Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слияние компаний




При слиянии и поглощении организаций или образовании стратегических альянсов целесообразно создавать переходные структуры управления. Это временные структуры, работающие непродолжительное время и обеспечивающие координацию и под­держку осуществляемых организационных изменений. Несмотря на временный характер, эти структуры должны обеспечивать эф­фективное управление исследованиями, разработками, производ­ством и развитием.

Переходная структура управления служит практическим целям объединения ранее независимых организаций в единую компанию. Во-первых, происходит строительство «здания» новой организации, в ходе которого на практике изучаются возможности объединения подразделений и звеньев, выявляются опасности и координацион­ные неувязки, которые необходимо учитывать и преодолевать. Во-вторых, предпринимаются усилия по «строительству» взаимоот­ношений. В переходной структуре имеется несколько уровней управления и соответственно менеджеров, для которых характер­ны различия в стиле и культуре управления, опыте принятия ре­шений. Только работа над общей задачей, поиск общих подходов могут преодолеть сложившиеся стереотипы, породить доверие в совместной работе. Пока менеджеры объединяемых организаций не станут доверять друг другу, они не смогут обеспечить скоор­динированную деятельность новой компании.

Переходное управление предполагает непосредственное управ­ление деловыми операциями и проведение интеграции рабочих процессов и организационных культур. Переходная структура управления, включая высшее руководство новой компании, коор­динаторов и группы по преобразованиям, становится как бы «ла­бораторией», в которой высшее руководство сможет изучать по­ведение менеджеров и сотрудников, наблюдать, как они выпол­няют свои обязательства, работают друг с другом и ведут себя в конфликтных ситуациях. Она играет роль «испытательной пло­щадки» для принятия решений по назначениям на должности в объединенной организации и для оценки деятельности менедже­ров. Большая часть переходных структур управления включает руководящий комитет, менеджеров по преобразованиям и специаль­ные комиссии по интеграции.

Руководящий комитет. Объединение компаний осуществляется через координационный орган, который ставит задачи и опреде­ляет ориентиры, контролирует исследования и рекомендации, проводит интеграционную программу в соответствии со склады­вающейся ситуацией. Слияние приводит к появлению новой орга­низации, в результате чего вместо структур прежних организаций формируется новая группа подразделений. При прямом поглоще­нии, когда продаваемая компания интегрируется в организацию-покупателя, высшее руководство новой организации включает руководителей ведущей компании и отдельных руководителей поглощаемой фирмы. Координационный орган в стратегических альянсах и совместных предприятиях также непременно включа­ет представителей руководства материнских компаний. Такой ру­ководящий комитет, иногда называемый советом по объединению, в любом случае играет основную управляющую роль.

Принципиальное значение имеет вопрос о том, как должны действовать руководители объединенной организации. В круг обя­занностей руководящего комитета на ранней стадии осуществле­ния интеграционной программы входят надзор и координацион­ная деятельность, включающие:

• определение целей объединенной организации, принципов
построения деятельности, желаемого результата;

• разработку рекомендаций для специальных комиссий по ин­теграции по назначению на должности в объединенной органи­зации, созданию структур и внедрению технологических процес­сов;

• анализ важнейших факторов достижения позитивных резуль­
татов в случае слияния;

• определение критериев принятия решений для последующей
оценки интеграционных мероприятий;

• проверку и оценку решений специальных комиссий по ин­теграции с точки зрения стратегического развития организации.

На стадии фактического слияния компаний руководящий ко­митет принимает на себя функции управления изменениями:

а) координации проведения изменений с помощью плана, ос­нованного на приоритетах;

б) прогнозирования влияния изменений и выявления несоответствий между едиными правилами и реальным положением дел;

в) определения и поддержки необходимых изменений в орга­низации после слияния;

г) формирования модели «совместной работы» объединенных структур;

д) определения способов, с помощью которых оцениваются и контролируются преобразования.

Менеджеры по преобразованиям. Они действуют от имени высшего руководства новой компании, работают с группами по преобразо­ваниям и представителями всех подразделений объединяемых организаций. Обычно в качестве менеджеров по преобразовани­ям выступают один или два руководителя от каждой из объеди­няемых компаний, контролирующие выполнение аналитической работы, намеченных планов и проведение слияния. Менеджеры по преобразованиям отчитываются перед высшим руководством объединенной компании или руководителями материнских ком­паний. Их задачами являются сбор информации от руководите­лей подразделений, координация интеграционного планирования и подготовка руководителей разного уровня управления к работе в объединенной компании, к освоению ее финансовой и инфор­мационной систем. В их деятельности важное место занимает со­вмещение управления преобразованиями с управлением основным производством (переходное управление).

Специальные комиссии по интеграции. Ядром структуры преоб­разований являются специальные комиссии по интеграции, изу­чающие возможные варианты объединительных операций и вы­рабатывающие рекомендации для обеспечения стратегического успеха. Обычно это группы, состоящие из менеджеров и специа­листов объединяемых компаний, которые вырабатывают рекомен­дации по «строительству» новой организации. Эти рекомендации относятся преимущественно к экономической деятельности, ком­муникациям, обучению, взаимоотношениям с потребителями. Опираясь на стратегические установки и ожидаемый синергический эффект, комиссии изучают возможности каждого объединя­емого подразделения и его функции, охватывающие технологию, конкуренцию, спрос потребителей и т.п. Они анализируют вари­анты действий с целью получения всесторонней оценки.

Такие комиссии укомплектованы небольшим числом менедже­ров, но могут привлекать любое число сотрудников для поиска необходимой информации и аналитических данных. В тех случа­ях, когда обнаруживаются существенные различия в культуре ве­дения бизнеса объединяемых компаний, важно придать процессу планирования нового объединения открытую форму, когда обе стороны могут обсуждать свои проблемы. При этом могут созда­ваться различные функциональные комиссии (по производствен­ной сфере, маркетингу, продажам, обслуживанию и т.д.) и инициативные группы, которые призваны решать сложные организационные и производственные вопросы в течение первых 100 дней после слияния. Комиссии определяют также приоритеты в осущест­влении операций по преобразованиям и оценивают их результа­ты. Работа комиссий ориентируется на стратегические установки и требования высшего руководства объединенной компании.

Согласно статистике, примерно в 3 случаев при слияниях, поглощениях и создании стратегических альянсов не удается до­стичь установленных целей и финансовых показателей. Во мно­гом это объясняется неудовлетворительной работой менеджеров по преобразованиям и специальных комиссий по интеграции.

Организация работы. Успех деятельности менеджеров по пре­образованиям и специальных комиссий по интеграции зависит от того, насколько точно соблюдаются выработанные практикой пра­вила, сформулированные ниже.

1. Использование надежных способов выявления проблем и принятия решений. Группы по преобразованиям собирают необходимы данные и проводят объективный анализ вариантов решений. Они отбирают не только лучшие варианты, новые подходы, но и реа­листически оценивают то, что будет «работать» во вновь создан­ной организации. Доминирующим принципом отбора стратегий и процедур является лучшее из того, что необходимо потребителю.

2. Забота о взаимоотношениях участников организации. Во мно­
гих случаях переходная структура управления не конкурирует с
центральной структурой организации, а поддерживает ее в про­
цессе интеграции. Менеджеры и группы по преобразованиям со­
действуют успешной работе участников организации, специаль­ные комиссии по интеграции занимаются сбором информации,
анализом положения дел и подготовкой рекомендаций. Руководители функциональных подразделений нередко преднамеренно не привлекаются к работе в группах по преобразованиям, с тем чтобы преобладающим был «свежий» взгляд на организацию. Вме­сте с тем они участвуют в совместном анализе проблем развития организации.

Отбор менеджеров по преобразованиям и членов специальных
комиссий по интеграции.
Основные требования отбора — достаточ­но высокий уровень технических и управленческих знаний и на­выки межличностных отношений. Знание особенностей органи­зации, конкурентной среды и их функциональной специфики дают менеджерам по преобразованиям и членам специальных ко­миссий основания для оказания реальной помощи подразделени­ям и отдельным работникам. Обладание аналитическими навыками и способностями видеть проблемы с различных точек зрения помогает им разобраться в вариантах выбора.

