидий; 3) стимулируют развитие молодых отраслей. Хотя противники политики протекционизма считают, что эти меры снижают стимулы к повышению эффективности в них и период становления может затянуться; 4) обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны, поскольку чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах. Недостатки политики протекционизма в следующем: 1) обострение межгосударственных противоречий: политика протекционизма, проводимая одним государством, вызывает ответные меры со стороны ее торговых партнеров. В результате экспорт сокращается, снижается совокупный спрос и снижается занятость в отраслях, ориентированных на экспорт; 2) сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса: сокращение импорта и увеличение экспорта отразится и на обменном курсе национальной валюты (она повысится). Повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт. В результате произойдет ухудшение платежного баланса страны. Однако многие экономисты отстаивают идею перехода к свободной торговле – фритредерству.
В защиту своих взглядов они приводят следующий ряд аргументов: - свободная торговля позволяет избежать потерь в экономической эффективности, связанных с ограничением торговли; - таможенная защита внутренних рынков, уменьшая конкуренцию и увеличивая прибыль, привлекает больше фирм в защищаемую отрасль. По мере роста числа фирм на ограниченных внутренних рынках масштаб производства каждой фирмы становится неэффективным; - свободная торговля заставляет предпринимателей постоянно конкурировать внутри страны и искать новые выходы на внешние рынки гораздо активнее, чем регулируемая торговля. Поведем краткие итоги: Теории международной торговли и внешнеэкономическая политика во все времена были и остаются объектом противоборства двух идеологий – доктрины свободной торговли (фритредерства) и доктрины протекционизма. Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов. На практике эти методы сводятся к взиманию государством таможенных пошлин с экспортно-импортных операций. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф. Развитые страны в большинстве случаев прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта в формах низкопроцентных займов фирмам–экспортерам, налоговым льготам, стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают импортные и экспортные квоты, добровольные ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и ряд других мер. [1] Автаркия - замкнутость экономики. Характеризуется ориентацией производителей на внутренние источники сырья, оборудование, рынки сбыта. Импортируется лишь то, без чего народное хозяйство не может обойтись, экспорт осуществляется лишь для того, чтобы компенсировать расходы на необходимый импорт. [2] Хекшер Эли (1879-1952) – шведский экономист. [3] Олин Бертиль (1899-1979) – шведский экономист.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |