Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Слуховой анализатор




Сенсорные системы. Общие принципы строения анализаторов. Основные функции и свойства. Классификация сенсорных сигналов.

СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА – это совокупность специализированных нервных образований, обеспечивающих кодирование и декодирование физических характеристик сенсорных сигналов

Учение об анализаторах было создано И.П.Павловым, который рассматривал АНАЛИЗАТОР как единую систему, включающую ТРИ ОТДЕЛА, функционально и анатомически связанных друг с другом:

· периферический или рецепторный (включает рецепторный аппарат);

· проводниковый (представлен афферентным и промежуточными нейронами);

· центральный или корковый (представлен участками коры больших полушарий, воспринимающие афферентные сигналы).

Основными функциями анализаторов являются следующие.

1. Рецепция и преобразование (трансформация) рецепторного сигнала.

2. Кодирование информации и ее передача в виде кода к сенсорным ядрам ЦНС.

3. Анализ, идентификация свойств и опознание сигнала.

 

К основным свойствам анализаторов относятся следующие.

1. Специфичность – способность избирательно воспринимать раздражители определенной модальности, к которым анализаторы обладают особо высокой чувствительностью.

2. Адаптация (привыкание) проявляется в снижении чувствительности (повышение порога раздражения) к длительно действующему раздражителю постоянной силы и может происходить на уровне всех трех отделов анализаторов (рецепторном, проводниковом, корковом).

Поскольку пусковым фактором для деятельности сенсорных систем являются сенсорные сигналы, то их можно разделить по модальности (специфичности) и по адекватности (соответствию).

Под модальностью понимают вид энергии (тепловой, световой, звуковой), действующей на организм. Модальность закодирована в специализации рецепторов и соответствующих сенсорных зон коры.

Адекватный сигнал – это сигнал, к восприятию которого приспособлены рецепторы и структуры сенсорной коры.

Например:

· звук – для рецепторов уха и слуховой зоны коры;

· свет – для рецепторов глаза и зрительной зоны коры.

Критерием адекватности является порог ощущения, который для адекватного сигнала ниже.

 

Все анализаторы делятся на две группы: внешние и внутренние.

К внешним анализаторам относятся зрительный, слуховой, обонятельный, кожный.

За счет их деятельности человек познает окружающий и материальный мир.

К внутренним анализаторам относят двигательный, вестибулярный, анализатор внутренних органов (интерорецептивный анализатор).

С их помощью головной мозг получает информацию о состоянии внутренних органов, двигательного аппарата, расположении отдельных частей тела по отношению друг к другу и в пространстве.

Субъективным отражением свойств раздражителя является ОЩУЩЕНИЕ.

Оно осуществляется на высших уровнях сенсорных систем и определяется чувствительностью.

АБСОЛЮТНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность анализатора формировать ощущение под действием раздражителя.

Её мерой является АБСОЛЮТНЫЙ порог ощущения – это раздражение минимальной интенсивности, при котором возникает минимальное ощущение.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – это способность анализаторов к различению сигналов по силе, в пространстве и во в ремени.

СЛУХ является результатом субъективного восприятия механической энергии колебаний воздуха. Его обеспечивает СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР.

ОРГАН СЛУХА включает звукоулавливающий, звукопроводящий и рецепторный аппарат.

Он состоит из 3 частей (НАРУЖНОГО, СРЕДНЕГО и ВНУТРЕННЕГО уха).

 

НАРУЖНОЕ УХО включает:

1. Ушную раковину выполняет функцию звукоулавливателя.

2. Наружный слуховой проход обеспечивает проведение звуковых колебаний к барабанной перепонке и выполняет роль резонатора с собственной частотой колебаний 3000 Гц.

3. Барабанную перепонку, которая представляет собой мало податливую и слабо растяжимую мембрану, связанную со средним ухом через рукоятку молоточка.

 

СРЕДНЕЕ УХОвключает цепь, соединенных между собой косточек: молоточек, наковальню и стремечко (связано через свое основание с овальным окном, а через него с внутренним ухом).

Содержит специальный МЕХАНИЗМ, предохраняющий внутреннее ухо от повреждений при чрезмерных воздействиях.

 

ВНУТРЕННЕЕ УХО содержит рецепторный аппарат вестибулярного анализатора (преддверие и полукружные каналы) и слухового анализатора (улитка с кортиевым органом).

Внутреннее ухо представлено улиткой.

Это костная структура в виде спирали длиной около 35 мм, что составляет 2,5 завитка.

Улитка разделена двумя мембранами (вестибулярной и основной) на три канала:

верхний (вестибулярная лестница), с редний (улиточный ход) и н ижний (тимпаническая лестница).

Верхний и нижний каналы связаны с помощью ГЕЛИКОТРЕМЫ у верхушки улитки и заканчиваются круглым окном.

Они заполнены перилимфой, которая по химическому составу приближается к плазме крови и церебральной жидкости (преобладает содержание натрия).

Средний канал заполнен эндолимфой, которая по химическому составу приближается к внутриклеточной жидкости (высокое содержание калия).

Он содержит (на основной мембране) рецепторный аппарат – КОРТИЕВ ОРГАН, который образован механорецепторами (содержат 4 ряда ВОЛОСКОВЫХ клеток).

Они прикрыты ТЕКТОРИАЛЬНОЙ (покровной) мембраной.

Она имеет свободный край и при передаче звука сгибает волоски рецепторных клеток, что преобразует акустические сигналы в потенциалы нервной системы.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ТРАНСФОРМАЦИИ АКУСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ в ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ осуществляется следующим образом.

1. Механическая (звуковая) волна, воздействуя на систему слуховых косточек среднего уха, вызывает колебательное движение мембраны овального окна.

2. Волнообразное перемещение перилимфы верхнего и нижнего каналов приводит к смещению базальной мембраны.

3. Возникающий наклон волосков вызывает физико-химические изменения в микроструктурах рецепторных клеток.

4. Следствием является возбуждение волокон слухового нерва.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ В НЕРВНЫЕ ЦЕНТРЫ осуществляется через Спиральный ганглий улитки, где расположены нейроны первого порядка.

Его отростки образуют Слуховой или кохлеарный нерв, который направляется в Кохлеарные ядра продолговатого мозга, где расположены нейроны второго порядка.

По их отросткам возбуждение направляется к Верхней оливе, где происходит первый перекрест слуховых путей.

Далее возбуждение поступает в Задние бугры четверохолмия (второй перекрест слуховых путей), к В нутренним коленчатым телам и Слуховой коре, которая расположена в верхней части височной доли и где происходит третий перекрест слуховых путей.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ СЛУХОВОЙ ПРОВОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ обеспечивают определенные ФУНКЦИИ

 

СЛУХОВОЙ НЕРВ – восприятие звуков на высоких и низких частотах

НИЖНИЕ БУГРЫ ЧЕТВЕРОХОЛМИЯ – воспроизведение ориентировочного рефлекса на звуковые раздражители (поворот головы на звук).

СЛУХОВАЯ КОРА – анализ коротких звуковых сигналов, дифференцировку звуков, фиксацию начала звука, различение длительности звука, пространственную локализацию звука, комплексное представление о звуковом сигнале, поступающем в оба уха одновременно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.