Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура. Среда – то, что окружает систему; совокупность всех объектов, изме

Цель

Связи

Элемент. Подсистема

Система и среда

Среда – то, что окружает систему; совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.

Систему выделяет из среды наблюдатель (исследователь), именно он решает, какие элементы включить в исследуемую систему. При этом возможны 3 варианта положения наблюдателя: он может отнести себя к среде, может находиться в системе и исследовать её с учётом влияния системы на свои представления о ней (это характерно для экономических систем), может являться внешним наблюдателем, то есть находиться вне системы и среды. В процессе исследования граница между системой и средой может изменяться.

 

Элемент – простейшая, неделимая часть системы; предел расчленения системы с точки зрения решения конкретной задачи по исследованию системы или с точки зрения достижения поставленной цели.

Систему можно разбить на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и от их уточнения в процессе проведения системного исследования. Сложные системы принято делить на подсистемы или на компоненты.

Подсистема – относительно независимая часть системы, обладающая свойствами системы, имеющая подцель, на достижение которой ориентирована подсистема, а также другими свойствами, определяемыми закономерностями систем. Если часть системы не обладает такими свойствами, а представляет собой просто совокупность однородных элементов, то такую часть называют компонентом. Разделение системы на подсистемы также зависит от задачи и цели исследования.

 

Связи – ограничения степени свободы элементов.

Элементы, вступая во взаимодействие между собой, утрачивают часть своих свойств, которыми они обладали в свободном состоянии. Иногда используется термин «отношение» в качестве синонима связи. Связи характеризуются следующими признаками:

1) направленность: направленные и ненаправленные связи

2) сила: сильные и слабые связи (иногда используют шкалу для определения силы связей)

3) характер или вид: связи подчинения, порождения (генетические), управления, равноправные (безразличные).

Связи в конкретных системах могут иметь сразу несколько признаков.

 
 

Схема обратной связи:

 

Здесь – управляющее воздействие; – требуемое значение выходного сигнала; – отклонение сигнала от требуемого; – изменение величины управляющего воздействия; – фактический результат.

Понятие обратной связи трудно проиллюстрировать на примере организационных систем. Обратная связь может быть положительной и отрицательной. Положительная сохраняет тенденции измерения того или иного выходного параметра, в то время как отрицательная направлена на противодействие таким изменениям, то есть на сохранение, стабилизацию требуемого значения выходного параметра. Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования.

 

 

 
 

Понятие цели, а также связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития систем. В зависимости от степени познания конкретного объекта, системы в понятие «цель» вкладывают разный смысл: от идеальных устремлений (возможно, принципиально недостижимых, но являющихся ориентиром) до конкретных целей – конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени. Иногда такие цели формулируются в терминах конечного продукта деятельности.

 


Модель «черный ящик»:

Система может быть представлена простым перечислением её элементов или моделью «чёрного ящика» (входы / выходы), но зачастую такого представления системы недостаточно; тогда вводят понятие структуры. Структура отражает определённые взаимосвязи, взаимные расположения составных частей системы, её устройство (строение). В сложных системах структура может включать не все элементы и связи между ними, а только наиболее существенные из них, то есть те, которые мало меняются в процессе функционирования системы и обеспечивают существование системы и её основных свойств.

Таким образом, структура характеризует организованность системы, устойчивую порядочность её элементов связи. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе одной системы к другой, перенося закономерности, выявленные и отражённые в структуре одной из систем на другие. При этом системы могут иметь различную физическую природу. Одна и та же система может быть представлена различными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от цели исследования. При этом по мере развития исследований или в ходе проектирования системы её структура может изменяться (детализироваться либо принимать принципиально новую форму). Структуры, особенно иерархические, могут помочь в раскрытии неопределённости сложных систем.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историческая справка | Понятия, характеризующие функционирование и развитие систем
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.