Назначение менеджеров объединенных подразделений зачас­тую осуществляется по рекомендации специальных комиссий по интеграции. Нередко успех деятельности специальных комиссий достигается за счет привлечения к работе руководителей средне­го звена, которые способны найти быстрые управленческие реше­ния. Заранее устанавливаются рамки компетенции данной специ­альной комиссии в отличие от другой комиссии или деятельнос­ти основной организации. Особо отмечается, должна ли комиссия давать рекомендации, основываясь на лучшем из того, что име­ется у обеих объединяемых фирм, или ей необходимо еще учиты­вать практический опыт вне компании.

Статус групп по преобразованиям предусматривает их ответ­ственность за определение функций, решение вопроса о производ­ственных линиях, обоснование географического расположения офисов, разработку рекомендаций по системам и процедурам. Этот статус формируется исходя из цели объединения компаний. Если одна компания намерена поглотить другую, тогда группы по пре­образованиям и специальные комиссии должны дать рекоменда­ции, как лучше осуществить это решение. Если в качестве зада­ния, наоборот, будет выбор наилучшего варианта из существу­ющих или полная реорганизация управления, то аналитическая работа будет носить более широкий характер и рамки деятельно­сти групп значительно расширятся.

Сокращение периода преобразований. В программе интеграции компаний необходимо учитывать специфику деятельности парт­неров. Нельзя допускать отсутствия взаимопонимания между ними. Для того чтобы ускорить работу, члены специальных ко­миссий по интеграции должны опираться на знания обеих сторон. Оценка бюджетов партнеров, их основных счетов и операций за­висит от сравнительного анализа, который предусматривает:

функциональный анализ. Первым шагом является сопоставле­ние функций двух сторон. Специальные комиссии определяют
общие, основные функции, которые необходимо проанализиро­вать, а затем выявляют вторичные функции, которые рассматри­ваются отдельно;

определение базового направления. После определения базово­
го направления подготавливают данные о затратах по основным
сферам деятельности;

определение организационной структуры. Специальные комис­сии рекомендуют рабочую структуру для определенных сфер биз­неса. Они стремятся использовать подходы, призванные ускорять рабочие процессы, приближать персонал к основной экономичес­кой деятельности и потребителям, развивать широкий спектр контроля, уравновешивать контроль функциональных групп необхо­димостью обслуживания линейных подразделений;

планирование кадровой политики. Специальные комиссии подготавливают список квалифицированных кандидатов на занятие
должностей в соответствии со штатным расписанием объединен­
ной компании. Они разрабатывают должностные инструкции,
анализируют требования к персоналу (например, уровень образо­вания, опыт предыдущей работы, производственный опыт), состав
отделений компании до объединения, рейтинг подготовленности
и другую необходимую информацию;

анализ процесса управления и систем поддержки. Специальные
комиссии определяют формы и методы управления, процессы
принятия решений и системы поддержки, которые непосредствен­
но относятся к организации, персоналу и основным факторам
обеспечения конкурентоспособности, и готовят рекомендации для
проведения интеграции;

планирование снижения затрат. Специальные комиссии разрабатывают план снижения затрат. Среди источников экономии
средств — сокращение излишних операций, повышение производительности, рационализация деятельности на основе оптимальных решений о закупке, использование «лучшего» из практики
объединяемых компаний, изыскание новых путей.

Завершение подготовки и реализация преобразований. Работа групп по преобразованиям не заканчивается подготовкой рекомен­даций. Они разрабатывают также планы управления изменения­ми. Специальным комиссиям по интеграции необходимо завое­вать доверие всех работников, включая менеджеров. Это позволит обеспечить участие последних в процессе изменений и получить поддержку идей, разработанных специальными комиссиями. Од­новременно руководящий комитет осуществляет надзор за тем, чтобы деятельность объединенной компании была направлена на обеспечение ее стратегических задач. Менеджеры по преобразо­ваниям осуществляют координацию деятельности, необходимой для получения синергического эффекта и выполнения рекомен­даций.

Две группы задач стоят перед планированием организацион­ных изменений. Одна из них — координация и контроль измене­ний, которые осуществляются в результате объединения. Перио­ды и последовательность проведения изменений являются важным фактором обеспечения эффективности при переходе от старой организационной структуры к новой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.