Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория личности




При рассмотрении проблемы личности традиционно используется ряд понятий, среди которых наиболее распространены такие, как «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Эти термины однопорядковые, но, тем не менее, их содержание отлично и недооценка этого может привести к известной путанице. Кратко определим их содержание.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект исторической деятельности, наделенный разумом, свободной волей и словесной речью. Разнообразие взглядов на сущность человека находит свое подтверждение в различных смыслообразующих значениях самого термина. Например, латинское слово homo (человек) происходит от humunus (земля, почва, прах), из которого сотворен человек. В основе термина man, используемого в современных языках, лежит слово manus (рука), безусловно, связанное с трудовой деятельностью. В собственно понятии ² человек² синтезировано несколько смыслов: во-первых, «чело» (верхняя часть тела) как обращенность к небу, бесконечности, всеобщности и, во-вторых, «век» - временная характеристика человеческого бытия, придающая определенный смысл его земному существованию. Даже самый поверхностный этимологический анализ слова «человек» показывает, что его содержание нераздельно связано с глубокими ценностно-смысловыми структурами определенных культур. Так, в западной философии сущность человека традиционно рассматривалась через трудовую деятельность (homo faber), что особенно проявилось в протестантизме, марксизме и некоторых других. Русская же философия осмысливает человеческое существование как опосредствующее звено между Небом и Землей (человечество как «богоземля» по Соловьеву).

Время как мерило нравственного развития человека играло огромную смысловую роль в философских концепциях Достоевского и Толстого.

Под индивидом понимается отдельный человек в отличие от сообщества людей, коллектива. Содержание этого термина фиксирует единичные, неповторимые качества и особенности отдельного человека, не сводимые к каким-либо всеобщим признакам. Уникальная совокупность неповторимых проявлений человека составляет его индивидуальность. В истории философии противопоставление индивидуума и некоторой социальной общности является исходным пунктом различных концепций индивидуализма. Однокорневым является также понятие современной западной философии – индивидуация, которая отражает важнейшую характеристику сущего: принципиальную невозможность тождества (возможно только лишь сходство) объектов живой и неживой природы. Этот термин активно используется в таких современных направлениях философской мысли, как аналитическая психология, феноменология, антропология и другие.

Личность (лик, лицо), персона (лат. persona – маска; лицо, личность) – основное понятие антропологии. Приступая к рассмотрению понятия личности мы исходим из того, что ее носителем является человек, обладающий индивидуальностью, т.е. индивид. Но это самое общее, абстрактное понимание личности. Здесь констатируется бесспорный факт того, что все люди в равной мере обладают неповторимостью, уникальностью. Но утверждение этого далеко не раскрывает суть вопроса о том, что же составляет существенное содержание понятия личности. В самом деле, скажем Кант и его лакей, Суворов и его денщик одинаково единичны и неповторимы. И в тоже время личностная значимость этих людей несоизмерима. Ясно, что индивидуальность, индивидуальные качества человека далеко не исчерпывают понятие личности. Для этого требуются дополнительные критерии, позволяющие ввести признаки, определяющие личность индивида. Эти критерии выявляются при рассмотрении индивида через деятельностный (прагматический) аспект. Наиболее глубокой связью, лежащей в основе прагматического аспекта лежит соотношение Я-ТЫ. Языковая формула этого отношения определяет возможность дальнейшей конкретизации понятия личности. Личностные качества не просто индивидуальны, но они проявляются и существуют только через деятельность индивида. Именно в этом смысле личность издавна рассматривается как «социальная маска» по аналогии с маской актера, т.е. человека, совершающего определенное действие (лат. actus – поступок, действие). Именно деятельность лежит в основе многообразных отношений человека к миру, обществу, самому себе. Через различные системы отношений индивид связан с обществом и в силу этого они носят социальный общественный характер. Поэтому личностные качества не замкнуты «телесными» контурами человека, а они проявляются в широких рамках общественных отношений. Рассмотрение, анализ этих отношений позволили К.Марксу сделать основополагающий вывод о том, что личность есть совокупность (ensemble) всех общественных отношений – экономических, политических, правовых, идеологических, нравственных, эстетических, религиозных и других. В этих отношениях проявляются сложные действия, в целом составляющие практику (praxis). Эти действия состоят из систем деятельностных актов, между которыми устанавливаются отношения координации и прежде всего,– субординации. Это делает возможным существование различных структур деятельности, когда одни ² подключаются² к другим и в целом обеспечивают реализацию различных жизненных (индивидуальных и общественных) целей и задач, определяющих профессиональную деятельность, семейную жизнь, социальную и политическую активность индивида. Если индивида можно скорее охарактеризовать как воплощение физических, телесных качеств, то личность определяется социальными качествами, проявляющимися в ее деятельности через социальные отношения. Всякое действие, субъектом которого оказывается личность суть взаимодействие, лежащее в основе многоуровневых общественных отношений. Именно поэтому личность человека в существенном, главном определяется не физическими данными, а социальной значимостью, социальной ролью, которые проявляются в многообразных отношениях личности с другими личностями и обществом в целом. С этой точки зрения Суворов и его денщик являются индивидами в равной степени, но их социальная значимость, выражающаяся в общественных социальных отношениях, в той «роли», которую они «играли», радикально различны. Личность тем значимее, насколько ее деятельность глубже и всесторонне соответствует нуждам и запросам общественного развития. Причем сама эта деятельность предстает как уникальное историческое событие, неотделимое от конкретного индивидуума, представляющего историческую личность, определенное «Я».

