Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 14 Биосоциальные концепции




1.Биологическое и социальное в онтогенезе человека: проблема соотношения.

2. Социально-эволюционные теории.

3. Биосоциальные концепции. Этология. Научение и поведение.

4. Социобиология. Генотипы и поведение.

5. Биоэтика.

 

Биологическое и социальное в онтогенезе человека. Когда говорят о различии естественных и гуманитарных наук, то предполагают, что естествознание изучает природные закономерности, а обществознание ориентировано на духовные достижения человеческой культуры. В каком же смысле, учитывая это разделение, можно определить человека, как предмет особой науки – человековедения? С одной стороны, человек по своей биологической природе – продукт эволюции живого, с другой – особенности его существования нельзя сводить лишь к биологической, естественной сущности.

Проблема соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека рассматривается в науке неоднозначно. Панбиологизм выводит все особенности человека из его биологической природы и настаивает на полной зависимости индивидуального развития человека от генетических факторов. Пансоциологизм, напротив, утверждает, что генетические задатки у всех людей одинаковы, а личность и характер формируются только под влиянием общества, под влиянием воспитания и образования

Э.Геккель абсолютизировал биологические факторы развития человека, среди которых главными он считал борьбу за существование и естественный отбор. Представитель евгеники Ф.Гамильтон в 1970 г. в книге «Наследственный гений» выступил с позиций расизма, утверждая, что северная (нордическая) раса превосходит все другие народы по своим интеллектуальным и другим качествам, и выступил против межрасовых браков. Эту же идею еще более радикально развивали П.Попенто и Р.Джонсон, книгу которых («Прикладная евгеника») назвали учебником по расизму.

Однако после разгрома германского фашизма – главного пропагандиста расизма – мировое общественное мнение стало изменяться. В 1950-е гг. ЮНЕСКО выступила с заявлением о том, что наука не располагает данными о различиях в умственных способностях различных рас и межрасовые браки безопасны. Научные исследования в ХХ в. свидетельствуют, что особенности генотипа проявляются на индивидуальном, а не на расовом уровне.

В индивидуальном развитии человека выделяют два периода: эмбриональный и постэмбриональный. Академик Н.П.Дубинин так характеризует эти периоды: В эмбриональный период развитие организма происходит по жестко закрепленной программе и при сравнительно слабом (через организм матери) влиянии окружающей физической и социальной среды».

Развитие человеческого эмбриона и эмбрионов других млекопитающих очень сходно, особенно длительно сохраняются сходства эмбриона человека и обезьяны, что показывает их филогенетическое родство. Человек генетически уникален, его свойства в значительной степени детерминированы генотипом, и передача этих свойств последующим поколениям подчиняется законам наследственности. Индивид наследует от родителей телосложение, массу, рост, цвет кожи, глаз, волос, химическую активность клеток, конституцию (морфологические и функциональные особенности организма). Однако многие ученые считают, что наследуются не сами способности, а их задатки, которые входят в развитие как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и меняются. То есть генетический потенциал человека реализуется во времени. Подтверждением этому служат факты, когда человеческие дети, младенцы, попадали в джунгли и несколько лет жили среди зверей. Необратимое отставание их в интеллектуальном и социокультурном развитии после их возвращения к людям невозможно было компенсировать, восстановить никакими самыми упорными усилиями врачей, педагогов, ученых. Это показывает, что человеческое поведение, язык, культура и различные формы социальной деятельности могут быть усвоены новым поколением только через социальное наследование, через передачу социальной программы в ходе обучения и воспитания в соответствующее, жестко обозначенное время.

Очевидное превалирование социальных факторов в эволюции человеческого сообщества привело даже к возникновению своеобразных «естественных» теорий формирования государственных структур, как бы вытекающих из теории естественного отбора Ч.Дарвина. Хотя эти теории не выдерживают серьезной критики и отброшены современной социологией, их появление весьма симптоматично и не лишено логики. В то же время их недостоверность и спорность хорошо иллюстрирует то положение, что не следует механически переносить законы одной области знаний на другую, в данном случае, из биологии в социологию.

Однако такое деление будет весьма упрощенным подходом. Законы эволюции, действующие в коллективе особей (стая, рой, племя), формируют у последних качества, которые прежде считались чисто «человеческими» - самопожертвование, альтруизм и др. это позволяет говорить о неких социально-эволюционных закономерностях, которые проявляются только в общественно-кооперативных формах жизнедеятельности. Иначе говоря, биологические эволюционные законы в социально-кооперативных структурах и биосистемах действуют также универсально, как и на нижестоящих уровнях. Поэтому логичным представляется рассмотрение этих «социально-эволюционных закономерностей. Изучением их занимаются такие современные отрасли биологии, как этология, биосоциология, биоэтика.

Очевидно, что при рассмотрении роли биологических и социальных факторов в развитии человека следует избегать крайностей как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первом случае человек низводится до уровня животного, во втором – предстает как tabula rasa (чистая доска), на которой среда пишет его развитии, не считаясь с биологическими задатками. Современное естествознание стремится обойти крайности панбиологизма и пансоциологизма. Человек – это биосоциальное существо, единство двух составляющих, биологической и социальной.

Биосоциальные концепции. Этология. Для того, чтобы понять сущность человека, необходимо говорить не только о егопоявлении как вида, важно выяснить отличия и сходства человека и животных.

Сходство определяется, во-первых, вещественным составом, строением и поведением организмов. Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной лестнице расположено животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии такие же стадии, по которым шла эволюция всего живого. И в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя ему и не нужны (например, аппендикс).

Важную информацию в этом плане дает и новая наука – этология (наука о поведении биологических особей). Основы этологии (от греч. «этос» - нрав, характер) были заложены в начале 30-х гг. австрийским зоологом Конрадом Лоренцом. Эта наука была сформирована и благодаря усилиям Н.Тинбергена.

Оказывается, в поведении человека и животных очень много схожего. Животные, как и человек, испытывают чувство радости, горя, вины и т.п.; у них есть любопытство, память, воображение, т.е. эмоциональная ступень жизни. Этология изучает животных преимущественно в свободных условиях естественного пребывания. С точки зрения этологии поведение животных зависит как от стимулов (внешних, главных раздражителей), так и от внутренних процессов (в частности, от гормонов, выделяемых в кровь органами внутренней секреции).

Инстинкты как форма поведения. Животные рождаются со значительной частью приспособительных форм поведения, которыеназываются инстинктами. Инстинкты – это врожденный реализующий механизм поведения. Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых рефлексов степенью сложности. Это единицы поведения, определяемые генетикой данного вида.

Гипотеза механизма инстинктивного поведения такова: под действием энергии внешних и внутренних факторов в соответствующих нервных центрах происходит накопление энергии действия, специфической для определенного побуждения (например, голода). Ее увеличение выше установленного уровня ведет к возникновению поисковой фазы, которая состоит в активном поиске раздражителей, при помощи которых могло бы быть удовлетворено побуждение. При усилении накопления «энергии действия» завершающий акт может осуществиться и без ключевых раздражителей.

Инстинкты – результат воздействия внешнего мира на организм, и они могут совершенствоваться тем же путем, каким возникают и закрепляются за видом новые морфологические признаки. Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют четыре вида инстинктов: голода, половой, агрессии и страха. Агрессия, по Лоренцу, является подлинным первичным инстинктом, направленным на сохранение вида. Она проявляется, прежде всего, в конкуренции внутри вида.

Механизм торможения. Опасность инстинкта – в его спонтанности, непредсказуемости. Порог раздражения при недостатке врагов или нереализованности смещается, и животное может проявлять свою агрессивность немотивированно, к кому угодно. Полезный, необходимый инстинкт должен быть заторможен для определенных случаев. Должна существовать зависимость между действенностью оружия, которым располагает вид, и механизмом торможения, запрещающим применять это оружие против сородичей. Необходимый инстинкт остается неизменным, но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специальный тормозящий механизм.

Функцию перевода агрессии в безопасное русло,а также для укрепления союза двух и более собратьев по виду выполняет ритуализация поведения. Ритуалы возникают из так называемых переориентированных действий; так, в переориентированной церемонии умиротворения соединены две позы – агрессии и страха.

Этология еще до социобиологии показала, что в человеке много свойственного животным. Агрессивность человека соответствует агрессивности животных, а садизм имеет корни в инстинкте агрессии. Как и в животном мире, агрессивность больше присуща мужчинам.

Отбор в результате только внутривидовой борьбы, как считают этологи, может быть отрицательным для вида, а он играет все большую роль для человека, стимулируя войны и экологический кризис. К.Лоренц предостерегает, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития.

В культурно-историческом развитии народов имеется как агрессивность, так и механизм, ограничивающий ее. Именно поэтому важнейшее требование всяких заповедей – запрет, мораль (Христос запретил противиться злу насилием).

Образование ритуалов, безусловно, стояло у истоков человеческой культуры. Агрессивность нельзя исключить, избавляя людей от раздражающих ситуаций или наложив на нее запрет, т.к. она выполняет биологически полезную роль, и все инстинкты связаны между собой (смех, например, косвенно связан с агрессивностью). Необходима переориентация и объективное физиологическое исследование возможной разрядки агрессии. Спорт, искусство, наука, смех выступают как необходимый тормозящий механизм агрессии по отношению ко всем людям и всей природе.

Но, конечно же, полной аналогии между поведением человека и животных не может быть именно потому, что человек не только биологическое существо.

У дикого животного в естественных условиях не возникает конфликта между его внутренними склонностями и тем, что оно «должно» делать. Человек же почти утратил эту внутреннюю гармонию вследствие громадной роли в его развитии разума, интеллекта. Более высокий интеллект обеспечил человеку культурное развитие, и, главное, способность абстрактно мыслить, накапливать и передавать от поколения к поколению все возрастающие объемы знаний. В результате историческое развитие человека происходило в сотни раз быстрее, чем чисто органическое, филогенетическое развитие прочих живых существ. Однако инстинкты человека, его врожденные реакции по-прежнему связаны с намного более медленным органическим развитием и отстают от его культурно-исторического развития. Естественные склонности уже не вполне укладываются в рамки человеческой культуры, где их почти полностью заменил разум, интеллект это прослеживается и на примере домашних животных. В процессе общения с человеком собаки, например, «умнеют»: понимают язык хозяев, даже угадывают их мысли. Но весь этот рост интеллекта сопровождается угасанием инстинктов, все более слабой реакцией на внешние стимулы.

Большее значение, чем для животных, для человека имеет обучение и все, связанное с ним. Но для того, чтобы что-то выучить, нужен интерес к этому. Способом стимулирования интереса служит игра. Потребность же в игре, по Лоренцу, присуща только наиболее психически развитым животным, поскольку игра – более высокий вид деятельности, чем соответствующие ей серьезные типы поведения, назначение которых – сохранять жизнь вида. Игра типична для развивающегося организма, ей присущ элемент открытия.

Современная психология утверждает, что человеку присуще стремление к новому, как способу обучения, причем мужчинам в большей степени, чем женщинам, основной функцией которых является сохранение и воспроизведение вида. В создании новых ситуаций проявляется и суть искусства.

Генотипы и поведение. Научение и поведение. Поведение – это эволюционный механизм. В тех случаях, когда животные сталкиваются с быстротечным изменением в окружающей среде, морфологические изменения (приспособления) не могут обеспечить выживания, т.к. изменения в организме происходят слишком медленно. В этих ситуациях животных спасают только изменения в поведении.

Обилие форм поведения определяется генетическими факторами и в такой же степени зависит от генетической однородности видов и популяций, как и многообразие телесных форм.

Более того, очень вероятно, что и различия в поведении представителей одной популяции также предопределены наследственно, по крайней мере, частично. Опыты показывают, что естественный отбор влияет на поведение, а поведение – на генотип. Поведение оказывает воздействие на групповой состав популяции и тем самым на судьбу возникающих в ней генотипических изменений. Так происходит поведенческий отбор (селекция) животных. Поведение конкретного организма определяется внутренним и внешним программированием: внешнее – в ходе накопления опыта и приспособления к окружающей среде, внутреннее – как результат постепенной эволюции вида.

Таким образом, ни одну поведенческую реакцию животных нельзя рассматривать лишь как инстинктивную. Целостный поведенческий акт животного – это переплетение врожденных и приобретенных комплексов.

Врожденные способности совершенствуются в результате научения. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения животного в результате освоения нового опыта. Оно основано на свойстве психики животного: многократное повторение одной и той же ситуации приводит к образованию определенной связи в психике. Закрепленное, приобретенное поведение превращается в привычное. Следовательно, появление психики у позвоночных животных – это новый мощный фактор адаптивной эволюции. Он позволяет им быстро менять привычки и навыки, что обеспечивает эволюционные преимущества млекопитающим и другим позвоночным. Устойчивость вновь приобретенных форм поведения зависят от памяти, хранящей полученную информацию, которая у них более емкая. Готовность к научению также предопределена генетически.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.