Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовершенная конкуренция. Максимизация прибыли монополией





В условиях несовершенной конкуренции продавцы и покупа­тели получают возможность оказывать влияние на рыночные цены. Это происходит на рынках с ограниченным числом участников. Рынок, на котором отдельные производители или отдельные потре­бители способны воздействовать на рыночную цену, называется не­совершенно конкурентным. Он включает в себя чистую монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию. К несовершенно конкурентным рынкам также принадлежат монопсония, олигопсония и дуополия.

Признаки совершенной конкуренции утрачиваются под воздей­ствием законодательства или технологических факторов, способ­ствующих сокращению количества конкурентов. К законодатель­ным ограничениям относят патенты, ограничения на создание фирм, внешнеторговые ограничения. Получение изобретателем па­тента гарантирует исключительные, монопольные права на внедре­ние нового товара или технологического процесса. Сокращению количества конкурентов способствуют новые технологии, обеспе­чивающие выпуск товаров-субститутов, заменяющих данный то­вар.

Если на рынке оказывается один поставщик товара или услуги, то конкуренции просто-напросто не существует из-за отсутствия конкурентов. Так возникает монополия (греч. monos – один, poleo – продаю) – исключительное право производства, принадлежащее одному лицу. Примеры монополий можно увидеть в отраслях, имеющих особое значение в рамках национального хозяйства (желез­нодорожный транспорт, почтовые услуги). Принято различать следующие признаки монополии.

1. В условиях чистой монополии существует единственный про­давец товара или услуги, т.е. понятие фирмы и отрасли совпадают. Монополист обеспечивает товаром данного вида весь рынок.

2. Монополия защищена от ценовой конкуренции, поскольку конкурентов нет вообще. Фирма выпускает товар, не имеющий за­менителей.

3. Монополия располагает полной свободой в назначении цены на свой товар, т.е. диктует цены.

4. Монополия контролирует поступление на рынок товара или услуги. Однако управлять спросом монополия не может. При нис­ходящей кривой спроса на свой продукт фирма повышает или по­нижает цены, изменяя этим количество товара, предлагаемого для реализации на рынке. Например, если компания устанавливает цену на уровне P1 (рис. 13.1), то она сможет реализовать количество продукции Q1. Возможна иная ситуация: компания поставляет на ры­нок количество продукции Q2 и соглашается ее продавать по цене Р2.



Монополия может существовать на рынке при условии, если вступление в отрасль другим фирмам закрыто. Монополия в таком случае защищена от конкурентов «входными барьерами». В связи с этим различаются естественные монополии, искусственные моно­полии и легальные монополии.

Естественный характер монополиям придают необыкновенно большие масштабы производства, при которых резко снижаются средние затраты. Мелкие или средние фирмы лишены возможности вести производство при сложившихся в основных крупных фир­мах низких затратах. Только крупные предприятия (объединения) способны минимизировать затраты в таких отраслях как сталели­тейная, электроэнергетическая, железнодорожный транспорт и т.д.

Естественной монополией располагают компании, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые ре­сурсы. Например, компания «Де Вирс» контролирует мировой ры­нок алмазов, так как владеет крупными алмазными рудниками в Южной Африке. Однако владельцы редких ресурсов защищены от конкуренции до тех пор, пока не будут открыты новые месторож­дения или найдены заменители данного вида сырья.

Искусственные монополии возникают в процессе конкуренции, а также в результате слияния и поглощения мелких и средних фирм более крупными.

Основной целью деятельности монополии, как и любого дру­гою предприятия-производителя, является в коротком периоде ми­нимизация убытков, максимизация прибыли, общего дохода и об­щею продукта, в длительном периоде – только максимизация прибыли. В экономической теории монополия изучается в основ­ном в краткосрочном периоде. Это объясняется относительной за­крытостью монопольного рынка, невозможностью проникновения на этот рынок других предприятий-производителей, способных по­влиять на деятельность уже имеющейся монополии.

Несмотря на свое исключительное положение на рынке, моно­полия не застрахована от убыточной деятельности. Ущерб эконо­мической деятельности монополии могут нанести недостаточный спрос на ее продукцию или высокие издержки производства.

Характерная особенность монополии состоит в принятии ре­шений об объеме выпуска продукции. В отличие от фирмы – со­вершенного конкурента монополия принимает решение о том, что именно произвести, не на основании цены. Поведение монополии зависит от рыночного спроса и предельных затрат на продукцию, которую данная монополия производит. На основе рыночной ин­формации монополия определяет возможный объем выпуска про­дукции и устанавливает цену, по которой будет предлагать свою про­дукцию потребителям.

При назначении цены монополист сталкивается с жесткими ог­раничениями, прежде всего с эластичностью спроса по цене. В ка­честве неизменной он принимает всю убывающую рыночную кривую спроса. Если кривая спроса является убывающей, то объем про­даж можно увеличить только за счет снижения цены. Вспомним, что применительно к совершенной конкуренции линия спроса имела вид горизонтали. Поэтому фирма могла продать любой объем продукции по неизменной цене.

Доход (TR) монополиста – величина переменная: при увеличе­нии выпуска продукции доход вначале возрастает, зачем, достигнув определенного максимума, снижается. Аналогично изменяемся пре­дельный доход: MR=dTR(Q):dQ. При наращивании выпуска продук­ции на 1 единицу наблюдаются два эффекта изменения величины об­щего дохода. Во-первых, с увеличением выпуска (dQ) общий доход возрастает. Во-вторых, общий доход снижается при уменьшении цены, по которой продается дополнительная единица продукции.

Монополист достигает оптимального положительного выпуска продукции при условии равенства предельного дохода предельным издержкам. Рассмотрим процесс максимизации прибыли монопо­лией на конкретном примере.



В соответствии с данными табл. 13.1 с ростом выпуска продук­ции монополия несет двойные потери. При этом отметим, что мы рассматриваем монополию, которая не дискриминирует покупате­лей в отношении цены, т.е. устанавливает единую цену для всех по­купателей. Это недискриминационная монополия.

Наращивание объема производства на 1 единицу каждый раз уменьшает доход монополии на 2 руб. Это первая потеря. Но моно­полия теряет на разнице в цене не только за счет производства до­бавочных единиц продукции. Она несет потери вследствие того, что продукция, выпущенная первоначально, продается по более низ­кой цене. Это вторая потеря.

Таблица 13.1.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.