Любая сфера человеческой деятельности проявляется как труд, язык, искусство, религия, наука, право, любая человеческая экзистенция проявляется как отношение. Причем отношение к миру имеет исключительно сложную структуру, состоящую из логической, исторической, телеологической подсистем. Индивид-феномен, фрагмент объективного мира, но как носитель личностного «Я» содержит перспективную точку отсчета, задающую границы мировосприятия. Так, личность характеризуется не только неким «ансамблем отношений», но и является их фокусом, творит эти отношения, а, следовательно, и саму себя.

Здесь необходимо также учитывать, что несмотря на то, что личность отражает многообразие общественных отношений, включает их в свое содержание, тем не менее мир личности составляет специфическое пространство, где действуют присущие ему критерии и закономерности. Это проявляется в самосознании личности. Зачастую самооценка не соответствует реальной социальной значимости ее субъекта. Подобный разрыв действительного и желаемого – источник разнообразных и многочисленных человеческих драм и комедий. Л.Н.Толстой образно отметил это явление, утверждая, что человек – это дробь: ее знаменателем является мнение человека о себе, истинное значение составляет числитель. Чем меньше знаменатель, тем значимее личность. Об этом же говорит Карлейл: ² приравняй свои притязания к нулю и весь мир будет у твоих ног².

Какими же основными чертами характеризуется личность? Существенным из них, прежде всего, является сознание и самосознание. Возникновение и становление сознательного отношения к миру и самому себе характеризует развитие личности на всех этапах формирования «Я». Развитие различных форм мыслительной деятельности, их закрепление в структурах и конструкциях языка дают человеку возможность рационально, сообразно с разумом осмысливать в логических формах свою природу и место в мире, совершенствовать свою индивидуальность.

Важной стороной деятельности личности является память, т.е. прошлый опыт личности, отложившийся в сознании. Память является основой представлений о целостности личной жизни, протекающей между рождением и смертью. Повествование о прошлом как бы приравнивает индивидуальную человеческую жизнь к истории человеческого сообщества (история семьи, государства, эпохи, человечества и т.д.). В этом смысле выявляется историческая характеристика личности, ее значимость с точки зрения исторических событий, фактов, явлений.

Существенной составляющей в структуре человеческой деятельности является также телеологический (греч. telos – цель) аспект, связанный с разработкой различных программ будущего. В общественном развитии будущее проявляется в связях между средствами и результатами его достижения. Главная цель любого «проекта» будущего состоит в достижении проектируемого «уровня жизненного благополучия». Поэтому существенной характеристикой личности является ее способность к выбору цели, деятельности и готовность к внутренним усилиям для выполнения поставленных планов и замыслов – воля. Различные истолкования воли связаны с противоположностью детерминизма и индетерминизма. Воля с позиции первых рассматривается как обусловленная извне физическими, психологическими, социальными причинами или божественным предопределением. Второй рассматривает волю как автономную самополагающую силу.

Наконец, важной характеристикой личности является эмоциональный мир чувств, состояний, переживаний. Эмоциональные процессы определяются темпераментом. Индивиды по-разному выражают свое отношение к различным событиям, процессам окружающей жизни (удовольствие, неудовольствие, радость, страх и т.д.). Эмоции сопровождают практически любые проявления жизнедеятельности и служат в качестве одного из главных регуляторов психической деятельности и поведения людей, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Формирование эмоций – важное условие его развития как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы поведения.

Перечисленные характеристики в совокупности и взаимодействии образуют неповторимую индивидуальность человеческого «Я».

Общественные отношения представлены несколькими «слоями». К ним можно отнести: мегасреду – социальный мир в целом, в совокупности всех его исторических проявлений; макросреду – социальный мир, представленный определенной эпохой, страной; микросреду – непосредственное окружение индивида (семья, первичный коллектив, круг приятелей и друзей). Диалектика становления личности проявляется как взаимодействие уникального соотношения этих сред и индивида.

Формирование индивида, личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения им знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Человек появляется на свет божий как биологическое существо, которое по праву рождения занимает свое неповторимое место в социальной среде, является уникальной особью рода человеческого. По своему рождению человек, таким образом, не просто биологическое существо: он уже заключает в себе возможность человека, индивида, личности, т.е. он биосоциальное существо. Социальное в смысле возможности реализации своего уникального места, принадлежащего ему и которое ему предстоит еще освоить, занять, т.е. реализовать себя человеком. Личностные качества не встроены подобно инстинктам в биологическое тело особи. Существуют лишь определенные предпосылки (биопсихические) для формирования этих качеств. Как мы уже выяснили, формирование личностных качеств возможно лишь посредством и через «коллективное тело рода человеческого». И поэтому по отношению к отдельному индивиду формирование личностных качеств выступает как процесс, обращенный извне, «принуждающий» человеческую телесность и внутренний мир к определенным изменениям, преобразованиям его души и тела.

Одной из важнейших особенностей биологии человека, отмечаемой многими исследователями, является отсутствие заранее предопределенного генами того или иного способа жизнедеятельности. Подобная специализация характерна для представителей животного мира: птица воплощает функцию полета, крот – копания, рыба – плавания. Образ жизни хищников, например, жестко обусловлен их телесной организацией и врожденными инстинктами – «сколько волка не корми, он все в лес смотрит». Врожденная организация тела человеческой особи максимально пластична и именно поэтому оставляет неограниченный простор для формирования прижизненных вариаций способа жизнедеятельности. Биологически человек имеет возможность приспособления практически к любой экологической нише в силу того, что он не приспособлен инстинктивно ни к одной в частности. Возможно, что именно эта парадоксальная черта биологии человека напрямую связана с его привилегированным положением на лестнице эволюции жизни на Земле. Э.Майом определяет «специализацию» человека как развитие в направлении все большей деспециализации (телесной). Именно деспециализация и заключает в себе возможность универсального развития человека.

В процессе социализации, индивид овладевает различными формами деятельности, составляющими в своей совокупности определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, человеческие способы удовлетворения потребностей, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле – все эти и другие навыки не заключены в генотипе, а приобретаются в процессе социализации. Тоже самое наблюдается и в развитии органов зрения или речевого аппарата. С точки зрения биологии они заключают в себе лишь предпосылки их социальной функции, но от рождения вовсе не являются органами человеческой жизнедеятельности. Они становятся таковыми только лишь в рамках определенной системы социально-исторической культуры, как совокупности всех общественных отношений вплоть до самых глубоких и опосредствованных. Формирование личностных качеств не просто наложение определенных человеческих форм жизнедеятельности на индивида. Индивид формируется как личность, выступая и как объект общественных отношений и как субъект, активно воспроизводящий и творящий эти отношения. То есть формирование личности происходит тем более успешно, чем активнее позиция индивида в обществе, многообразнее его деятельностные связи с социальной структурой. Следует также отметить, что формирование личностных качеств происходит на фоне поступательного развития родовых свойств человеческого рода. Эти процессы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Возвращаясь к рассмотрению формирования конкретной личности можно сделать вывод о том, что этот процесс выступает как процесс преобразования биологических предпосылок материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала.

Но процесс становления личности – это не гарантированный процесс обязательно восходящего движения ко все большему совершенствованию. В реальной действительности имеются примеры и деградации личности под влиянием неблагоприятных социальных условий, вследствие пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам, отсутствия устойчивых интересов и т.д. Утеря личностных качеств, массовая деградация – серьезная общественная проблема – явный признак социального неблагополучия.

Нами рассмотрены наиболее общие вопросы антропологии. В заключение следует отметить, что философское учение о человеке постоянно развивается через осмысление традиционных и вновь возникающих проблем человеческого бытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.