КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Несовершенная конкуренция. Максимизация прибыли монополией
В условиях несовершенной конкуренции продавцы и покупатели получают возможность оказывать влияние на рыночные цены. Это происходит на рынках с ограниченным числом участников. Рынок, на котором отдельные производители или отдельные потребители способны воздействовать на рыночную цену, называется несовершенно конкурентным. Он включает в себя чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. К несовершенно конкурентным рынкам также принадлежат монопсония, олигопсония и дуополия. Признаки совершенной конкуренции утрачиваются под воздействием законодательства или технологических факторов, способствующих сокращению количества конкурентов. К законодательным ограничениям относят патенты, ограничения на создание фирм, внешнеторговые ограничения. Получение изобретателем патента гарантирует исключительные, монопольные права на внедрение нового товара или технологического процесса. Сокращению количества конкурентов способствуют новые технологии, обеспечивающие выпуск товаров-субститутов, заменяющих данный товар. Если на рынке оказывается один поставщик товара или услуги, то конкуренции просто-напросто не существует из-за отсутствия конкурентов. Так возникает монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – исключительное право производства, принадлежащее одному лицу. Примеры монополий можно увидеть в отраслях, имеющих особое значение в рамках национального хозяйства (железнодорожный транспорт, почтовые услуги). Принято различать следующие признаки монополии. 1. В условиях чистой монополии существует единственный продавец товара или услуги, т.е. понятие фирмы и отрасли совпадают. Монополист обеспечивает товаром данного вида весь рынок. 2. Монополия защищена от ценовой конкуренции, поскольку конкурентов нет вообще. Фирма выпускает товар, не имеющий заменителей. 3. Монополия располагает полной свободой в назначении цены на свой товар, т.е. диктует цены. 4. Монополия контролирует поступление на рынок товара или услуги. Однако управлять спросом монополия не может. При нисходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или понижает цены, изменяя этим количество товара, предлагаемого для реализации на рынке. Например, если компания устанавливает цену на уровне P1 (рис. 13.1), то она сможет реализовать количество продукции Q1. Возможна иная ситуация: компания поставляет на рынок количество продукции Q2 и соглашается ее продавать по цене Р2. Монополия может существовать на рынке при условии, если вступление в отрасль другим фирмам закрыто. Монополия в таком случае защищена от конкурентов «входными барьерами». В связи с этим различаются естественные монополии, искусственные монополии и легальные монополии. Естественный характер монополиям придают необыкновенно большие масштабы производства, при которых резко снижаются средние затраты. Мелкие или средние фирмы лишены возможности вести производство при сложившихся в основных крупных фирмах низких затратах. Только крупные предприятия (объединения) способны минимизировать затраты в таких отраслях как сталелитейная, электроэнергетическая, железнодорожный транспорт и т.д. Естественной монополией располагают компании, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые ресурсы. Например, компания «Де Вирс» контролирует мировой рынок алмазов, так как владеет крупными алмазными рудниками в Южной Африке. Однако владельцы редких ресурсов защищены от конкуренции до тех пор, пока не будут открыты новые месторождения или найдены заменители данного вида сырья. Искусственные монополии возникают в процессе конкуренции, а также в результате слияния и поглощения мелких и средних фирм более крупными. Основной целью деятельности монополии, как и любого другою предприятия-производителя, является в коротком периоде минимизация убытков, максимизация прибыли, общего дохода и общею продукта, в длительном периоде – только максимизация прибыли. В экономической теории монополия изучается в основном в краткосрочном периоде. Это объясняется относительной закрытостью монопольного рынка, невозможностью проникновения на этот рынок других предприятий-производителей, способных повлиять на деятельность уже имеющейся монополии. Несмотря на свое исключительное положение на рынке, монополия не застрахована от убыточной деятельности. Ущерб экономической деятельности монополии могут нанести недостаточный спрос на ее продукцию или высокие издержки производства. Характерная особенность монополии состоит в принятии решений об объеме выпуска продукции. В отличие от фирмы – совершенного конкурента монополия принимает решение о том, что именно произвести, не на основании цены. Поведение монополии зависит от рыночного спроса и предельных затрат на продукцию, которую данная монополия производит. На основе рыночной информации монополия определяет возможный объем выпуска продукции и устанавливает цену, по которой будет предлагать свою продукцию потребителям. При назначении цены монополист сталкивается с жесткими ограничениями, прежде всего с эластичностью спроса по цене. В качестве неизменной он принимает всю убывающую рыночную кривую спроса. Если кривая спроса является убывающей, то объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены. Вспомним, что применительно к совершенной конкуренции линия спроса имела вид горизонтали. Поэтому фирма могла продать любой объем продукции по неизменной цене. Доход (TR) монополиста – величина переменная: при увеличении выпуска продукции доход вначале возрастает, зачем, достигнув определенного максимума, снижается. Аналогично изменяемся предельный доход: MR=dTR(Q):dQ. При наращивании выпуска продукции на 1 единицу наблюдаются два эффекта изменения величины общего дохода. Во-первых, с увеличением выпуска (dQ) общий доход возрастает. Во-вторых, общий доход снижается при уменьшении цены, по которой продается дополнительная единица продукции. Монополист достигает оптимального положительного выпуска продукции при условии равенства предельного дохода предельным издержкам. Рассмотрим процесс максимизации прибыли монополией на конкретном примере. В соответствии с данными табл. 13.1 с ростом выпуска продукции монополия несет двойные потери. При этом отметим, что мы рассматриваем монополию, которая не дискриминирует покупателей в отношении цены, т.е. устанавливает единую цену для всех покупателей. Это недискриминационная монополия. Наращивание объема производства на 1 единицу каждый раз уменьшает доход монополии на 2 руб. Это первая потеря. Но монополия теряет на разнице в цене не только за счет производства добавочных единиц продукции. Она несет потери вследствие того, что продукция, выпущенная первоначально, продается по более низкой цене. Это вторая потеря. Таблица 13.1.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |