Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СЛАЙД № 7

Множественность субъектов мирового хозяйства и их взаимо­действие на основе собственных экономических интересов ведет к тому, что в мировом хозяйстве сосуществуют две тенденции: 1) к гармоничному взаимодействию; 2) к обострению конкурентной борьбы между хозяйствующи­ми субъектами.

1.2 Субъекты современного мирового хозяйства

СЛАЙД № 8.

Как следует из схемы к основным субъектам мирового хозяйства относятся:

- государства (развитые страны с рыночной экономикой, раз­-
вивающиеся страны и территории с рыночной экономикой, страны с переход­ной экономикой);

- международные организации различного уровня и междуна­-
родные финансовые центры.

В качестве основных институтов глобального регулирования и управления выступают: ООН и ее специализированные учреждения, G-7, G-8, G-20, ОЭСР, ВТО. Среди всех международных организаций наиболее существенную роль в межгосударственном регулировании международных экономических отношений, а, следовательно, и процесса глобализации экономики, играетООН. Среди ее специализированных организаций, непосредственно связанных с экономической деятельностью, следует отметить Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС), конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и другие. Особую роль играют Международный Валютный Фонд (МВФ) и группа Всемирного Банка (ВБ), которые регулярно публикуют данные по социально-экономическому развитию стран мира [1].

Таким образом, в настоящее время наряду с традиционными национальными государствами в качестве субъектов современной мировой политики и экономики выступают: транснациональные и многонациональные компании, международные организации, различные региональные организации, институциональные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании), неправительственные организации (социальные движения и т.п.), финансовые центры, региональные комплексы (индустриальные округа), интеграционные группировки (ЕС, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР и др.) и др., которые оказывают значительное воздействие на экономическую политику того иного государства.

Ввиду нарастания противоречий в глобализирующемся мире, на современном этапе его развития всё большее значение приобретает «Группа двадцати» (G-20). В состав G-20 входят страны Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония, а также ЕС. Во встречах двадцатки также участвуют представители международных организаций. В странах-членах G-20 проживает около двух третей населения планеты, производится более 90 процентов мирового ВВП, на них приходится около 80 процентов мировой торговли.

На данный момент эта неформальная организация приобретает всё большее значение, поскольку может стать самой эффективной для преодоления мирового финансового кризиса. Но преобладающее влияние в G-20 США привело к тому, что «в декларации Вашингтонского саммита G20 15 ноября 2008 г. названы некоторые причины глобального криза, хотя роль таких мегарегуляторов, как ФРС и Комиссия по ценным бумагам США, даже не обозначена» [2]. По мнению министра финансов России А. Кудрина «мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов»[3]

- национальные предприятия (компании) различного уровня —
от малого бизнеса до наиболее крупных;

- транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональ­-
ные банки (ТНБ), капитал которых инвестирован (вложен) в эко-­
номику многих стран мира и которые оперируют на экономичес-­
ком пространстве различных государств, регионов и в мировом
хозяйстве в целом;

 

Переплетение глобальных и региональных аспектов в развитии современной мировой экономики проявляется в быстром развитии транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), которых по данным на 2008 год в мире существовало более 79 тысяч с количеством зарубежных филиалов более 790 тысяч и общим числом продаж более 31 трлн. долларов [4].

 

- физические лица (индивидуалы), деятельность которых не­
редко оказывает значительное воздействие на те или иные про­-
цессы, протекающие в мировом хозяйстве.

 

Остановимся более подробно на первой и основной группе субъектов со­временного мирового хозяйства - государствах.

 

А. Являясь аппаратом власти, центральным институтом политической системы государство не только становится над обще­ством, но и представляет его интересы, что придает ему опреде­ленную самостоятельность.

Б. Развитие государства тесно связано с национальным хозяй­ством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государ­ство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохра­нять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздейст­вия, способствовать улучшению структуры экономики и повы­шению ее эффективности.

 

Роль государства в экономике проявляется прежде всего

- в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом;

- его участии в накоплении капитала;

- регулирова­нии внутренних и внешних экономических связей в общена­циональных интересах;

- непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.

 

В течение длительного времени происходит увеличение фи­нансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до более 50% в начале ХХI века. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%.

За последние десятилетия за исключением восточноевро­пейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства, которое осуществляется по следующим направлениям:

Мобилизуемые государством финансовые средства позво­ляли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основ­ном занимается государство. Расходы на образование только за 80—90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здра­воохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах — 6% их совокупного ВВП.

Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные ус­луги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в раз-хся странах — около 5%).

Государство является активным участником хозяйствен­ной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субси­дии. В течение прошлого века происходило снижение доли ча­стного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, со­ставляло 85% ВВП, в начале XXI в. — порядка 60%. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.

В общегосударственное потребление входят также расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше.

Государственное потребление создает для компаний доста­точно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возмож­ность реализации товаров и услуг не только фирм-контрак­торов, но и фирм-субподрядчиков.

Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значитель­ной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП.

Государственное кредитование и субсидирование — важ­ный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и по­требление частного сектора. По оценкам, субсидии, предостав­ляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким приме­ром этого является сельское хозяйство и научно-исследова­тельская сфера в развитых странах.

Государство выступает крупным работодателем, обеспечи­вая до 20% занятых.

Государство непосредственно занимается предпринима­тельской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринима­тельской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-полити­ческих задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для дого­няющего типа развития. В промышленно развитых странах За­пада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20% ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регу­лирование воспроизводства.

В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные от­ношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обес­печивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия вы­ступают все пропорции национального производства. Направ­ленность и характер решения этих задач зависят от соотноше­ния между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СЛАЙД № 6 | ЦРУ - + 6 маленьких стран
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.