КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СЛАЙД № 7
1.2 Субъекты современного мирового хозяйства СЛАЙД № 8. Как следует из схемы к основным субъектам мирового хозяйства относятся: - государства (развитые страны с рыночной экономикой, раз- - международные организации различного уровня и междуна- В качестве основных институтов глобального регулирования и управления выступают: ООН и ее специализированные учреждения, G-7, G-8, G-20, ОЭСР, ВТО. Среди всех международных организаций наиболее существенную роль в межгосударственном регулировании международных экономических отношений, а, следовательно, и процесса глобализации экономики, играетООН. Среди ее специализированных организаций, непосредственно связанных с экономической деятельностью, следует отметить Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС), конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию (ФАО) и другие. Особую роль играют Международный Валютный Фонд (МВФ) и группа Всемирного Банка (ВБ), которые регулярно публикуют данные по социально-экономическому развитию стран мира [1]. Таким образом, в настоящее время наряду с традиционными национальными государствами в качестве субъектов современной мировой политики и экономики выступают: транснациональные и многонациональные компании, международные организации, различные региональные организации, институциональные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании), неправительственные организации (социальные движения и т.п.), финансовые центры, региональные комплексы (индустриальные округа), интеграционные группировки (ЕС, НАФТА, АТЭС, МЕРКОСУР и др.) и др., которые оказывают значительное воздействие на экономическую политику того иного государства. Ввиду нарастания противоречий в глобализирующемся мире, на современном этапе его развития всё большее значение приобретает «Группа двадцати» (G-20). В состав G-20 входят страны Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония, а также ЕС. Во встречах двадцатки также участвуют представители международных организаций. В странах-членах G-20 проживает около двух третей населения планеты, производится более 90 процентов мирового ВВП, на них приходится около 80 процентов мировой торговли. На данный момент эта неформальная организация приобретает всё большее значение, поскольку может стать самой эффективной для преодоления мирового финансового кризиса. Но преобладающее влияние в G-20 США привело к тому, что «в декларации Вашингтонского саммита G20 15 ноября 2008 г. названы некоторые причины глобального криза, хотя роль таких мегарегуляторов, как ФРС и Комиссия по ценным бумагам США, даже не обозначена» [2]. По мнению министра финансов России А. Кудрина «мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов»[3] - национальные предприятия (компании) различного уровня — - транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональ-
Переплетение глобальных и региональных аспектов в развитии современной мировой экономики проявляется в быстром развитии транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ), которых по данным на 2008 год в мире существовало более 79 тысяч с количеством зарубежных филиалов более 790 тысяч и общим числом продаж более 31 трлн. долларов [4].
- физические лица (индивидуалы), деятельность которых не
Остановимся более подробно на первой и основной группе субъектов современного мирового хозяйства - государствах.
А. Являясь аппаратом власти, центральным институтом политической системы государство не только становится над обществом, но и представляет его интересы, что придает ему определенную самостоятельность. Б. Развитие государства тесно связано с национальным хозяйством. Национальная экономика обычно представляет собой разветвленный, сбалансированный комплекс, поэтому государство должно защищать пропорциональность хозяйства, сохранять или вновь создавать структурообразующие производства, обеспечивать их защиту от разрушающего внешнего воздействия, способствовать улучшению структуры экономики и повышению ее эффективности.
Роль государства в экономике проявляется прежде всего - в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом; - его участии в накоплении капитала; - регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах; - непосредственно в производстве ВВП. Это достигается в основном перераспределением национального дохода через государственные финансы.
В течение длительного времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до более 50% в начале ХХI века. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства, которое осуществляется по следующим направлениям: • Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80—90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах — 6% их совокупного ВВП. • Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в раз-хся странах — около 5%). • Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в начале XXI в. — порядка 60%. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах. В общегосударственное потребление входят также расходы местных органов власти, соответственно его показатели будут значительно выше. Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков. • Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 — 14% ВВП. • Государственное кредитование и субсидирование — важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах. • Государство выступает крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых. • Государство непосредственно занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20% ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства. В целом государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |